Как происходит замена датчика температуры охлаждающей жидкости в автомобиле?
Датчик температуры охлаждающей жидкости — элемент электронной охладительной системы. Он отвечает за терморегуляцию двигателя, фиксирует температуру охлаждающей жидкости и выводит информацию на экран. Водитель, в свою очередь, имеет возможность следить за состоянием двигателя и его работой: при каких температурах он работает, холодный ли он, как он нагревается и т.д.
Где находится датчик
Датчик охлаждающей жидкости встроенный в часть выпускного патрубка головки блока цилиндров, то есть между головкой блока и термостатом. При применении двух датчиков температуры охлаждающей жидкости открываются возможности по температурному регулированию. Один датчик – устанавливается на выходе из двигателя, второй – на выходе из радиатора.
Чувствительным элементом датчика является, так называемый, термистор с отрицательным коэффициентом температуры, то есть, при нагревании двигателя, уровень электрического сопротивления уменьшается. Контроллер постоянно подает на датчик электрический заряд в 5 В для ответа датчика. При низком сопротивлении – температура повышается, и, соответственно, при высоком – температура низкая.
Основными критериями для определения необходимой температуры является уровень нагрузки двигателя, то есть объем засасываемого воздуха, и амплитуда вращения коленчатого вала мотора. Показания датчика температуры охлаждающей жидкости свидетельствуют не только о характере работы двигателя, но и о работе вентилятора, уровень раскрытия термостата и др.
Когда нужна замена датчика температуры
При старте силового агрегата, когда двигатель еще холодный, топливо обогащается для быстрого прогрева движка, наблюдается незначительное повышение оборотов его работы на холостом ходу. Когда двигатель прогревается с помощью датчика температуры охлаждающей жидкости, компьютер автомобиля понимает, что обогащенное топливо можно обеднить до обычных показателей.
Соответственно, если датчик дает неправильные указатели температуры охлаждающей жидкости, топливная смесь формируется неравномерно и двигатель начинает «дёргаться».
Самой распространенной поломкой индикатора температуры охлаждающей жидкости, где в роли реагирующего элемента используется терморезистор, есть несоответствие температуры корпуса и его сопротивления.
Чаще всего, вид такой неисправности проявляется в резком увеличении сопротивления в рамках очень узкого диапазона температур корпуса, конечно, встречается и обрыв терморезистора датчика.
Пуск двигателя при таких показателях невозможен, при определенных случаях машина может нуждаться в замене свечей зажигания.
Симптомы поломки или же сбоя в работе датчика температуры охлаждающей жидкости свидетельствуют о необходимости немедленной замены устройства. Это может быть, например, если движок еще не прогрет, а вентилятор уже заработал, или же чуть другая ситуация, когда вы прогрели двигатель, а он все равно не работает так как нужно, либо вы заметите повышенный расход бензина, то в любом случае следует проверить исправность этого датчика.
Виды поломок датчика могут быть самыми разными:отсутствие контакта с датчиком, потеря изоляций, наличие разрывов контактов, или же устройство отказывается работать, сбои в работе вентилятора и т.д.
Важно!Перед проверкой датчика температуры охлаждающей жидкости, не перепутайте его с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости.
Как найти причину неисправности датчика
Проверить и найти причину неисправности датчика температуры охладительной жидкости можно как визуально, так и с помощь разных приспособлений, таких как вольтметр, оммометр, или же мультиметр и термометр (желательно электронный).
Перед проверкой нужно обследовать проводку автомобиля на наличие каких то неисправностей, так как датчику нужен постоянный приток 5 В для его правильной работы. Проверить проводку довольно таки просто: нужно отсоединить провода от датчика охлаждающей жидкости и, запустив двигатель, подсоединить к этим проводам мультиметр (вольтметр) и измерить напряжение. Если на прибор подается напряжение в 5 В, то можно приступать уже к непосредственной диагностике самого датчика.
Первый этап — визуальный (исправность датчика можно определить «на глаз»). Есть ли на корпусе отверстие, через которое вытекает охладительная жидкость, имеются ли трещины, ржавчина на зажимах – все это свидетельствует о возможной неисправности прибора.
Для более серьезной проверки нужно измерить его напряжение и сопротивление. Для этого нам потребуется вольтметр, или же мультиметр, осциограф. Все это оборудование (если у вас его нет) можно найти на любой станции технического обслуживания.
Большинство датчиков принадлежат к типу с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Имеется ввиду, что чем выше температура охладительной жидкости, тем меньше показатель сопротивления.
Для определения неисправности датчика, достаточно присоединить прибор (вольтметр, мультиметр) к проводам датчика и определить напряжение при разных температурных показателях. При средних температурных показателях, напряжение должно быть от 2 до 3 В.
Ниже приведена таблица типичных значений напряжения, температуры и сопротивления датчика охлаждающей жидкости.
Заведите двигатель и прогрейте его до оптимальных температур, напряжение в датчике должно уменьшаться. Теперь вам потребуется термометр, с помощью которого можно будет получить, а затем сравнить полученные показатели с приведенными в таблице.
При напряжении на контакте в 0 В: возможно контакт для сигнала не присоединен на заземление, нарушена целостность проводов для подачи сигнала от датчика до модуля управления, если же провода в исправном состоянии и видимых повреждений не наблюдается, то необходимо проверить соединения цепей подачи напряжения и заземления на блоке управления. Если и с этим нет никаких видимы проблем, то нужно искать причину в электронном блоке управления.
Напряжении на контакте в 5 В должно объясняться одним из следующих условий:
1. Контактом для сигнала в штекере датчика не обеспечивается контакт с этим датчиком.
2. Разорвана цепь датчика.
3. Hазомкнута цепь заземления датчика.
Чаще, основной проблемой является то, что напряжение и выходное сопротивление варьируются вне пределов адекватного для них диапазона.
Если нормальные показатели датчика температуры охлаждающей жидкости при горячем двигателе – 0,5 В, а при холодном – 2В, то неисправный датчик может выдавать результаты на холодном – 1,5В, горячем – 1,25. Все это приводит к утрудненному запуску двигателя и переобогащению смеси топлива.
Эти показатели на выдадут вам код причины неисправности, так как датчик работает в своих нормальных пределах, но все таки, его необходимо будет заменить.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охладительной жидкости не подлежит ремонту, поэтому требуется его полная замена. Стоимость такого датчика для большинства автомобилей – не большая, поэтому не составит серьезной проблемы для водителя. Важно!Необходимо производить замену датчика температуры охладительной жидкости на датчик с такой же маркировкой. Замена на другой датчик, может повлиять на работу двигателя или же выдавать вам неверные показатели.
Необходимый инструмент
- Ключи: 8, 13, 17,21
- Тара для охладительной жидкости.
Процесс замены
Перед сменой датчика температуры охлаждающей жидкости необходимо снять воздушный фильтр и слить антифриз.
Сливаем антифриз. На остывшем двигателе необходимо убрать защиту и ключом отвернуть крепление радиатора. При этом включить печку на максимум, открыть крышку расширительного бачка и кран отопителя.
Ставим под радиатор тару для охладительной жидкости и медленно, чтобы не залить генератор, отворачиваем сливную пробку. Сливаем жидкость, примерно, минут 10.
Потом ставим тару под движок, находим под модулем зажигания на блоке цилиндров пробку и открутив ее, опять ждем около 10 минут для полного слива жидкости.
Важно!Перед тем, как перейти к замене датчика, протрите горлышка каждого из отверствий.
Смена и снятие датчика температур охлаждающей жидкости. В соответствии с маркой вашего авто устанавливаем расположении датчика температуры охлаждающей жидкости. Приступаем к его снятию. Снимаем защитный слой резины, на корпусе датчика определяем расположение его маркировки, что бы следующий поставить в таком же положении. С помощью ключа выкручиваем измерительный прибор и, соответственно, ставим новый датчик. Заливаем обратно антифриз в радиатор и блок цилиндров мотора.
Если прибор не работает, то нужно еще раз внимательно осмотреть его на наличие брака, или же утечки охладительной жидкости, возможно вы забрызгали генератор, либо не залили охлаждающую жидкость, неплотно завинтили измеритель.
Что будет если не заменить датчик вовремя
Датчик температуры охлаждающей жидкости отвечает за множество функций вашей машины и, в частности, двигателя. Неисправность датчика или же его цепи, влечёт за собой увеличение углекислого газа и сопутствующих веществ в окружающей среде. Кроме того, наблюдается, перегрев двигателя, либо его медленное нагревание, очень сильно увеличится расход топлива.
Важно!Многие проблемы датчика температуры охладительной жидкости зависят от качества проводки, плотности соединителей и их качества. Дальнейшее использование неисправного датчика температуры охладительной системы влечёт за собой частую остановку двигателя и его поломку.
Источник: https://auto.today/bok/5701-priznaki-neispravnosti-kak-pravilno-vypolnit-zamenu-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti.html
Где находится и как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости?
Система охлаждения является одним из важных узлов в любом автомобиле. Транспортные средства сегодня оборудуются множеством регуляторов и измерительных приборов, предназначенных для обеспечения правильной работы ДВС. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, зачем он используется и как выполнить его смену, мы расскажем ниже.
ДТОЖ нельзя путать с контроллером уровня антифриза. Если первый предназначен для выявления температуры силового агрегата, то второй применяется для контроля объема расходного материала — хладагента.
По показаниям ДТОЖ блок управления выявляет температурные изменения и передает данные на бортовой компьютер о том, в каком состоянии работает мотор. С помощью контроллера определяется прогрев двигателя, его перегрев, а также оптимальная температура функционирующего ДВС.
Импульсы, передающиеся на управляющий модуль, определяют функциональность управляющей системы ДВС в целом.
Температура двигателя определяет такие нюансы:
- расход горючего на 100 км;
- объем и качество газов;
- возгорание топливовоздушной смеси;
- оптимальная работа коробки передач.
Все эти факторы контролируются управляющим устройством, который по полученной информации определяет оптимальный режим функционирования двигателя. Поэтому работоспособность датчика температуры важна для транспортного средства. Если устройство неисправно и подает неверные импульсы на управляющий модуль, это может привести к проблемам.
Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?
По параметрам, подающимся на управляющее устройство, модуль осуществляет такие функции:
- Обогащение топливовоздушной смеси или ее обеднение. Если контроллер определяет слишком низкую температуру, то он начнет увеличивать продолжительность сигнала, поступающего на форсунки, что способствует обогащению топливной смеси. В соответствии с нормализацией температурного режима горючее постепенно обедняется, что предотвращает возможный перерасход бензина и снижает объем выхлопных газов. При поломке датчик может регулярно понижать температуру в двигателе, что приведет к загрязнению горючего и его увеличенному расходу.
- Блок управления выставляет зажигание. Оно может быть ранним либо поздним. Если температура увеличивается, то управляющий модуль регулирует угол опережения зажигания для снижения токсичности выхлопных газов.
- Благодаря ДТОЖ выполняется правильная рециркуляция газов в ходе прогрева. Рециркуляционный клапан при прогреве силового агрегата плотно закрывается. Если двигатель машины еще холодный, то рециркуляция станет причиной колебания холостого хода и произвольной остановки мотора.
- С помощью ДТОЖ блок управления выполняет продувку системы фильтрации, которая улавливает пары топлива. Чтобы достигнуть лучшей управляемости машиной, угольный фильтрующий элемент не продувается до момента, пока двигатель полностью не прогреется.
- Блокировка гидротрансформатора коробки передач при прогреве ДВС. Управляющий модуль не должен ограничивать работу устройства до момента прогрева машины.
- ЭБУ контролирует функционирование вентилятора охлаждения агрегата. По показаниям температурного контроллера модуль осуществляет активацию и отключение вентилирующего устройства для правильного подбора температуры агрегата. Если ДТОЖ будет подавать некорректные импульсы, есть вероятность перегрева мотора.
Обзор видов ДТОЖ: устройство и принцип работы
Подробно рассмотрим принцип работы и разновидности контроллеров.
Магнитные
Такие контроллеры состоят из катушек, расположенных по сторонам стального якоря. К последнему подсоединена стрелка контроллера, расположенного на щитке приборов в салоне.
Первая катушка подключается к бортовой сети автомобиля, а вторая — к кабелю с меняющимся сопротивлением. Этот параметр изменяется в соответствии с температурными значениями в двигателе.
Напряжение, проходя через катушки, создает магнитное поле, которое управляет якорем. Параметр смещения элемента определяется разницей полей, зависящей от значения тока.
Пользователь Иримия Евгений на своем видео показал, как нестабильно работает ДТОЖ.
Биметаллические
Принцип действия биметаллических контроллеров основан на расширении элементов в ходе нагрева. Устройство оборудовано стержнем, который меняет размер в ходе увеличения температурного режима ДВС. Полосы в катушке осуществляют вращение стрелки на контрольном щитке в салоне авто в соответствии с величиной тока.
В современных датчиках температуры антифриза могут использоваться два типа сенсоров:
- полупроводниковые;
- биметаллические.
Вторые сегодня практически не используются. Полоса в таких контроллерах перемещается к катушке и открывает контакты, способствуя изменению величины тока, поступающего на приборную панель. А полупроводники применяются повсеместно.
Блок управления подает сигнал на термистор устройства с отрицательным коэффициентом через резистивный элемент, обладающий постоянным сопротивлением. Когда температура увеличивается, сопротивление в этой схеме падает. Соответственно, снижается и уровень напряжения.
Управляющий модуль определяет снижение этого параметра и определяет температуру расходного материала, выводя ее на контрольный щиток с индикатором.
Капиллярные
Считается самым старым и неактуальным для применения сегодня типом датчика. Стрелка на устройстве напрямую связана с девайсом. Контроллер выполнен в корпусе в виде емкости с расходным материалом, обладающей пониженной температурой кипения. Резервуар соединяется со стрелкой, а также стальной трубкой.
При прогреве силового агрегата хладагент в емкости начинает кипеть и испаряться, в результате чего повышается давление в колбе. Этот параметр поступает на указатель, где расположена трубка Бурдона. Этот элемент начинает распрямляться в результате воздействия давления и перемещает стрелку на контрольном щитке.
Этот тип контроллеров почти не используется по нескольким причинам:
- сам измерительный элемент пролегает через весь моторный отсек, с одной стороны соединяясь с трубкой, а с другой — с контрольным щитком;
- капиллярная трубка довольно тонкая, в ходе эксплуатации она быстро повреждается.
Фотогалерея «Разновидности ДТОЖ»
Схемы разных видов датчиков приведены на фото.
Магнитный тип ДТОЖ Биметаллический датчик Схема капиллярного датчика
Где расположен датчик?
Прежде чем проверять и поменять прибор, нужно знать о его месте расположения. Где устанавливаются датчики зависит от производителя авто.
Местоположение устройства может быть таким:
- в головке блока цилиндров;
- на верхней магистрали радиаторного устройства;
- в корпусе термостата.
Независимо от того, где установлен контроллер, устройство фиксируется рядом с отводящим шлангом, по которому хладагент поступает в радиатор. Это важно, поскольку именно это место монтажа позволяет точно определить температуру расходного материала.
Признаки неисправности
Канал AndRamons предоставил видео о процессе проверки контроллера.
Основным признаком неисправности контроллера является неработоспособность вентилирующего устройства при прогреве силового агрегата. Но машина может быть оборудована и датчиком активации вентилятора, выполняющего функцию включения. Тогда причину следует искать в повреждении электроцепи или выходе из строя контроллера.
По каким симптомам еще можно определить неработоспособность ДТОЖ:
- повышенный расход горючего;
- трудный старт двигателя на горячую, когда агрегат прогрет;
- повышенные холостые обороты;
- детонация мотора;
- перегрев агрегата.
Во многих современных автомобилях есть электронная система определения неисправностей. На специальном экране на приборной панели при поломке ДТОЖ могут выскакивать ошибки. Но обычно коды неисправностей говорят как о возможной поломке датчика, так и о повреждении проводки либо разъема контроллера.
Проверка ДТОЖ на авто
Таблица соответствия параметров температуры, сопротивления и напряжения для проверки ДТОЖ
Суть диагностики контроллера на автомобиле и вне машины заключается в проверке величины сопротивления и напряжения.
Проверка второго параметра выполняется с помощью вольтметра:
- Щупы прибора подключите к заземлению, а также сигнальному контакту контроллера.
- Двигатель должен быть холодным. Включите зажигание.
- Измерьте параметр напряжения и сравните полученные данные в соответствии с таблицей.
Для диагностики температурного параметра потребуется термометр:
- выполните замер температуры расходного материала;
- заведите мотор и дайте ему прогреться, в ходе нагрева ДВС измеряйте значение напряжения с учетом изменения температуры;
- если полученные параметры не соответствуют табличным, то устройство вышло из строя.
Пользователь Яковлев Дмитрий на видео показал, как выполнить проверку контроллера.
Используя омметр, выполните проверку сопротивления:
- Диагностика осуществляется при разной температуре машинного мотора. Параметры сравниваются с табличными.
- Если величина сопротивления на непрогретом двигателе оказывается в правильном диапазоне, то температура расходного материала может отклониться в сторону на несколько градусов.
Проверка вне авто
Для диагностики вне автомобиля:
- Поместите устройство в резервуар с водой и проверьте температуру.
- Выполните замер параметра сопротивления ДТОЖ. Полученные результаты сверьте с теми, что указаны в таблице.
- Емкость с водой постепенно нагревается. В ходе прогрева периодически выполняйте проверку уровня сопротивления и температуры.
Необходимые инструменты
Для выполнения задачи потребуется:
- емкость для сбора отработанной жидкости;
- гаечный ключ на 19;
- герметик.
Пошаговая инструкция
Демонтаж и установка контроллера выполняются так:
- Из радиатора надо слить часть хладагента, это потребуется для демонтажа датчика.
- От устройства отключите подведенные провода.
- Сам контроллер отключается с помощью гаечного ключа на 19.
- Выполните диагностику устройства, если это нужно. Если вы меняете прибор, то перед установкой необходимо его резьбу обработать герметиком.
- Закрутите на место новый контроллер, подключите к нему проводку.
- Залейте в систему охлаждения слитый ранее антифриз. Убедитесь в том, что через устройство не протекает хладагент.
«Как правильно поменять контроллер»
Наглядное руководство по замене температурного датчика антифриза описано на ролике, снятом пользователем Василием Калугиным.
Источник: https://autodvig.com/sistema-ohlazhdenija/gde-nahoditsya-datchik-temperatury-11075/
Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости
Работающий мотор нагревает все элементы конструкции двигательной системы. Температура может доходить до 2500 градусов. Понятно, что в ходе долгой эксплуатации, такой перегрев не сможет выдержать ни один, даже очень твердый, материал. Это неминуемо привело бы к раннему износу и выходу из строя всех связанных систем и деталей.
Для предотвращения этого, автомобиль снабдили охлаждающей системой, для нейтрализации больших температур и создания оптимальных режимов работы всех составляющих. Измерение температуры происходит с помощью датчика температуры охлаждающей жидкости. Рассмотрим какие ошибки выдает датчик и способы их устранения.
Датчик указателя температуры ОЖ, как элемент системы охлаждения
Охлаждающая система – совокупность и слаженное взаимодействие устройств, которые подводят охлаждающую жидкость к накаленным участкам, и отводят излишки теплоты наружу. Она постоянно поддерживает оптимальный тепловой режим деталей, регулируя через блок управления показатели, при разных условиях работы мотора.
Отклонения недопустимы и в сторону чрезмерного охлаждения. В таких условиях топливная смесь, взаимодействуя с холодными стенками, конденсируется на них и стекает в картер, загрязняя и разжижая масло. Низкая температура становится причиной увеличения густоты масла, затруднительной ее подачи в цилиндр, что опять же, негативно сказывается на работе мотора.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это информационная, сигнальная часть такой системы. С его помощью осуществляется передача данных в ЭБУ об изменения температуры в процессе теплообмена. Там определяются рабочие параметры двигателя и принимаются решения по его регулированию.
За что отвечает датчик ож?
- Выставление угла зажигания. Правильная его регулировка обеспечивает максимальное сгорание топлива, а значит уменьшение его расхода. Повышение КПД двигателя и мощностных его характеристик.
- Корректируется состав топливной смеси, за счет изменения положения заслонки и обеспечения доступа большего (или меньшего) объема воздуха в смесь.
Благодаря этому стабилизируются обороты в разных режимах работы, уменьшается токсичность выхлопных газов.
- Поддерживается обратная связь с датчиком кислорода, необходимая для регуляции пропорций смеси для двигателя.
Пока не будет изменений температуры хладагента, ЭБУ не воспримет сигнала кислородного датчика, не обогатит смесь в режиме холостого хода, что приведет к нестабильной работе мотора. Т.е. осуществлять контроль повышения оборотов в этом режиме.
- Осуществляется контроль вращательных характеристик коленчатого вала, продувке устройства улавливания отработанных паров газа, блокировки трансформатора АКПП при перегреве.
- В автомобилях, где отсутствует датчик принудительного охлаждения, датчик температуры ОЖ выполняет функцию включения вентилятора.
Что представляет собой ДТОЖ
Современные датчики – это термисторы, с полупроводником, с легкостью изменяющимся сопротивлением, при колебаниях температуры. Повышение t влечет за собой увеличения количества свободных электронов в материале полупроводника, что и является причиной падения сопротивления. Т.е.
обладает обратно – пропорциональной зависимостью, с отрицательным коэффициентом. Исходное сопротивление соответствует напряжению 5В. По мере нагревания двигателя, сопротивление падает до 0, и наоборот, в холодном состоянии мотора, оно максимальное.
Отклонения от этого параметра фиксирует ЭБУ.
Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус, с высокой теплопроводностью. Там находится, также, резьбовое крепление и электрический разъем, для соединения с бортовым компьютером.
Прибор миниатюрный, вмонтирован в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее, его головки. Просто вкручивается в отверстие, специально отведенное для него. В разных моделях автомобилей, он может находиться в термостате или рядом с ним. Главное, чтобы был контакт с охлаждающими жидкостями.
Чтобы получать максимально правдивую информацию о температурах, монтируют на выходе радиатора дополнительный датчик.
Некорректная работа ДТОЖ. Ориентиры для водителя
Простота устройства прибора, гарантирует его долгий эксплуатационный срок. Но иногда он дает сбои. Если датчик поломался, его надо менять. Это расходная деталь, ремонту не подлежит. Однако подавляющее большинство случаев неисправности связано с целостностью электрической цепи. Обрывы, отходы контактов, ржавчина и загрязнения – вот основные провокаторы размыкания цепи. Как раз эти неполадки каждый автолюбитель способен сам определить и устранить.
Устройство не ломается одномоментно, незадолго до «гибели» он подает сигналы бедствия, которые водитель должен уметь распознавать. Среди них:
- Не включается вентилятор. Это, конечно не основной симптом, однако, самый первый тревожный звоночек;
- Возросший расход бензина;
- Слишком высокие обороты в холостом режиме;
- Характерные звуки детонации двигателя;
- Затрудненный запуск;
- Повышенный нагрев мотора, вплоть до абсолютного перегрева;
- Сообщение бортового компьютера об ошибке.
Среди множества причин поломки прибора, выделим самые важные:
- Плохое качество охлаждающей жидкости. Приводит к покрытию поверхности чувствительного элемента кристаллическим осадком, а также, разрушает поверхность датчика;
- Утечка и снижение уровня антифриза. Причиной становится изношенная прокладка. Разгерметизация корпуса;
- Некачественный, контрафактный, прибор;
- Нарушение целостности электроцепи. Это целый комплекс причин – коррозия, неровная подача тока (скачки напряжения), обрывы, плохая пайка пинов, неправильное подсоединение контактов, короткие замыкания, потеря напряжения, накопившийся нагар на проводах;
- Загрязнение.
Самостоятельная диагностика неисправностей ДТОЖ
При первых подозрениях на неполадки, необходимо проверить датчик.
Конечно, никто не отменяет ваших визитов в специализированные сервисные центры. Там вам проведут качественное тестирование профессиональным сканером, точно определят факт и причины поломки. Правильно устранят их. Да еще, сами найдут для вашего автомобиля подходящую модель прибора и профессионально заменят его, с соблюдением всех рекомендаций производителя. Лепота!
Однако, в целях экономии, нужно научиться проверять исправность датчика ОЖ самостоятельно. Тем более, большую часть проблем каждый водитель в состоянии решить сам.
- Тестирование термометром. Приготовим чайник (любую металлическую емкость), электронный термометр, ручку и бумагу (будете записывать показания и рассчитывать коэффициент), мультиметр.
Демонтируйте датчик, слив антифриз до отметки, когда прибор больше не погружен в него. Подключаем к нему мультиметр, для измерения сопротивления. Пока вода холодная, сделайте первый замер и запишите показания на бумаге. Включите конфорку под чайником, нагрейте воду. Снимите показания мультиметра при температурах: 25, 30, 35, 40, 45.
Результаты нужно сравнить с эталонными величинами, записанными в технической карте автомобиля. Когда под рукой нет карты, необходимо вычислить коэффициент, разделив каждый показатель сопротивления на соответствующее значение температуры. В случае, когда датчик работает исправно, вы каждый раз получите одно и то же число.
Если полученные коэффициенты сильно отличаются друг от друга – датчик сломался.
- Без термометра. Если под рукой не оказался термометр — тоже не беда. Замер производите при холодной воде и когда она окончательно закипит. Тогда его температура будет 100 градусов, значение сопротивления должно лежать в диапазоне 190 – 210 ОМ.
Замена ДТОЖ и сброс ошибки
- Замена ДТОЖ – несложная процедура. Нужно начала демонтировать ее, предварительно слив жидкость и отсоединив от аккумулятора. Очистить посадочное место от загрязнений. Затем вкрутить на его место новый прибор. Долить недостающий антифриз (лучше тоже новый) и соединить клемму аккумулятора.
- Удалить код из памяти ЭБУ. Для этого:
— надавить и удерживать кнопку сброса пробега;
— повернуть ключ зажигания;
— высвечиваются все позиции на ЖКИ;
— надавить на любую кнопку, чтобы появилась версия программы бортового компьютера;
— следующее нажатие на кнопку выведет на экран все зафиксированные и сохраненные коды неполадок. Среди них найдите №4. Это и есть ошибка датчика температуры ОЖ;
— сброс осуществляется трехсекундным нажатием кнопки сброса пробега;
— когда датчик заменен, повторите всю процедуру заново, чтобы проверить наличие (или отсутствие) ошибки.
Итак, стало понятно, что внимательное отношение к автомобилю – залог долгого его служения. Не заливайте горючее и другие расходные материалы, в том числе и охлаждающую жидкость, низкого качества. Вовремя проводите чистку и замену деталей, регулярно проверяйте их исправность. Научитесь распознавать симптомы их нарушенной работы.
Источник: https://elm327.club/remont-i-obsluzhivanie-avto/oshibki-datchika-temperatury-ohlazhdayushhej-zhidkosti.html
Где находится и как заменить датчик температуры ОЖ
Устройство измерения температуры антифриза установлено в каждом транспортном средстве, поскольку является неотъемлемой частью системы охлаждения любого мотора. Сегодня мы расскажем вам о том, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как понять, что он неисправен и как его заменить своими руками.
Данные от устройства используются системой управления транспортного средства с целью изменения основных настроек мотора в зависимости от:
- периодичности вращения коленчатого вала;
- непосредственного качества составляющих бензино-воздушной смеси.
Принцип работы датчика
В большинстве своем на транспортные средства устанавливается указатель температуры охлаждающей жидкости логометрического вида. Принцип работы такого устройства заключается во взаимодействии поля постоянного магнита с магнитным полем измерительных обмоток. Как правило, таких обмоток три, и по ним проходит напряжение. В свою очередь, постоянный магнит соединен со стрелкой, которая и показывает водителю состояние температуры.
Новые датчики измерения температуры антифриза
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости передает информацию блоку управления мотором. Затем эти данные участвуют в корректировке электронного впрыска бензина и регулировании момента зажигания.
В зависимости от типа мотора, устройство может эксплуатироваться для активации вентилятора охлаждения, который установлен непосредственно на радиаторе антифриза (охлаждающей жидкости).
Также данная информация может выводиться на панель приборов, если эта функция присутствует в транспортном средстве.
Иными словами, принцип работы датчика температуры антифриза заключается в обеспечении оперативного прогрева мотора при его старте и поддержании рабочей температуры во время работы. В том случае, если рабочая температура двигателя изменяется, также меняется и сопротивление датчика. В зависимости от устройства элемента, изменение температуры сопровождается уменьшением или увеличением сопротивления.
Где он расположен?
Датчик температуры охлаждающей жидкости (далее — ДТОЖ) во всех транспортных средствах обычно установлен в одном и том же месте. В частности — рядом с корпусом термостата во впускном коллекторе. Но иногда его расположение зависит исключительно от производителя машины. Однако есть автомобили, где в этом месте вы его можете не найти. Очень редко инженеры компаний-производителей ставят эти устройства непосредственно в головке цилиндра.
Старый датчик измерения температуры
Но и это не предел. Иногда разработчики авто и вовсе устанавливают два устройства на машину: один в блоке цилиндров мотора и один возле термостата. А некоторые производители ставят элемент в электронном блоке управления, а второй — для вентилятора охлаждения радиатора. Поэтому, если на вашем авто не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, а вы не знаете, где он расположен, то помочь вам сможет только инструкция по эксплуатации.
В любом случае элемент будет установлен так, чтобы его конец соприкасался непосредственно с охлаждающей жидкостью, а сам он находился рядом с термостатом. Только таким образом его сигнал может быть правильным. Если уровень антифриза в системе слишком низкий, показания устройства могут быть неправильными.
Замена датчика
Замена ДТОЖ не представляет собой трудоемкий процесс, однако сложности может вызвать место расположение элемента. Если вы готовы к самостоятельной замене, то просто придерживайтесь определенных шагов, указанных в инструкции. А если вы неуверенны в своих силах, это дело лучше доверить мастеру на СТО.
Преобразователь указателя температуры антифриза
Что необходимо для замены?
Если вы решили самостоятельно заменить ДТОЖ, то учтите, что для этого вам потребуется слить антифриз. Возможно, вы его недавно меняли, поэтому его замена нецелесообразна. Но если антифриз менялся давно, то есть смысл заменить его и вместе с ним датчик уровня охлаждающей жидкости. Что понадобится для замены в домашних условиях:
- поддон для слива отработанной охлаждающей жидкости;
- сам антифриз (если вы решили менять и его);
- набор отверток;
- новый ДТОЖ (избегайте покупок датчиков неизвестного производства — покупайте только оригинальные);
- герметик;
- яма или эстакада;
- набор гаечных ключей.
Новый датчик измерения температуры антифриза
от Дениса Рема «Замена датчика температуры ОЖ в автомобиле Audi A3»
В этом видео описан пошаговый процесс замены датчика температуры антифриза в автомобиле Audi A3.
Вам пригодился этот материал? Что вы знаете о датчиках температуры? Расскажите об этом нашим читателям!
Источник: https://avtozam.com/dvigatel/ohlazhdenie/zamena-datchika/
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик температуры охлаждающей жидкости — это неотъемлемая часть приборов автомобиля для устранения своевременных неполадок. Это изделие выводит показания на бортовой компьютер, тем самым сигнализирует водителю в случаях, когда двигатель машины перегревается.
Датчик температуры помогает контролировать вентилятор охлаждения, запускать его в нужный момент, когда мотор нагревается. Дополнительно измерительный датчик служит для регулировки открытия и закрытия клапана переработки газов из выхлопной трубы.
Способствует быстрому запуску двигателя, когда стандартных оборотов не достаточно.
Отличия ДТОЖ и ДТУОЖ
Порой автовладельцы не различают датчики ДТОЖ и ДТУОЖ, что приводит к дополнительным трудностям процесса замены. ДТУОЖ представляет собой прибор, который выводит показания на панель управления, когда ДТОЖ работает в связке с электронным блоком управления и имеет регулирующую функцию. Когда температура повышается, сопротивление датчика уменьшается, а ЭБУ обеспечивает работу по регулировки температуры охлаждающей жидкости в системе. Важно не перепутать эти два вида датчиков.
Как выглядит датчик температуры ОЖ?
Виды приборов температуры ОЖ
Датчики ОЖ бывают двух видов:
- Магнитным
- Биметаллический
Одной из особенностей в различиях работы ДТОЖ заключается в работе стрелки указателя на мониторе. В магнитном, указатель будет делать резкие скачки, в биметаллическом движение будет постепенным.
Магнитный датчик состоит из двух катушек, подключенными к сети и заземленным проводом и поворотными якорями из металла. При поступлении тока образуется магнитное поле перемещающее стрелку.
Биметаллический датчик имеет внутри специальный гибкий стержень. Благодаря этой детали стрелка прибора перемещается.
Как проверить датчик температуры ОЖ самостоятельно
Порой возникают поломки ДТОЖ по причине механических повреждений, износа прибора, низкого качества исполнения, отказа термостата, течи ОЖ, плохого антифриза. Зачастую нужно быстро самостоятельно устранить проблему. Первый метод диагностики прибора можно осуществить при помощи термометра и тестера. Необходимо взять и емкость с водой.
- Первое, что нужно сделать — это поместить датчик в подготовленную тару с водой.
- Второе, установите ваш тестер в режим омметра или вольтметра и вставьте стержни захватов к выводам датчиков.
- Сопротивление датчика в режиме омметра будет 1,5 -1,7 кОм при температуре дома.
- Следует засунуть датчик в горячую воду и просмотреть параметры данных прибора. Чем холоднее будет вода, тем сопротивление будет возрастать.
- Сверяем показания с характеристиками двух таблиц. Показания должны укладываться в табличные значения.
Температура, градусы Цельсия С | Сопротивление рабочего элемента, Ом |
7300 — 7500 | |
+20 | 2600 — 2800 |
+40 | 1000 — 1200 |
+60 | 500 — 600 |
+80 | 300 — 350 |
+100 | 160 — 180 |
При отсутствии реагирования на температуру ДТОЖ нужно менять. Такой метод поможет выявить основные неисправности ДТОЖ.
Признаки и виды поломки датчика ОЖ
- Явные внешние признаки повреждений (царапины, трещины, сколы)
- Резко увеличивается расход топлива авто
- Выхлопная труба выпускает темный серый или черный едкий дым
- Двигатель запускается с большим трудом не с первого или второго раза.
- Мотор просто глохнет и работает не стабильно
- Запускается вентилятор при холодном ДС.
- Вентилятор системы охлаждения может вообще не запускаться в жаркую погоду
- Из вышеперечисленных признаков следуют следующие поломки
- Разрыв или отсоединение контактов
- Отсутствие изоляции
- Утерян контакт с датчиком
Стоит отметить, что на современных автомобилях информация о поломке отображается на мониторе бортового компьютера машины. Однако причину неисправности стоит определить в ручную.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?
По своей сути датчик представляем собой терморезистор с поверхностным слоем из латуни.
Из чего состоит датчик ДТОЖ?
Иногда требуется произвести проверку и замену датчика температуры охлаждающей жидкости своими руками. Для этого необходимо точно знать, где же находиться ДТОЖ?
Местоположение датчика охлаждающей жидкости найти не особо затруднительно. В 95% случаев датчик температуры расположен на самом двигателе сверху рядом с термостатом. В первую очередь искать нужно там, где прибор имеет непосредственный контакт с антифризом.
Обычно датчик вкручивается в головку блока цилиндров. ДТОЖ может находиться на оболочке термостата. В некоторых случаях прибор может размещаться на верхнем шланге радиатора.
Стоит ли говорить, что расположение датчика в других местах автомобиля сводит всю эффективность прибора к нулю.
Инструкция по замене ДТОЖ
Для замены датчика температуры охлаждающей жидкости вам понадобиться инструмент, а именно: ключи на восемь, тринадцать, семнадцать и двадцать один. Помимо ключей, возьмите тару для воды и ОЖ на пять или десять литров.
- Начинаем процесс замены. Для начала отсоединим на батарейке аккумулятора провод с обозначением минус.
- Снимаем воздушный фильтр и отключаем вместе с проводом вывода датчика. Теперь у вас будет просторный доступ к прибору.
- Отсоединяем остальные провода, где есть питание к прибору.
- После потребуется слить антифриз частично или полностью. До уровня ниже отметки отверстия датчика.
- Весь процесс замены антифриза описаны в статье на сайте arditeh.by.
- Снимаем защитную резину, замеряем расположение датчика, чтобы последующий прибор разметить в таком же положений.
- Откручиваем ключом на девятнадцать корпус датчика. Выкручивание может происходить туго, в зависимости от качества резьбы прибора.
- Перед закручиванием нового ДТОЖ на резьбу наносят герметик. К новому измерительному прибору устанавливается поводка.
- После завершения процедуры уровень антифриза доводиться до нормы.
- Проверяем, не течет ли ОЖ через датчик температуры ОЖ.
- Только после этой процедуры запускается двигатель.
Замена датчика температуры ОЖ на ВАЗ
Рассмотрим замену термистатора на примере автомобиля жигули. Оригинальный датчик имеет цифровое обозначение 2101-3808600. Подходит на все авто лада, без каких-либо дополнительных аксессуаров. Существует множество аналогов, которые тоже устанавливают на машины ВАЗ.
Сперва проверяем предохранители. Здесь два варианта. Температура может подняться. Значит отсоединяем провода от ДТ. Если стрелка скатилась до минимальной температуры нужно произвести ремонт или замену прибора. Допускаем вариант, что стрелка на мониторе может плавать. Пробуйте замкнуть датчик на массу. При включенном зажигании датчик может показывать предельную температуру, значит нужно произвести полную замену.
Желательно слить охлаждающую жидкость полностью. Как это сделать мы писали ранее в разделе полезные статьи сайта.
Затем разъединяем проводку от датчика. ДТОЖ придется вывернуть при помощи торцевой головки. Вычищаем место установки датчика и устанавливаем новый измеритель. Подсоединяем провода. Заливаем ОЖ и запускаем движок.
Очень важно помнить, что процедура замены ДТОЖ на моделях жигулей 2106 и 2114 будет разница. В ваз версии 2114, 2115, 2109 датчик ставиться на корпусе двигателя между термостатом и головкой блока, в отличии с 2106 где прибор находится в блоке радиатора.
Одним из вариантов выхода стоя ДТОЖ может послужить обрыв его цепи или непосредственно провода.
Замена датчика ОЖ составит небольшую сумму. Очень важно поменять ДТОЖ на модель с такой же маркировкой. Смотрите обозначение на корпусе датчика. Помните, несвоевременная замена датчика ОЖ ведет к увеличению расхода топлива, что в скором времени может привести к поломке двигателя. В среднем эксплуатационный период датчика составляет от 3 до 6 лет. Дополнительно можно проводить профилактические работы по очистке деталей приборов.
Придерживайтесь техники безопасности. Процесс замены датчика следует производить на остывшем двигателе. Используйте плотные перчатки и одежду с длинным рукавом.
Источник: http://arditeh.by/katalog/zamena-datchika-temperatury-ohlazhdayushhej-zhidkosti-dtozh/
Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости, как проверить на неисправности и заменить
Двигатель внутреннего сгорания в рабочем режиме способен прогреваться вплоть до температуры в 300 градусов по Цельсию. При этом металл расширяется, из-за чего может заклинить блок цилиндров (движущийся стакан попросту застревает в цилиндре). Чтобы этого не произошло в каждом ДВС имеется система охлаждения, в 99% случаев — жидкостная.
При этом блок управления самостоятельно регулирует её работу, опираясь на показания датчика температуры. То есть если температура критическая, то ускоряется движение охлаждающей жидкости, а также мощность вентилятора для продува радиатора.
Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле (ДТОЖ)? И как проверить, что он работает правильно и не вышел из строя?
Для чего нужен датчик?
Датчик считывает температуру жидкости в системе охлаждения и передает эти данные в ЭБУ (электронный блок управления). И исходя из этих данных бортовой компьютер поддерживает оптимальный температурный режим работы мотора (а это — порядка 80–90 градусов по Цельсию).
То есть блок ЭБУ «понимает», когда необходимо замедлить работу вентилятора и повысить температуру мотора (при прогреве), а когда наоборот — максимально быстро снизить температуру и не допустить кипения охлаждающей жидкости.
Благодаря этому мотор точно не заклинит, износ его механических частей будет минимальным (например, при перегреве, те же кольца ускоренно «прогорают»).
Соблюдение правильного температурного режима важно и для поддержания правильной вязкости моторного масла. Только в этом случае мотор сможет работать на полную мощность, но при этом без ускоренного износа.
Если же термодатчик неисправен, то блок ЭБУ получает недостоверную информацию. Соответственно, при холодном двигателе он может принудительно включать вентилятор «на полную», что лишь усложнит прогрев мотора. Или наоборот: при перегреве вентилятор вообще не будет работать, что может закончиться выходом из строя двигателя без возможности его дальнейшего ремонта (при заклинивании повреждается не только блок цилиндров, но и распределительный, коленчатый валы, в некоторых случаях и маховик).
В 99% случаев датчик устанавливается на выпускном патрубке блока цилиндров. Это то место, где охлаждающая жидкость «выходит» из мотора (то есть там самая высокая возможная температура) и далее попадает в радиатор. В некоторых современных авто устанавливают 2 контроллера: на выходном и входном патрубке (для более точного контроля температурного режима). К самому датчику подходит кабель (из 2, реже — 3 проводов).
Визуально ДТОЖ похож на пластиковую «пробку», с металлической резьбой и дополнительной контактной площадкой на конце. Нужно учитывать, что датчик прямо контактирует с охлаждающей жидкостью. Соответственно, если есть признаки перегрева двигателя, то вытаскивать его не следует (о чем обязательно указывается в технической инструкции к автомобилю).
Принцип работы
Внутри датчика установлен термистор — это разновидность резистора, сопротивление которого зависит от температуры окружающей среды. Именно показания сопротивления считываются и передаются в ЭБУ.
Признаки неисправности ДТОЖ
Ключевые признаки неисправности:
- Недостоверные показания температуры двигателя. Например, сразу же после его запуска на приборной появляется сигнал перегрева. Или наоборот: после 10 – 20 минут работы мотора показывается температура ниже 40 – 50 градусов.
- Не включается или не отключается вентилятор. Но это также может указывать и на неисправность блока управления.
- Показания температуры считываются некорректно. Данные при этом могут мгновенно меняться, например, с 50 до 90 градусов, а затем снова опускаться.
В современных авто также при неисправной работе контроллера на приборной панели загорается сигнал «Check». Подключившись к ЭБУ можно узнать точную причину появления аварийного сигнала.
Как проверить работоспособность?
Для проверки работоспособности потребуются следующие инструменты:
- термометр (обязательно с максимально допустимой температурой свыше 100 градусов, лучше использовать цифровой);
- мультиметр (для замера сопротивления термистора);
- емкость с водой (которую нужно будет медленно подогревать до температуры кипения).
Когда датчик охладился до комнатной температуры к его контактам необходимо подключить мультиметр и перевести его в режим замера сопротивления. При температуре 20 – 30 градусов по Цельсию начальное сопротивление должно составлять порядка 1300 – 2200 Ом.
Далее датчик с подключенными щупами помещают в емкость с водой и медленно начинают её разогревать. При повышении температуры сопротивление должно постепенно падать. Оптимальные показатели следующие:
- 40 градусов — порядка 1000 – 1200 Ом;
- 50 градусов — 1000 Ом;
- 60 градусов — 800 Ом;
- 80 градусов — порядка 270 – 380 Ом;
- 100 градусов — порядка 170 – 180 Ом.
При температуре 110 градусов или выше термистор переключается в «защиту» и происходит разрыв цепи. Сопротивление при этом становится бесконечным (блок ЭБУ этот сигнал распознает как перегрев и включает охлаждение на полную мощность).
Если показания мультиметра будут кардинально разниться от вышеуказанных, то это будет явным признаком, что датчик вышел из строя. Ремонту он не подлежит поэтому его попросту заменяют. В редких случаях помогает тщательная очистка контактов и резьбы от следов коррозии, но это лишь временное решение. Если контроллер «сбоит», то рекомендуется его полностью заменит, обойдется он не дорого.
В теории при замене датчика необходимо полностью сливать антифриз из системы охлаждения. Но на практике многие обходятся и без этого (но часть тосола при этом все равно выливается). Общий же алгоритм замены выглядит так:
- выкрутить зажимную гайку;
- вытащить датчик;
- поместить гайку на новый датчик;
- поставить все на место, затянуть, подключить контакты;
- завести двигатель и проверить показания датчика.
Все работы обязательно проводятся «на холодный» двигатель. Самое главное — все тщательно затянуть (чтобы не допустить разгерметизации системы охлаждения) и правильно подключить контакты (через коннектор).
Если в автомобиле установлено 2 датчика, то, соответственно, манипуляция повторяется. Но желательно все же предварительно сливать весь тосол (его можно повторно использовать).
Итого, проверить работоспособность датчика достаточно легко, но потребуется, как минимум, мультиметр. Как часто выходят из строя тиристоры? Очень редко, так как единственная причина, по которой это происходит — механическое повреждение тиристора или подводимых к нему контактов, а также коррозия.
Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить «лайки/нравится». Ваш блог «Диспетчер грузоперевозок».
Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/gde-stoit-datchik-temperatury-ohlazhdayushchey-zhidkosti/
Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей
Чтобы двигатель хорошо работал, эффективно развивал свои эксплуатационные характеристики, все его составляющие должны быть в хорошем состоянии, в том числе и технологические жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости, он же ДТОЖ, выполняет роль детектива.
статьи:
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.
Важная рекомендация: можно ли смешивать антифриз с тосолом или между собой, или с водой, и что будет, если смешать? Ответ найдет по ссылке.
Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.
ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.Датчик температуры ОЖ передает данные температуры жидкости (антифриза, тосола или воды) в электронный блок управления (ЭБУ). А температуру жидкости, которую водитель видит на приборной панели, передает другой датчик, тоже температурный.
Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.
Информация для начинающих автомобилистов: охлаждающая система (радиатор, рубашка системы охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно, которая имеет высокую температуру кипения), которая отводит тепло от мотора.
Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.
Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.
Датчик температуры жидкости охлаждения — маленькое звено в агрегатной конструкции системы автомобиля, но оно очень важное. От правильности его работы и исправности в целом, зависит стабильность работы мотора.
Устройство и принцип работы ДТОЖ
При замыкании контактов датчика — система получает информацию, что температура жидкости поднялась.
По схожести функций, температурный датчик похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменения температуры вокруг. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.
До ДТОЖ применялись, так называемые, термореле. Они устанавливались в системах впрыска. При расположении контактов в открытом положении, ДВС нагревался. Если контакт замыкался, значит мотор достиг рабочей температуры (обычно это 90 градусов).
Термистор является основным элементов конструкции термодатчика. Именно термистор устанавливает, как будет зависеть сопротивление тока от окружающей температуры.
В свою очередь, термистор состоит из кобальта, вернее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. За счет увеличения свободных электронов, уменьшается сопротивление.
Есть термисторы с отрицательным температурным коэффициентом. В этом случае термистор показывает максимальные значения, когда двигатель холодный. На термодатчик подается напряжение в 5 Вольт (В). Далее, когда двигатель будет нагреваться, датчик будет уменьшать сопротивление.
ЭБУ смотрит за изменениями напряжения и по этим данным рассчитывает, какая температура жидкости на данный момент. Когда двигатель горячий, электронный блок управления дает команду подавать обедненную смесь топлива с воздухом.
Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду обогатить топливную смесь, в то время, как надо было сделать ее бедной. При работе с богатой смесью, свечи зажигания быстро загрязнятся.
Мотор может не завестись, если число оборотов двигателя при запуске будет не достаточным. ЭБУ может подать команду — увеличить обороты. Чтобы управляемость в процессе запуска ДВС поддерживалась, клапан рециркуляции должен быть в закрытом положении пока мотор не наберет рабочую температуру.
Если обороты плавают, то это один из признаков не правильной работы датчика температуры. При этом мотор может глохнуть. Угол зажигания зависит от правильной работы датчика, потому что этот параметр тоже регулируется через ЭБУ. Выброс вредных веществ отработавших топливных смесей при таком регулировании уменьшается.
В итоге получается, что силовые, эксплуатационные характеристики автомобиля зависят напрямую от работы датчика температуры жидкости охлаждения.
Где находится ДТОЖ
В разных марках и моделях авто температурный датчик располагается в разных местах. Но, обычно он ставится в головке блока цилиндров (ГБЦ), недалеко от термостата или прямо на нем. Также обязательно расположение датчика должно быть вблизи отводящего патрубка, через который антифриз или тосол, или вода идет обратно в радиатор. Это оптимальное расположение. Датчик в этом случае передает в ЭБУ точную информацию.
Виды датчиков
Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:
- Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
- Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.
Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный.
Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.
Виды неисправностей датчика и как их устранить
Благодаря тому, что конструкция датчика проста, он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. У датчика может быть проблема с градуировкой. В этом случае значение сопротивления будет меняться как попало и на ЭБУ будет передаваться неверная информация.
Основная и главная поломка или неисправность температурного датчика охлаждающей жидкости в том, что он не включает вентилятор при достижения температуры включения.
Неисправность может быть вызвана окислением штекера проводки или поломки дополнительного датчика, отвечающего за работу вентилятора.
Неисправности ДТОЖ:
- без причины падают обороты двигателя;
- долго нагревается мотор;
- двигатель часто перегревается;
- повышенный расход топлива;
- ухудшение управляемости автомобилем;
- из глушителя выходит черны дым;
- нет стабильности в работе ДВС.
Бывают также, стуки в двигателе — детонация. На старых авто устанавливался контроллер. При достижении стрелки контроллера за пределы критической зоны, требуется немедленная остановка транспорта. Это может быть связано с поломкой ДТОЖ.
А в современных автомобилях, бортовой компьютер подскажет, что мотор перегрелся и требуется остановиться. Кстати, если тосол, антифриз или вода закипела, нельзя выключать двигатель. Надо остановиться и дать поработать на холостом ходу. Когда температура немного спадет, заглушить двигатель.
Причины появления неполадок
Некачественный антифриз, а также моторное масло могут стать причиной неправильной работы датчика. Дело в том, что наконечник датчика очень чувствительный. Если на нем образуется осадок в виде кристалликов жидкости, то датчик работает со боями. Утечка охлаждающей жидкости приводит к износу прокладки. Также, причиной поломки может быть замыкание в цепи, скачок напряжения.
Как проверить, рабочий ли датчик температуры
Чтобы демонтировать, проверить, заменить датчик, необходимы такие инструменты:
- Ключ на 19 мм.
- Мультиметр.
- Емкость для слива ОЖ.
- Электрочайник для подогрева воды.
- Термометр.
- Еще одна емкость, но уже для горячей воды, маленькая, например, стакан.
Как проверять
Диагностику делают на специальном оборудовании в автосервисах. Чтобы проверить, правильно ли датчик показывает температуру, надо его опустить в горячую жидкость и замерить сопротивлением Омметром или мультиметром в положении определения сопротивления. На разных датчиках, разных марках и моделях, значения сопротивления могут отличаться. В интернет сети есть специальные таблицы с данными сопротивления, для каких датчиков конкретной модели.
Если значение сопротивления отличается от того, какое оно должно быть по таблице, то датчик температуры надо заменить. Датчик не ремонтируется.
Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?
- Берем датчик и опускаем его в теплую воду.
- Берем термометр и опускаем его в емкость с холодной водой. Для точности показаний, лучше использовать электронный градусник.
- К датчику подсоединяем мультиметр и опускаем датчик в воду. Смотрим, что показывает измерительный прибор.
- Вода с холодной водой в это время нагревается до 15, 20, 25 градусов. Результаты записываются.
При какой температуре, сколько показывает сопротивление. Если данные не совпали с табличными, эталонными, то датчик подлежит замене.
Есть еще способ проверки датчика темп-ры без градусника. Вода обычно кипит при 100 градусах. Измеряем сопротивление, когда датчик был опущен в кипящую воду. Сопротивление в этом случае должно быть приблизительно 176 Ом. Плюс, минус погрешность, может достигать до 190 Ом.
Но без термометра, это приблизительная проверка.
Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление
Температура, С | Сопротивление, Ом |
5 000 — 6 500 | |
10 | 3 350 — 4 400 |
20 | 2 250 — 3 000 |
30 | 1 500 — 2 100 |
40 | 950 — 1400 |
50 | 700 — 950 |
60 | 540 — 675 |
70 | 400 — 500 |
80 | 275 — 375 |
90 | 200 — 290 |
100 | 150 — 225 |
Как заменить датчик температуры
Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:
- Слить ОЖ.
- Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
- Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.
Вывод
Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.
Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.
В этом видео рассказывается, как правильно произвести замену датчика.
Проверка датчика своими руками в домашних условиях.
Не работает датчик температуры ВАЗ.
Источник: https://autostuk.ru/datchik-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti-zamena-svoimi-rukami-vidy-neispravnostej.html
Замена датчика температуры: как поменять и выполнить ремонт ДТОЖ
Температурный сенсор представляет собой маленькое устройство, отвечающее за отслеживания изменений в климате хладагента движка. Благодаря его данным бортовой процессор решает вопрос о включении дополнительных вентиляторов.
Замена датчика температуры
Неисправности ДТОЖ вызывают определенные недомогания транспортного средства:
- повышение износа двигательных систем;
- повышение расхода топлива;
- грязный выхлоп;
- спонтанная остановка двигателя.
Обычно устройство располагается в корпусе радиатора или в наружной части силового агрегата. Сам по себе детектор является маленьким устройством, помещающимся в ладонь.
Виды ДТОЖ
Существуют два основных типа измерителя: механический и цифровой.
Механический аппарат осуществляет свою работу в «аналоговой» форме через передачу электронного сигнала. Такой прибор напрямую подсоединен к температурному указателю или с реле, замыкающимся при достижении определенной температурной отметки. Такое подключение использовалось на старых карбюраторных моторах в особенности в популярных в России «Жигулях».
Цифровой детектор работает аналогичным образом, только подключается он к цифровому блоку – он же ЭБУ.
Уже в этом блоке совершается первичный анализ полученной информации. Происходит отражение информации на соответствующий элемент приборной панели. В том числе ЭБУ определяет, когда отдавать команду на зажигание вентилятору.
Цифровые приборы используются на всех современных автомобилях любой марки от рено логан до ламборджини диабло.
При неисправности ДТОЖ ЭБУ автоматически принимает решение о запуске дополнительного охлаждения в виде работы вентиляторов. Иными словами без датчика вентиляторы работают на протяжении всего времени активности двигателя.
Какие бывают причины неисправностей ДТОЖ?
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости считается последним шагом в деле ремонта неисправности. Так как чаще всего сложности с датчиком вовсе не связаны с конкретно его неисправностью просто по той причине, что ломаться в нем практически нечему.
К основным неисправностям относят:
- низкое качество охлаждающей жидкости. В результате использования некачественной продукции поверхность прибора может разъедаться и покрываться осадком. Как результат детектор начинает давать неверные показания, чаще всего в сторону понижения. В результате несвоевременный запуск системы охлаждения приводит к закипанию движка;
- некачественный прибор. К некачественному устройству относят не только дефекты самой заводской сборки, но и отсутствие герметичной прокладки, или чрезмерное усилие, при вкручивании устройства приводящее к его срыву или поломке;
- утечка\нехватка антифриза. В результате плохой герметичности прибора, износа уплотнителя, трещинах в термостате могут возникать протечки. Также нехватка охлаждающей жидкости может быть вызвана и просто несвоевременным пополнением бака. Результатом, так или иначе, становиться отсутствие контакта между прибором и жидкостью, и как следствие отсутствие измерений.
- Нарушение в электросети. Сбой в электронике считается одним из самых распространённых дефектов. Проблемы на линии, замыкания, окисления контактов. Все это приводит к неисправности в работе прибора. К этому же пункту можно отнести и проблемы в самом ЭБУ. Они приводят к сбоям в контроле над измерительным прибором.
Ремонт датчика
Независимо от транспортного средства замена прибора везде происходит примерно по одному алгоритму действий. Прежде чем поменять его необходимо заглушить мотор и желательно дать остыть двигателю. Это делается с единственной целью – чтобы слития антифриза не происходило под большим напором. Дальше после остывания двигательной системы как раз предстоит слить антифриз и отключить прибор от электронной сети.
Источник: https://alertok.ru/oborudovanie/datchiki/kak-osushhestvlyaetsya-zamena-datchika-temperatury.html