Почему не срабатывает вентилятор

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает, крутится постоянно, не выключается

почему не срабатывает вентилятор

Бесперебойная работа двигателя может быть обеспечена только в оптимальном температурном режиме, именно поэтому системе охлаждения производители моторов уделяют особое внимание. Давно принято в автомобильных двигателях внутреннего сгорания использовать воздушное и жидкостное охлаждение.

Воздушное охлаждение устроено довольно просто, и оно представляет собой турбину с крыльчаткой, которая приводится во вращении от коленчатого вала, то есть работает постоянно, пока запущен двигатель. Жидкостное охлаждение значительно сложнее, и оно включает в себя массу элементов.

Одним из них является вентилятор охлаждения радиатора, при неправильной работе которого достигнуть эффективного охлаждения мотора не получится.

1. Зачем нужен вентилятор охлаждения радиатора 2. Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора 3. Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает 4. Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно 5. Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

Зачем нужен вентилятор охлаждения радиатора

Система охлаждения жидкостью подразумевает, что по специальным кругам в двигателе циркулирует охлаждающая жидкость. Первый круг «малый» — он необходим, чтобы быстро прогреть охлаждающую жидкость и довести ее до рабочей температуры. Второй круг «большой», и он отличается от «малого» тем, что включает в себя радиатор, где перегретая жидкость остывает.

Эффективность охлаждения жидкости при прохождении через радиатор позволяет повысить встречный поток воздуха, возникающий при движении автомобиля. Он проходит через «соты» радиатора, отводя от них тепло, за счет чего более эффективно понижается температура охлаждающей жидкости.

Однако при движении на малой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточен для эффективного охлаждения радиатора. Соответственно, охлаждающая жидкость будет сильно нагреваться при работе, из-за чего может возникнуть перегрев мотора.

Чтобы этого избежать, включается в работу вентилятор охлаждения радиатора, который направляет поток воздуха на радиатор и охлаждает его.

Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора

На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за высокой температуры охлаждающей жидкости.

Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает

Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу.

Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу.

В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора.

Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:

  • Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена электродвигателя;
  • Проблемы с датчиком. Если датчик не способен определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его заменить;
  • Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и проверить предохранители.

Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно

Еще одной проблемой, которая может возникать с вентилятором охлаждения радиатора, является его постоянная работа. Если электродвигатель не выключается или включается слишком рано, когда температура охлаждающей жидкости еще далека от критической зоны, необходимо установить причину подобной неисправности и устранить ее.

Работа вентилятора охлаждения радиатора без остановки может быть связана со следующими проблемами:

  • «Залипли» контакты реле. Если контакты реле зафиксированы в положении «Включен», электродвигатель будет стартовать сразу после пуска мотора автомобиля;
  • Проблема с датчиком. В ситуации, когда электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора начал включаться раньше времени, чаще всего виноват датчик температуры. В такой ситуации следует его заменить;
  • Заклинил термостат. Если вентилятор охлаждения радиатора не оснащается отдельным датчиком для контроля температуры, он будет руководствоваться общим показателем. Когда термостат заклинивает и не позволяет охлаждающей жидкости перейти на «большой» круг, она быстро перегревается, и электропривод вентилятора включается. Поскольку жидкость не попадает на радиатор, работает вентилятор «в холостую», и температура охлаждающей жидкости снижаться не будет, что приведет к скорому перегреву мотора. Также возможно заклинивание термостата в промежуточном положении, из-за чего не будет обеспечиваться достаточное охлаждение жидкости, что приведет к постоянной работе вентилятора.

Стоит отметить, что постоянная работа вентилятора охлаждения не столь опасна, как его полный выход из строя, но только не в той ситуации, когда проблема связана с заклинившим термостатом и перегревом мотора.

Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

  • Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;
  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.

Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

(433 голос., 4,58 из 5)

Источник: https://okeydrive.ru/ventilyator-oxlazhdeniya-radiatora-ne-rabotaet-ili-ne-vyklyuchaetsya/

Не работает вентилятор охлаждения. Причины, ремонт

почему не срабатывает вентилятор

Любой двигатель внутреннего сгорания требует надлежащего охлаждения. Без него мотор попросту перегреется, вследствие чего подвижные элементы моментально выйдут из строя.

Двигатели современных автомобилей оснащены жидкостной системой охлаждения, предусматривающей постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ), достигаемую за счет работы водяного насоса (помпы). Какая бы ОЖ не использовалась в моторе, длительный ее нагрев неизменно приведет к кипению.

Чтобы предотвратить этот процесс, в системе охлаждения используется радиатор. Он представляет собой систему из тонких трубок, оснащенных специальными ламелями, увеличивающими площадь охладителя.

Когда автомобиль находится в движении, поток воздуха попадает на рабочую поверхность радиатора и проходит между ламелями, охлаждая металл. Таким образом, температура ОЖ постепенно снижается.

https://www.youtube.com/watch?v=TuCmGqbuL4E

Однако радиатор самостоятельно не в силах справиться с перегревом, особенно если автомобиль стоит или передвигается на малых скоростях.

Ему помогает в этом электрический вентилятор, включающийся автоматически при достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры. При выходе его из строя двигателю неизбежно грозит перегрев со всеми вытекающими последствиями.

В этой статье мы поговорим о возможных причинах, по которым не включается вентилятор охлаждения, а также о том, как определить и устранить связанные с этим неисправности.

Для начала обозначим, что вся предоставленная информация больше предназначена для владельцев ВАЗов, хотя для водителей иномарок она также может быть полезной.

Вентилятор охлаждения ВАЗ представляет собой обыкновенный электрический двигатель с питанием 12 В от бортовой сети автомобиля. Его вал оснащен крыльчаткой, формирующей мощный поток воздуха и направляющей ее на рабочую поверхность радиатора. Вентилятор на специальной рамке (станине) крепится к передней его части. Сзади он защищен радиаторной решеткой.

Большинство автомобилей ВАЗ оснащаются одним вентилятором. Но есть и исключения. Например, вентилятор охлаждения «НИВА» имеет два независимых электромотора с крыльчаткой, включающихся одновременно. Это необходимо для того, чтобы двигатель отечественного внедорожника охлаждался быстрее.

Как включается вентилятор

Включение устройства в разных моделях происходит по-разному. В автомобилях с карбюраторными двигателями он запускается после достижения ОЖ определенной температуры (105-107 0С) и срабатывания датчика включения вентилятора (не путать с датчиком температуры ОЖ), посылающего сигнал на реле. Оно и замыкает электрическую цепь, подавая питание на электромотор.

Схема вентилятора охлаждения у машин с инжектором немного другая. Здесь всем управляет электронный блок. Информация с датчика включения сначала анализируется контроллером, а уж после передается на реле.

Возможные неисправности вентилятора

Если температура жидкости достигла критического показателя, но при этом не работает вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла проблема. Наша с вами задача — найти ее и устранить. Обозначим наиболее распространенные неисправности, из-за которых не срабатывает вентилятор охлаждения. Их не так уж и много.

  1. Вышел из строя электродвигатель вентилятора.
  2. Нарушена целостность проводки, питающей электромотор или подключающей датчик включения вентилятора.
  3. Ненадежный контакт в разъемах электродвигателя или датчика.
  4. Перегорел предохранитель вентилятора охлаждения.
  5. Неисправно реле включения вентилятора.
  6. Неисправен датчик.
  7. Нарушения в работе предохранительного клапана расширительного бачка.

Проверяем электродвигатель

Если не работает вентилятор охлаждения, первым делом необходимо проверить его привод (электромотор). Сделать это просто. Достаточно взять два провода, подключить их к вентилятору и запитать напрямую от аккумулятора.

Если он запустился, значит, проблема не в нем. Ее нужно искать дальше. Параллельно можно проверить и контакты в разъеме электродвигателя. Иногда случается, что проблема находится именно в них.

Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут стать причиной нарушения контакта.

Если электродвигатель не включился после подключения к аккумулятору, скорее всего, сломался именно он. Причиной этому могут быть:

  • износившиеся щетки;
  • разрушение коллектора;
  • замыкание обмоток ротора или якоря.

В первом случае достаточно заменить щетки новыми, и электродвигатель вентилятора снова будет работать, как новый. В случае с разрушением коллектора или замыканием обмоток ремонт может не помочь.

Проверяем проводку

Еще одной распространенной неисправностью, по которой не включается вентилятор охлаждения, является нарушение целостности проводки. Это может быть разрыв провода или замыкание его на «массу». Проверить цепь можно с помощью обычного автомобильного тестера, включенного в режиме детектора. При этом следует «прозвонить» не только провод от датчика к контроллеру, но и проводку, соединяющую контроллер с предохранителем, предохранитель с реле, реле с электродвигателем.

Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

Если с электропроводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Сначала проверим предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он расположен в монтажном блоке под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем его тем же автомобильным тестером.

Если предохранитель исправен, идем дальше. Ищем реле включения вентилятора. Оно находится под крышкой правой панели центральной консоли. Там располагаются три реле.

Определить нужное поможет руководство пользователя автомобиля, так как у разных моделей разное расположение.

Но как проверить реле? В «походных» условиях определить его работоспособность практически невозможно. Проще взять соседнее реле (если его параметры совпадают) и установить его в нужное гнездо.

Тестируем датчик включения вентилятора

Следующей причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения, может стать неисправный датчик. Случаи выхода из строя этого элемента не так уж и редки. Точно определить, что сломался именно датчик, можно лишь в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от питания, электронный блок управления воспримет это как неисправность системы, и запустит вентилятор в аварийном режиме.

Проверка осуществляется следующим образом. Прогреваем автомобиль, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 100 0С, после чего глушим двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, рассоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включится, значит, проблема в датчике.

К сожалению, подобная проверка невозможна в автомобилях с карбюраторными двигателями. Здесь определить работоспособность датчика включения вентилятора можно, лишь заменив его новым и прогрев двигатель до рабочей температуры.

Существует еще одна неисправность, которая может привести к сбою в работе системы. Если не срабатывает вентилятор охлаждения даже после подтверждения работоспособности всех перечисленных элементов цепочки, стоит проверить предохранительный клапан на расширительном бачке.

Роль этого клапана заключается в поддержании рабочего давления в системе выше атмосферного. Это нужно для того, чтобы вода, входящая в состав охлаждающей жидкости не закипала при нагревании до 100 0С. При выходе из строя предохранительного клапана давление в системе выровняется с атмосферным, и жидкость закипит, достигнув температуры кипения воды.

Датчик включения, как уже было сказано, может включиться лишь при 105-107 0С. Таким образом, наша охлаждающая жидкость будет кипеть, но вентилятор работать не будет.

Как же проверить предохранительный клапан? В домашних условиях это невозможно. Проще купить новый клапан, тем более что стоит он копейки.

Полезные советы

Напоследок ознакомьтесь с полезными советами, которые позволят вам если не избежать проблем со своевременным включением вентилятора охлаждения, то, по крайней мере, хоть немного исправить ситуацию.

  1. Систематически проверяйте работу всех элементов системы охлаждения. Обращайте внимание на показатели температуры ОЖ на панели приборов, а также прислушивайтесь, включается ли вентилятор.
  2. Следите за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Вовремя производите ее замену.
  3. Минимум один раз в год промывайте крышку расширительного бачка под струей проточной воды. Такое решение позволит продлить жизнь предохранительному клапану.
  4. При малейшем сбое в системе охлаждения прекратите движение и примите меры по устранению неисправностей.
  5. Если не работает вентилятор охлаждения по причине выхода из строя датчика, предохранителя или реле, и эта неисправность застала вас в пути, отключите датчик (для инжектора) или подключите электропривод напрямую к бортовой сети (для карбюратора). Так вы сможете доехать до ближайшей станции технического обслуживания без риска перегрева двигателя.

Источник: https://FB.ru/article/215361/ne-rabotaet-ventilyator-ohlajdeniya-prichinyi-remont

Почему Не Срабатывает Вентилятор На Ваз 2112

почему не срабатывает вентилятор

Для обеспечения неопасного и размеренного термического режима бензинового двигателя требуется точная работа охлаждающей системы. Мельчайший сбой приведет к перегреву мотора, что чревато прогоранием прокладки головки БЦ либо выходом из строя частей поршневой группы.

Вентилятор радиатора – один из главных узлов охлаждающей системы автомобиля. Его роль заключается в своевременном принудительном охлаждении воды в радиаторе. Препядствия с его включением. частое явление у наших машин.

Здесь мы побеседуем о вероятных причинах, по которым не работает вентилятор остывания ВАЗ-2110, также разглядим варианты их устранения. Увы до этого необходимо разобраться в его конструкции и механизме работы.

Конструктивно вентилятор радиатора состоит из:

Электродвигатель с крыльчаткой на валу установлен снутри прямоугольной железной рамы, с использованием какой занимается он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, фактически, и охлаждает тосол либо антифриз.

Управление принудительным обдувом радиатора в карбюраторных и инжекторных движках ВАЗ-2110 значительно отличается. В первых за нашему клиенту остается отвечает датчик включения вентилятора, расположенный на корпусе радиатора. Он настроен на определенную температуру тосола (ОЖ). Как правило это 105-107 о С. При нагреве ОЖ до этой температуры датчик срабатывает, отправляя сигнал на реле вентилятора. Оно и замыкает электронную цепь, приводя в действие электродвигатель.

Включение вентилятора остывания ВАЗ-2110 с инжекторным мотором происходит чуть по другому. В движках, снаряженных электрическим блоком управления, датчика на радиаторе нет. Его место занял датчик температуры, расположенный на патрубке термостата. При нагревании тосола до температуры 105-107 о С он посылает сигнал конкретно на контроллер, который и воспринимает решение о включении вентилятора. Он передает электронный импульс на реле, которое и включает электропривод.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ремонт ниссан альмера н16

Простой способ определения неисправности датчика температуры в двигателе ВАЗ

Если не работает вентилятор остывания ВАЗ-2110, не торопитесь обращаться в автосервис. Установить причину неисправности конечно и без помощи других. Тем паче что для этой цели вам совершенно совсем не обязательно иметь особые способности.

Вентилятор охлаждающей системы может не врубаться по причине:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя датчика включения вентилятора (температуры);
  • неисправного реле;
  • обрыва проводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Нередкой предпосылкой, почему не работает вентилятор остывания ВАЗ-2110, является неисправность его привода (электродвигателя). Это а возможно износ щеток, обрыв по другому замыкание обмоток, отсутствие контакта в разъеме и т. д. Проверить привод нетрудно. Достаточно отключить вентилятор от электроцепи автомобиля, и подсоединить его впрямую к аккуму. Если он не включился, неувязка точно в персональном компьютере, в том случае движок заработал, поиск неисправности необходимо продолжить.

Если вентилятор остывания радиатора ВАЗ-2110 рабочий, последующим делом нужно проверить предохранитель. Он находится в монтажном блоке моторного отдела автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка делается при помощи авто тестера (мультиметра), включенного работая в режиме пробника. Если тест подтвердил неработоспособность предохранителя, он подлежит подмене.

Функция термостата в бензиновом двигателе состоит в том, чтоб регулировать поток тосола, направляя ее или по малому, или по большенному кругу. Пока мотор прохладный, его клапан перекрывает поток ОЖ в радиатор остывания. Это позволяет резвее греть движок.

Инспектируют термостат методом определения температуры его патрубков для прикосновений. При прогретом движке они все бывают жаркими. Если патрубок, идущий от термостата к радиатору остывания, прохладный – запирающее устройство неисправно.

не включается вентилятор радиатора ВАЗ 2114 ч1

Одной из часто встречающихся обстоятельств, по которым не врубается вентилятор остывания ВАЗ-2110, является нерабочий датчик его включения (для карбюраторных движков) по другому датчик температуры (для инжекторных). Разглядим методы их проверки для различных движков.

В автомобиле с карбюраторным мотором нужно включить зажигание и замкнуть друг с другом два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не вышло, неувязка точно не в датчике.

Для инжекторных авто нужно прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В данном случае контроллер должен запустить вентилятор в аварийном режиме. Электрический блок принимает это как сбой в охлаждающей системе, и принуждает работать привод вентилятора в неизменном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Самым сложным шагом поиска неисправности вентилятора является определение работоспособности его реле. Установить его исправность своими силами конечно только относительно. Однако нужно вдобавок знать, где находится реле вентилятора остывания.

А размещается оно в дополнительном монтажном блоке центральной консоли. Слева понизу не знакомых фронтального пассажира бывают пластмассовая крышка, закрывающая консоль. Чтоб ее открыть, необходимо открутить четыре шурупа. Под крышкой размещены три реле.

За включение вентилятора остывания отвечает последнее левое. Проверить его есть вариант, только установив на его место заранее исправное устройство. После прогрева мотора до температуры срабатывания датчика ждем соответствующего щелчка.

Если реле вентилятора остывания не сработало, необходимо инспектировать проводку.

Без помощи других отыскать обрыв проводника в электронной цепи автомобиля совершенно нетрудно. Нужно тестером проверить (прозвонить) что остается сделать нашему клиенту провода на обозначенных участках.

НЕ РАБОТАЕТ ВЕНТИЛЯТОР ПЕЧКИ ВАЗ 2110, 2111, 2112

Для карбюраторных движков:

  • от датчика включения к вентилятору;
  • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю);
  • от монтажного блока к реле.

Для инжекторных движков:

  • от головного реле к реле включения вентилятора;
  • от реле включения к вентилятору и контроллеру;
  • от датчика температуры к контроллеру;
  • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю).

При выявлении обрыва проводки, ее нужно вернуть, в добавок установить и убрать вероятную причину разрыва цепи.

Последней предпосылкой, почему не работает вентилятор остывания ВАЗ-2110, а возможно неисправность крышки расширительного бачка. Что существует, что когда движок работает, в охлаждающей системе создается давление выше атмосферного, поэтому вода, являющаяся частью ОЖ, не закипает при 100 о С.

Поддерживать нужный давление призван клапан крышки расширительного бачка. Если он выйдет из строя, давление в системе сравняется с атмосферным. Это приведет для того, что охлаждающая жидкость начнет закипать уже при 100 градусах.

Датчик, рассчитанный на включение при большей температуре, чем, не сработает.

Проверить работу крышки своими руками навряд ли получится, если при зрительном осмотре у вас появились сомнения в ее работоспособности, лучше сходу ее поменяйте.

Источник: http://autoviber.ru/pochemu-ne-srabatyvaet-ventiljator-na-vaz-2112/

Почему не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя

почему не срабатывает вентилятор

При работе двигателя температура в камерах сгорания достигает порядка 1500-2000 градусов Цельсия. Если не отбирать тепло от стенок цилиндров, то неизбежен перегрев мотора и, как следствие, дорогостоящий ремонт или замена.

Вентилятор охлаждения

Для поддержания рабочего теплового режима двигателя (+90 градусов) в любых условиях эксплуатации предусмотрена система охлаждения. Она включает в себя следующие элементы:

• Радиатор;• Расширительный бачок;• Помпу;• Термостат;• Вентилятор;• Датчики температуры и включения вентилятора;• Набор соединительных патрубков;• Радиатор печки;

• Антифриз.

Устройство системы охлаждения

Пока термостат закрыт рабочая жидкость с помощью помпы циркулирует по так называемому малому кругу, охлаждая блок цилиндров и головку блока, отводя часть тепловой энергии. При открытии термостата поток жидкости начинает двигаться по большому кругу, попадая в радиатор охлаждения.

Система охлаждения

Во время движения поверхность радиатора продувается потоком встречного воздуха, снижая температуру рабочей жидкости. Однако предотвратить перегрев жидкости сам радиатор не в состоянии, например, когда авто стоит в пробках или движется длительное время с небольшой скоростью.

В помощь радиатору в систему охлаждения силовой установки и встроен вентилятор, являясь одним из ее главных исполнительных элементов, и при его отказе может возникнуть ряд нежелательных проблем.

Как работает вентилятор

На машинах старшего поколения вентилятор работал принудительно, то есть работал всегда, пока запущен двигатель, путем приводного ремня. Обычно сам вентилятор крепился на шкив помпы, связанной ремнем со шкивом генератора.

В большинстве же современных автомобилей применяется электровентилятор, либо привод с вискомуфтой (вязкостная муфта), где его срабатывание происходит автоматически от датчика включения (тарирован отдельно для каждого двигателя).

Вентилятор радиатора

Вентилятор, это простой электродвигатель на 12В, работающий от сети авто. На его валу установлена крыльчатка, для создания потока воздуха направленного на соты радиатора. Сам вентилятор имеет крепежную рамку для соединения с радиатором.

За его срабатывание, в свою очередь, отвечает датчик включения, расположенный в одном из бачков радиатора. Он устанавливается в разрыв проводов питания электродвигателя вентилятора.

Включение вентилятора

Карбюраторные модели

Датчик включения вентилятора запрограммирован на определённый предел температуры, при которой происходит срабатывание его контактов, посылая питания на реле, замыкающее цепь питания вентилятора, и он начинает работать.

Инжекторные двигатели

Вентилятор на этих машинах включается через блок управления. Контроллер получает данные с датчика, далее передавая ее на реле включения электродвигателя.

Возможные причины отказа вентилятора

В случаях, когда температура антифриза резко пошла вверх, а вентилятор на радиаторе не сработал, то, следовательно, где появилась проблема. Автомобиль необходимо остановить и устранить неисправность, чтобы не допустить перегрева и сохранить двигатель от дорогостоящего ремонта.

Неисправности

• Перегорание предохранителя;

• Отказ датчика включения;

• Разрыв или короткое замыкание в цепи питания электродвигателя;

• Неисправность электродвигателя;

• Плохой контакт в соединении или окисление контактов в цепи вентилятора;

• Отказ реле включения;

• Неисправность предохранительного клапана в расширительном бачке.

Проверка

— предохранитель перегорает от какой-либо неисправности в защищаемой им цепи и перед заменой, необходимо найти причину его срабатывания;

— при отказе датчика включения, питающие провода соединяют между собой и если вентилятор сработал, то датчик неисправен и требует замены. Добраться до СТО или гаража, можно оставив провода соединенными, при этом вентилятор будет постоянно в работе, но зато двигатель будет защищен от перегрева;

Схема

На моторах с инжектором отключается датчик, путем снятия с него разъема, мотор запускается и если вентилятор заработал (ЭБУ «поймет», что в системе неисправность и включит вентилятор в аварийном режиме), то датчик неисправен и необходима его замена.

— цепь питания проверяется тестером на предмет целостности и отсутствия короткого замыкания;

Проверка тестером

— при отказе двигателя вентилятора, для проверки разъединяется фишка питания и с помощью двух проводом подается питания с батареи. Если вентилятор не запустился, следовательно, он неисправен (износ щеток, коллектора или проблемы с обмотками якоря и статора) и требует замены;

— при подозрении на ненадежный контакт в разъеме вентилятора, фишка снимается, контакты зачищаются от пыли и грязи и возможных окислений;

— неисправное реле можно временно заменить соседним, при совпадении его параметров;

Реле вентилятора ВАЗ 2114

— когда при полностью исправных элементах в цепи вентилятора, он не срабатывает при наборе температуры выше нормы, то рекомендуется проверить клапан в крышке расширительного бачка.

Клапан удерживает давления в системы свыше атмосферного, не допуская закипания воды, имеющейся в составе рабочей жидкости, при достижении 100 градусов. Если же клапан неисправен, то давление уравнивается с атмосферным и жидкость закипит уже при 100 градусах.

Сам же датчик срабатывает при температуре 105-107 градусов Цельсия. Получится, что жидкость уже кипит, а вентилятор еще не срабатывает. Крышку с клапаном необходимо заменить.

Несколько советов

• Периодически отслеживайте температуру ОЖ и проверяйте срабатывание вентилятора при входе в опасную зону на указателе прибора;

• Проверяйте уровень жидкости в бачке и восполняйте при необходимости;

• Контролируйте систему на предмет возможной утечки жидкости;

• При превышении рабочей температуры, остановитесь, найдите и устраните причину;

• Сезонно возьмите за правило промывать под давлением воды крышку расширительного бачка, что поможет содержать предохранительный клапан в чистоте;

• На моторах, где вентилятор работает принудительно, периодически проверяйте натяжение его приводного ремня.

Источник: https://avtoexperts.ru/article/pochemu-ne-srabaty-vaet-ventilyator-ohlazhdeniya-dvigatelya/

Узнаем, почему не работает вентилятор охлаждения

почему не срабатывает вентилятор

Здравствуйте, читатель блога RtiIvaz.ru. Сегодня узнаем, почему не работает вентилятор охлаждения двигателя, рассмотрим, как устроена схема включения и поговорим о причинах и способах устранения неполадок.

Причины отключения вентилятора

Иногда происходит следующая ситуация: двигатель работает, температура повышается, а электрический вентилятор охлаждения не работает. Стало быть, надо срочно искать причину, пока двигатель не закипел на дороге.

В первую очередь проверяют предохранитель вентилятора охлаждения. Если он исправен, тогда надо проверить датчик вентилятора. Сделать это можно очень просто. Для этого надо включить зажигание, и отсоединив от датчика два провода, подключённые к нему соединить их между собой. Если после этого вентилятор заработал, значит, причина в датчике. Его следует заменить на новый.

Следующий шаг, надо проверить реле включения вентилятора охлаждения. Надо либо попробовать заменить его, либо новым или временно взять из другого узла такое же реле, например, сигнала. Такие реле используются во многих местах электрической цепи и автомобилях.

Если же и при этом не работает вентилятор охлаждения нужно проверить сам электровентилятор. Для этого нужно отключить зажигание и соблюдая полярность, подключить вентилятор напрямую к АКБ. Если при таком включении вентилятор заработал, выходит надо искать причину в электрической схеме автомобиля.

Пройтись по проводам, которые задействованы в этой схеме. Бывает так, что провод, где-то перебит или «сопля» появилась. Тогда стало быть надо соединить его и снова проверить включение вентилятора. А иногда бывает, что провод, где-то оголился и замыкает на массу.

Если и после этого не работает вентилятор, тогда уже надо обращаться к специалистам на СТО. Но это бывает в крайне редких случаях. Чаще всего происходят ситуации, описанные выше с датчиком включения вентилятора либо предохранителем или самим электровентилятором.

Предохранитель заменить, я думаю не такая сложная работа, и автолюбитель сможет поменять самостоятельно. В случае с самим вентилятором, немного сложнее, но заменить его тоже не такая уж и сложная работа. Замену датчика мы рассмотрим немного позднее, сначала рассмотрим схему включения датчика.

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ВЕНТИЛЯТОРОМ

На рисунке ниже показан, как выглядит датчик включения вентилятора:

РИС.1. Внешний вид датчика включения вентилятора.

Выпускаются такие датчики под разные температуры срабатывания. Эти характеристики всегда указываются на их корпусе (см. фото). Обозначаются так! 92-87°С либо 87-82°С. Первая цифра указывает на температуру включения вентилятора, а вторая на температуру выключения.

Внутреннее строение можно рассмотреть на рисунке приведенном ниже:

РИС.2. Схематическое изображение внутреннего строения датчика включения вентилятора.

1.Неподвижный контакт. 2.Подвижный контакт. 3.Толкатель подвижного контакта. 4.Биметаллическая пластина. Характеристики биметаллической пластины настроены на определённую температуру, выгравированную на корпусе датчика.

Слева на рисунке показан датчик, температура охлаждающей жидкости которого не достигла требуемой величины. Контакты разомкнуты, и вентилятор при этом находится в выключенном состоянии.

С правой стороны на рисунке показано, что при достижении заданной температуры, биметаллическая пластина изгибается, тем самым двигая посредством толкателя подвижные контакты на соединение с неподвижными. Цепь замыкается, и напряжение подаётся на вентилятор охлаждения, включая его.

Электрическая схема включения вентилятора охлаждения показана на нижеследующем рисунке:

РИС.3. Электрическая схема включения вентилятора.

Вентилятор подключен через реле из-за того, что он потребляет большую мощность, а датчик рассчитан на малые токи. Реле тут нужно для того чтобы разгрузить цепь датчика вентилятора. Контакты датчика рассчитаны на малые токи, а вентилятор потребляет много энергии, поэтому здесь и нужно реле и желательно на больший ток.

Если без реле, напрямую подключить вентилятор через датчик, то его контакты быстро обгорят и соответственно датчик выйдет из строя. Особенно это будет чувствоваться летом, потому что в это время вентилятор охлаждения включается часто и работает дольше, чем зимой.

Как выглядит реле переключения показано на рисунке ниже:

РИС.4. Внешний вид коммутационного реле.

Здесь показано реле на 30 ампер. Но для вентилятора охлаждения основного радиатора лучше использовать реле более мощное. На 50, а лучше на 70 ампер. Внешне они выглядят точно так же просто размеры больше и контакты более широкие. Контакт 87а в данном реле нужно просто игнорировать, т. е. подключать его ни к чему. В нашей схеме он не нужен

ЗАМЕНА ДАТЧИКА

Прежде чем начать работу по замене датчика, надо посмотреть его температуру срабатывания. И приобрести датчик с именно такими же характеристиками. Иначе вентилятор будет включаться либо слишком рано, или слишком поздно. Итак, автолюбитель! Вы приобрели датчик с нужными вам характеристиками, теперь можно с уверенностью приступать к работе по его замене.

  • Отключаем одну из клемм АКБ. Это нужно чтобы обесточить электрическую схему автомобиля и случайно не произошло короткое замыкание в процессе замены.
  • Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора. Иначе при демонтаже датчика охл. жидкость вытечет, и надо будет покупать дополнительно для доливки. А это лишние финансовые расходы. Можно, конечно, и без слива жидкости заменить датчик. Но для этого нужна сноровка. Делается это в следующем порядке: Берём в одну руку новый датчик, а другой выкручиваем старый, при этом слегка прижимаем его к резьбе, чтобы жидкость не вытекала. Когда датчик уже выкрутился, убираем его, быстренько вставляем новый и закручиваем. Немаловажный момент, при этом — надо все это производить на остывшем радиаторе, чтобы не получить ожогов от горячей охлаждающей жидкости.
  • Отсоединяем два провода, подключённые к датчику, и выкручиваем датчик. Для этого нам понадобится ключ на 30 мм.
  • Наносим герметик на новый датчик и устанавливаем на своё место. После этого, лучше подождать около двух часов, чтобы герметик схватился. Здесь также можно использовать и фум — ленту, в этом случае не надо ждать пока схватится герметик, можно сразу заводить машину и проверять работу. Но с ней нужна определённая сноровка, и не каждый автолюбитель квалифицированно справится с ней. Поэтому лучше использовать герметик.
  • Датчик не надо затягивать слишком сильно. Обычно этот датчик вкручивается в пластмассовый бачок радиатора. Поэтому надо быть осторожнее, иначе резьба в пластмассовом корпусе сорвётся и придётся либо менять радиатор, или думать, как выходить из положения!
  • Следующий шаг – заливаем охлаждающую жидкость, заводим двигатель и ждём, когда поднимется его температура. Когда температура достигнет расчётного максимума, должен включиться электровентилятор. Если это произошло, значит, мы все сделали правильно и должны радоваться успешно проделанной работе. Если же нет, то надо продолжить поиски причины неисправности.

Если вы все заранее подготовили, то работа по замене датчика не займёт много времени. Я с соседом по гаражу, на его машине потратил примерно полчаса на замену.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как печатать с айпад?

См. видео:

На этом заканчиваю писать статью! Надеюсь, статья поможет, дорогой читатель блога RtiIvaz.ru. Желаю успехов в этой работе и главное, чтобы получили удовлетворение, правильно отремонтировав любимый автомобиль.

Можно еще почитать:

Подбор сальников по размерам и каталожным номерам

Источник: https://www.rtiivaz.ru/2017/01/ne-rabotaet-ventilyator-oxlazhdeniya/

Что делать если не работает вентилятор радиатора охлаждающей системы

почему не срабатывает вентилятор
20 июня 2013         страница » Гараж » Двигатель      241

Рад Вас приветствовать, друзья, на блоге «Тебе на заметку«

Известно ли Вам, что необходимо предпринять, если не работает вентилятор радиатора системы охлаждения? Случай с обрывом ремня привода вентилятора, может случиться в каждую секунду. К счастью (а может и нет), это проблема по большей части относится к отечественным машинам.

Что делать если ремень порвался в дороге?

Знайте, главное – это не перегревать мотор, а для этого требуется все время следить по приборам за показателями датчика. Пока «тачка» будет ехать с постоянной скоростью, будет осуществляться естественное охлаждение радиатора, и температура не будет повышаться. Ехать на машине надо будет с определенной скоростью в зависимости от окружающей температуры.

Если на улице жарко, то Вам надо двигаться побыстрее. Но, как правило, если ехать на небольшой скорости, этого хватит, чтобы хорошо охладить систему. Если так получилось, что Вы прозевали, когда стрелка дошла до верха, и двигатель очень нагрелся, быстро останавливайте и охлаждайтесь.

Надо понимать, что если стрелка даже не на красной отметке в моторе уже стартовали негативные процессы, а если поточнее, то при нагревании металла двигатель начинает подклинивать и образовываются задиры, что в итоге может нанести свой след.  Именно из-за этого нельзя допустить перегрев силового агрегата!

Если Вы не можете обеспечить температурный режим (например, Вы в заторе), а Вам надо ехать, то лучше отбуксуйте машину на СТО.

Избавиться от данной проблемы также можно экзотическим способом. Если у Вас есть старая камера, отрезать от нее кольцо шириной 20 мм и поставить его вместо ремня.

Также можно взять старый ремень нужного диаметра разрезав его и связав мягкой проволочкой по разрезу. Так вы сможете двигаться не один километр. Помочь в такой ситуации Вам может даже обычная бельевая веревка.

Но не стоит надеяться на то, что она Вам долго прослужит, но она поможет доехать до какого нибудь автомагазина или автосервиса.

Еще одной имитацией ремня привода вентилятора могут быть чулки или женские колготки, которые можно натянуть на шкивы и они помогут Вам ехать дальше.

Автомобилист! Выход из подобной ситуации единственный: нет возможности ехать с постоянной скоростью и дать охладиться радиатору – вырубайте двигатель, ищите эвакуатор или буксир и помните, не надо доводить мотор до перегрева – это обойдется Вам дорогой ценой!

Что такое система охлаждения двигателя ⇓

Источник: http://content-bis.com.ru/chto-delat-esli-ne-rabotaet-ventilyator-radiatora-oxlazhdayushhej-sistemy.html

Проблемы с вентилятором радиатора: причины, пути решения

почему не срабатывает вентилятор

задача вентилятора системы охлаждения – снижать температуру двигателя и радиатора, повышающуюся при работающем двигателе. Фактически, он направляет горячий воздух на улицу, заменяя его прохладным «внешним» воздухом, и тем самым снижая температуру двигателя, радиатора и охлаждающей жидкости (ОЖ).

Следует отметить, что вентилятор представляет собой один из двух важных элементов системы охлаждения (кстати, она в автомобилях ВАЗ считается гибридной). Вторым элементом является система жидкостного охлаждения.

Выделяют два типа вентиляторов – механические (присоединённые с помощью ремня к шкиву/коленвалу) и с электроприводом. Последний состоит из двух равнозначных частей – электродвигателя и системы управления (включающей в себя датчик температуры ОЖ и реле включения вентилятора). Как правило, пользователи ВАЗ имеют дело именно с вентиляторами с электроприводом.

Проблемы с вентилятором охлаждения радиатора могут возникнуть у любого автомобиля, чей возраст достаточно значителен, чтобы проявлять себя «старческими недомоганиями». Эти проблемы, в зависимости от ситуации, могут проявляться в нестабильной работе вентилятора, его запоздалом включении, либо полном отказе. В последнем случае вентилятор охлаждения попросту не включается – и это наиболее часто встречающаяся проблема.

Не включается вентилятор охлаждения ВАЗ

Так как эта проблема наиболее часто встречающаяся, то и внимания ей необходимо уделить больше всего. И в первую очередь необходимо отметить, что эта проблема может быть вызвана значительным количеством причин, а потому самым затратным (как минимум по времени) этапом будет диагностика.

Причиной по которой не включается вентилятор охлаждения 2110, равно как и практически любой другой модели производства АвтоВАЗ, может быть, например, из-за перегоревшего предохранителя. Это самый банальный повод отказа вентилятора, и самый простой с точки зрения исправления проблемы.

По этой же причине зачастую не включается вентилятор охлаждения ВАЗ 2115 и других, более поздних моделей автомобилей ВАЗ. Для ликвидации этой неисправности достаточно заменить неисправный предохранитель на рабочий – и проблема ликвидирована.

Заменить можно как один предохранитель (если вы уже разобрались в схеме или у вас есть на это время), так и блок предохранителей комплексно. Если автомобилю много лет, второй вариант предпочтительнее.

Ещё одной причиной, по которой  не включается вентилятор охлаждения Калина или Приора, может стать неисправность какого-либо элемента электросети вашего авто. В этом случае, во всяком случае, для неопытных мастеров, гораздо проще и быстрее будет обратиться за помощью к профессионалам, поскольку даже диагностика потребует немало усилий – и применения специальной диагностической аппаратуры (для «прозвона» электропроводки).

Кроме того, если не включается вентилятор охлаждения причины можно обнаружить и в термостате, – если последний неисправен, то система может попросту не реагировать на необходимость подключения системы охлаждения.

Вышедший из строя или заклинивший термостат блокирует циркуляцию охлаждающей жидкости в системе (в том числе, и через радиатор), датчик радиатора не фиксирует повышенные температуры ОЖ, вентилятор не включается – а двигатель «закипает» уже через несколько минут работы.

Термостат рекомендуется проверить в первую очередь, если вы обнаружили отказ вентилятора.

В руководствах пользователя прописано, что не включается вентилятор охлаждения 2107 зачастую по причине неисправной проводки. Действительно, эта причина может иметь место, однако в тройку лидеров по частоте не входит.

Как правило, проблемы возникают в ситуациях, когда на протяжении многих лет проводка вентилятора не меняется.

Трухлявая проводка – не просто основание  для отказа вентилятора, но и возможная причина куда более серьёзных неисправностей и даже возгораний, поэтому контроль в этой сфере совершенно необходим.

Во многих источниках можно найти информацию о том, что не включается вентилятор охлаждения 2114, например, по банальной причине – сам вентилятор неисправен. Это случается сравнительно редко, однако может быть причиной проблемы. Выйти из строя может как сам по себе вентилятор, так и штекер (второе чаще, и относится скорее к предыдущему пункту).

Датчик включения вентилятора (он находится на радиаторе) также может оказаться неисправным – а это ведёт к блокированию работы вентилятора. Выявление неисправного блока осуществляется последовательной проверкой работоспособности отдельных элементов системы. Исключая тот или иной элемент, соединяем проводку напрямую: если видим искру или признаки жизни подаёт сам вентилятор, значит, «слабым звеном» является именно исключённый элемент.

Ещё одна причина, по которой не включается вентилятор охлаждения 2109, 2107, 2114 и прочие модели ВАЗ. Это прогоревшая прокладка под головкой.

В этом случае движению охлаждающей жидкости препятствует воздушная пробка, которую можно легко диагностировать по пузырям, появляющимся из расширительного бачка во время работы двигателя. Заменив прокладку, вы легко решите эту проблему.

Однако важно обратить внимание и на состояние цилиндра – при такой проблеме (в особенности, если появилась она некоторое время назад) в цилиндре вполне могут обнаружиться трещины.

Слишком часто включается вентилятор охлаждения

Эта проблема возникает сравнительно редко, и здесь нужно очень чётко понимать, где есть норма, а где уже следует провести диагностику системы. Начинающие автомобилисты, прочитав в руководстве пользователя о том, что вентилятору «положено» включаться лишь на температуре 105 градусов, волнуются из-за того, что включение системы охлаждения происходит и на более низкой температуре.

На самом деле, всё обстоит несколько иначе. Нормой следует считать именно температуру 85-95 градусов, выше должна срабатывать система охлаждения, в противном случае, велик риск «закипания» двигателя.

Однако многое зависит и от условий движения – одно дело на трассе, и другое – в городе, а в особенности, при движении в пробке.

Если в пробках вентилятор включается каждые полторы минуты – это свидетельствует о том, что система работает хорошо, ведь двигатель на 10-15 километрах в час, да ещё в режиме «метр едем-стоим» работает при повышенных нагрузках. Соответственно, включение вентилятора свидетельствует о его исправности.

На всякий случай лучше проверить термостат на предмет работоспособности, целостность прокладки ГБЦ.

Кроме того, можно проверить расход охлаждающей жидкости – если ОЖ «уходит» слишком быстро (например, с полной загрузки до минимума проходит меньше месяца), необходимо как можно скорее проверить на предмет протечек. И, скорее всего, таковые обнаружатся.

https://www.youtube.com/watch?v=dBS2GJec0_E

Снижение эффективности работы системы охлаждения может происходить и из-за банальных засоров (отложения) и технических побочных эффектов (воздушная пробка). В первом случае рекомендуется промыть радиатор с обычным чистящим средством.

Что касается воздушной пробки, то её можно либо попробовать «выдавить» на большой скорости, однако это чревато проблемами с дорожной полицией, а в особо запущенном случае – аварией с летальным исходом. Куда продуктивнее окажется обычная «прокачка» в гараже.

Тем более, что инструкций по устранению воздушной пробки достаточно много.

Удачи на дорогах вам и вашему ВАЗу!

С этой статьей так же читают:

Источник: http://videovaz.ru/vaz-2101/1780-problemy-s-ventilyatorom-radiatora-prichiny-puti-resheniya

Почему не включается вентилятор охлаждения двигателя на LADA

почему не срабатывает вентилятор
 30 июль 2017  LadaOnline    38 888     

Неисправность в работе вентилятора системы охлаждения является одной из причин перегрева двигателя. Причин этому может быть множество. В этой статье рассмотрим алгоритм, по которому можно определить своими руками, почему не работает вентилятор радиатора двигателя.

Инструкция для Lada XRAY и Vesta отдельная. Далее речь пойдет про автомобили Лада Приора, Калина, Гранта, Ларгус и Нива 4х4.

Если вентилятор системы охлаждения не работает

Порядок действий:

1. Убедитесь, что лопасти вентилятора вращаются без затруднений (ничего не мешает).

2. Проверить предохранители и реле (см. монтажный блок для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Lada 4×4).

3. Проверяем работу термостата (на прогретой машине нижний патрубок радиатора должен быть горячий) и систему охлаждения двигателя в целом (проблема может быть в крышке расширительного бачка).

4. Отсоединяем разъем вентилятора охлаждения двигателя (зачищаем контакты) и подключаем его напрямую к аккумулятору (если вентилятор включился — причина в цепи питания, если не включился — неисправность в электромоторе).

5. Проверяем датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

6. Обрыв цепи. В первую очередь следует зачистить контакты в разъемах. Если это не поможет, прозвонить проводку (см. схемы электрооборудования для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).

7. Проблема в прошивке ЭБУ. В некоторых случаях решить проблему включения вентилятора помогает перепрошивка блока ЭБУ.

Основные причины, почему не включался вентилятор системы охлаждения (опрос среди владельцев автомобилей LADA):

  • неисправный ДТОЖ (42%);
  • обрыв проводки (10%);
  • перегорел предохранитель (8%);
  • неисправность электродвигателя вентилятора (6%);
  • другая причина (34%).

Если вентилятор системы охлаждения работает постоянно

Возможные причины:

  • Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепях.
  • Неисправное реле вентилятора охлаждения.
  • Неисправен ЭБУ.

А вы сталкивались с ситуацией, когда вентилятор охлаждения двигателя не срабатывал? В комментариях оставляем вопросы по этой неисправности автомобиля, а также свои способы решения и рекомендации по данной проблеме.

Кстати, а вы знали, что система охлаждения двигателя Lada Granta и Kalina 2 отличается от системы, которая использовалась на автомобилях LADA прошлого поколения.

Ключевые слова: система охлаждения лада гранта | система охлаждения лада калина | система охлаждения лада приора | система охлаждения лада ларгус | система охлаждения 4х4 | система охлаждения лада веста | система охлаждения lada xray | универсальная статья

1 0

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..

Похожие материалы

  • Как проверить вентилятор системы охлаждения двигателя на Лада Веста и XRAY
  • Поднимается температура в системе охлаждения. Постоянно работает вентилятор
  • Схема проверки системы охлаждения двигателя автомобилей Лада
  • Источник: https://xn--80aal0a.xn--80asehdb/do-my-self/repair/repair-lada-granta/2338-pochemu-ne-vklyuchaetsya-ventilyator-ohlazhdeniya-dvigatelya-na-lada.html

    Принцип работы вентилятора радиатора и причины неисправностей (работает постоянно, не срабатывает)

    почему не срабатывает вентилятор

    Сгорание топлива в цилиндрах ДВС сопровождается высвобождением значительного количества тепла, лишь часть которого используется двигателем и преобразуется в механическую энергию. Остальная бесполезно теряется, а для нейтрализации ее излишков приходится задействовать специальные устройства. К ним можно отнести систему охлаждения, возможность работы которой в любых условиях обеспечивает вентилятор радиатора охлаждения.

    Принцип работы вентилятора радиатора

    Прежде чем рассматривать этот вопрос, затронем в целом, что собой представляет водяная система охлаждения ДВС, показанная ниже на рисунке. Он позволит нам вспомнить принцип ее работы.

    В тех случаях, когда через рубашку мотора проходит холодная жидкость, то она забирает излишки тепла, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем она проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и опять поступает в мотор.

    Конструкция радиатора представляет собой набор тонких трубочек, которые создают большую охлаждающую поверхность. Набегающий поток воздуха, проходя через нее, уносит излишки тепла, которые хранятся в жидкости. В тех случаях, когда набегающий поток воздуха отсутствует (работа мотора на холостом ходу, пробки и другие аналогичные ситуации), или его недостаточно для охлаждения воды до нужной температуры, и предусматривается работа вентилятора радиатора охлаждения.

    Для этого существует специальная схема управления, основу которой составляет термовыключатель вентилятора радиатора. Он контролирует температуру жидкости. Когда она превышает установленные пределы, то срабатывает датчик, по его сигналу включается вентилятор радиатора, который и создает необходимый поток воздуха. Этим потоком охлаждается нагревшаяся вода, а когда ее температура принимает необходимое значение, опять срабатывает датчик и выключает обдув.

    Вот так можно описать основной принцип, по которому работает вентилятор радиатора – он включается, когда температура воды превышает заданную, и отключается после ее снижения до нужного значения.

    Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора

    ДВС – сложное устройство, и его характеристики оптимальны, когда он работает при определенной температуре. Как уже отмечено выше, она зависит от правильной работы системы охлаждения. В случае, когда не удается выдержать нужную температуру, последствия будут достаточно печальными – при перегреве двигатель вполне может заклинить и тогда, как минимум, капитальный ремонт ему обеспечен.

    Устойчивость работы всей системы должен создавать вентилятор, позволяя снизить температуру воды в любых условиях. А вот если он не работает, особенно когда жарко, то надо искать, почему вентилятор не включается или не крутится. Сейчас такие устройства обычно бывают электрическими, и отказ самого изделия маловероятен, а возможной причиной этого часто служит выход из строя его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).

    Значит, выясняя причины, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора или почему он не включается или не крутится, надо в первую очередь проверить именно обвязку устройства.

    Как проверить вентилятор радиатора

    Как мы уже установили, вентилятор радиатора должен включаться, когда температура воды (тосола) превысит заданное значение. Проконтролировать это можно по показаниям приборов на лицевой панели. Если вентилятор не включается, то необходимо проверить всю цепочку прохождения сигнала.

    1. Проверить наличие питающего напряжения, приходящего на изделие. Для этого можно воспользоваться тестером или лампочкой. Отсутствие напряжения будет свидетельствовать о возможном перегорании предохранителя или плохом контакте в проводах.
    2. Исправность самого вентилятора можно проверить, подав на него напряжение непосредственно с АКБ. Если он крутится, то с ним все в порядке, и дефект надо искать в других устройствах. Если же нет, и вентилятор не крутится, то причина дефекта именно в нем. В принципе, при этом можно не стоять на месте и двигаться дальше, но надо обязательно постоянно контролировать температуру двигателя. Когда стрелка подойдет к красному сектору, необходимо остановиться, открыть капот и охладить мотор. Два приема позволят вам двигаться и в этом случае. Держите скорость не менее шестидесяти км/ч, тогда постоянно набегающий поток встречного воздуха будет охлаждать воду, проходящую через радиатор, и вы сможете двигаться в обычном режиме, пока поддерживаете скорость. Другим приемом, позволяющим частично заменить неработающий вентилятор, будет использование обогрева. Переведите печку на максимальный режим нагрева, в этом случае часть лишнего тепла будет уходить через отопитель. Правда, в салоне будет как в бане, но вы сможете добраться до ближайшей СТО.
    3. Чтобы проверить датчик, от него надо отсоединить провода и замкнуть их между собой. Если при этом вентилятор включается и крутится, то значит, не работает сам датчик, он ремонту не подлежит, только замене. Однако если оставить провода замкнутыми, то можно двигаться дальше, при таком варианте вентилятор крутится постоянно, хотя возможно, температура двигателя будет понижена, но это лучше, чем стоять на месте.
    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как включить вай фай на Canon 6d?

    Вентилятор радиатора работает постоянно

    Частично такой случай рассмотрен выше, причиной является отказ датчика температуры или замыкание проводов, идущих на вентилятор. Но если он постоянно крутится, то вызвано это может быть и залипанием реле.

    Подобное происходит достаточно часто, особенно после того, как срабатывает реле и вентилятор должен включаться.
    Залипание контактов реле означает, что они не могут разомкнуться, из-за чего происходит постоянная подача напряжения на контакты, вследствие чего электромотор крутится постоянно.

    К последствиям залипания контактов реле надо отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.

    Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может служить термостат. Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должно происходить включение вентилятора. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, когда она движется по малому, то в радиатор для охлаждения не попадает. Режим движения воды определяет термостат.

    Если его заклинило в положении движения воды по малому кругу, то она так и будет двигаться, перегреется, что вызовет срабатывание датчика и включение вентилятора, но т.к. вода не поступает в радиатор, она не охладится, и датчик постоянно будет сигнализировать о высокой температуре. В результате этого не выключается вентилятор радиатора. Определяется такой случай просто – надо потрогать шланги, идущие к радиатору. Когда заклинило термостат, то при перегретом двигателе они будут холодными.

    Если не выключается вентилятор радиатора по причине заклинивания термостата, то порой для устранения такого явления можно постучать по корпусу. Часто этого бывает достаточно, и дефект пропадает. Если же всё остается без изменений, то придется снимать термостат, вынимать из него всю начинку и потом ставить на место само устройство.

    Другим вариантом того же самого дефекта будет заклинивание термостата в промежуточном положении. Это также может привести к тому, что не выключается вентилятор радиатора, но такая ситуация диагностируется гораздо труднее.

    Вызваны подобные трудности тем, что некоторое количество воды поступает в радиатор, но ее проходит слишком мало, вся вода не успевает охладиться, что приводит к перегреву двигателя.

    Все перечисленное выше не является полным описанием возможных причин, почему не выключается вентилятор радиатора. Их может быть много, порой достаточно странных и неожиданных, но в каждом из таких проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.

    Рано включается вентилятор радиатора

    Другой крайностью является ситуация, когда рано включается вентилятор. В данном случае надо смотреть опять же датчик температуры. Скорее всего, он нуждается в замене. Если конечно, стоит правильный датчик.

    Дело в том, что датчики бывают рассчитаны на разную температуру, их еще называют летние и зимние, каждый из них должен включаться в своем диапазоне температур. Последние срабатывают позже.

    И если вы всё время использовали такие, то вам может показаться, что включение вентилятора происходит рано, хотя оно осуществляется вовремя и все работает правильно.

    Надо реально оценить, насколько рано все происходит. Если раннее включение установлено по показаниям на комбинации приборов, то это не показатель. Однако когда такое включение вызывает беспокойство, подключите по диагностическому каналу соответствующее оборудование и посмотрите реальные пороги срабатывания датчика.

    Охлаждение мотора машины – задача наиважнейшая. Если допустить перегрев двигателя, то в лучшем случае нужен будет его капитальный ремонт. Возможность эксплуатации автомобиля в любых условиях обеспечивается надежной работой системы охлаждения, которая во многом определяется правильной работой всех ее компонентов.

    Источник: https://ZnanieAvto.ru/otvod-tepla/ventilyator-radiatora-oxlazhdeniya.html

    Не включается вентилятор охлаждения радиатора! Поиск возможных причин и неисправностей!

    почему не срабатывает вентилятор

    26.07.2017 1 597

    Система охлаждения двигателя — сложный механизм, от исправности которого очень часто зависит исправность двигателя, его производительность, а также ресурс. Нестабильная работа системы охлаждения или выход из строя одного из ее узлов может привести к печальным последствиям, таким как перегрев двигателя.

    Сегодня хочу поговорить о таком неприятном и во многом непонятном явлении, когда не включается вентилятор охлаждения радиатора, в результате чего повышается температура двигателя и возникает риск перегрева мотора.

    Теория, куда же без нее?

    Для начала несколько слов о том, когда вентилятор должен включаться и что считается нормой. Включение вентилятора системы охлаждения происходит автоматически, как только температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигает определенной отметки, как правило, это диапазон от 85° до 100°.

    Рекомендуем: Что делать если в дороге потек радиатор?

    Когда мотор холодный и ему необходим быстрый прогрев ОЖ двигателя по малому кругу системы охлаждения минуя радиатор, электровентилятор при этом также находится в выключенном состоянии. Как только мотор прогрелся до рабочей температуры, срабатывает термостат, который открывает большой круг, то есть круг с участием радиатора.

    Это позволяет потокам воздуха охлаждать антифриз, не позволяя ему прогреваться выше дозволенной метки. Но, что делать, если потока воздуха недостаточно или автомобиль существенно замедлил движение или вовсе остановился? Для этих случаев как раз и предназначен вентилятор охлаждения радиатора.

    Он включается в работу, когда уже не помогает ни большой круг, ни поток воздуха, проходящий сквозь соты радиатора. Вентилятор включается автоматически и в принудительном порядке охлаждает радиатор, отводя от него избыточное тепло, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости.

    Если на разогретом двигателе под нагрузкой в жару по какой-то причине вдруг не сработает вентилятор, это может значить то, что температура ОЖ будет расти до тех пор, пока не возобновится охлаждение.

    Если не включается вентилятор температура двигателя достигает критической отметки, после чего мотор кипит, точнее кипит ОЖ, охлаждение не осуществляется и силовой агрегат работает, что называется «вразнос». Даже кратковременный перегрев может пагубно повлиять на состояние мотора и в будущем появиться в виде неприятной поломки. Длительный перегрев обычно заканчивается тем, что антифриз выкипает и мотор просто «клинит», после чего приходит в полную недееспособность.

    Актуально: Промывка системы охлаждения — чем и зачем? Секреты и советы

    Почему не работает вентилятор? Давайте разбираться!

    1. Проводка и контакт. Любая из этих причин несмотря на свою безобидность может стать причиной, по которой вентилятор просто не включится в нужный момент. Также нередко случается, когда причина кроется в нарушениях работы самого электромотора вентилятора, который по тем или иным причинам не может включиться в работу.

      В случаях с электросетью, я бы рекомендовал найти толкового электрика, который опытным путем установит неисправность и даст ответ на вопрос почему не включается вентилятор охлаждения.

    2. Предохранитель. Перегоревший предохранитель тоже можно отнести к распространенным причинам, которые довольно часто встречаются.

      Разрыв цепи из-за перегоревшего предохранителя приведет к тому, что включение электровентилятора не произойдет, в результате температура двигателя будет расти. Проверить предохранитель можно очень просто, достаточно достать предохранитель, который отвечает за работу вентилятора, а вместо него установить новый предохранитель или просто вставить кусок провода, таким образом, чтобы замкнуть цепь.

      Если во время проверки электровентилятор начнет работать значит причина в предохранителе.

    3. Воздушная пробка или низкий уровень охлаждающей жидкости. Проверьте уровень ОЖ, а также шланги системы охлаждения. При рабочей температуре шланги, ведущие к радиатору, должны быть горячими, а уровень охлаждающей жидкости должен быть в норме как в расширительном бачке, так и в радиаторе.

      Будьте осторожны, проверка уровня антифриза производится только на холодном двигателе. Также если не работает вентилятор следует обратить внимание на циркуляцию антифриза, после прогрева он должен циркулировать по большому кругу. Если это не так, возможно в системе есть воздушная пробка, как ее удалить читаем тут. Снижение уровня охлаждающей жидкости может свидетельствовать о негерметичности системы охлаждения.

      В лучшем случае речь будет идти о замене прокладки ГБЦ, в худшем — о трещине в блоке или прогаре

    4. Датчик температуры. Благодаря этому датчику электронный блок (ЭБУ) принимает решение включать вентилятор или нет. Нестабильная работа или неисправность этого датчика приведут к тому, что ЭБУ будет получать неверную информацию о температуре ОЖ, в результате вентилятор не включится.
    5. Последний подозреваемый — термостат.

      Если он неисправен, циркуляция антифриза будет затруднена, в результате работа вентилятора будет под угрозой. Например, при заклинившем термостате на «малый круг» вентилятор не выключается и работает постоянно, т. к. двигатель прогрет, температура растет и вентилятор пытается все это исправить. Вот только проблема в том, что из-за заклинивания термостата жидкость в радиаторе не циркулирует и охлаждения не происходит.

      В некоторых случаях происходит наоборот, датчик температуры не срабатывает, т. к. заклинивший термостат не пропускает жидкость по большому кругу, в итоге электровентилятор не включается.

    У меня все, пишите в комментариях о каких причинах неработающего вентилятора знаете вы, делитесь своим опытом и возможно именно ваша история поможет кому-нибудь решить его вопрос. Спасибо за внимание и до новых встреч на Форд Мастер. Пока!

    Источник: http://ford-master.ru/ne-vklyuchaetsya-ventilyator-ohlazhdeniya-radiatora-poisk-vozmozhnyih-prichin-i-neispravnostey/

    Принцип работы вентилятора радиатора и основные неисправности

    почему не срабатывает вентилятор

    Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.

    Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях  эти два типа систем совмещены и являются гибридными.

    Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.

    Неисправности вентилятора системы охлаждения: признаки и способы устранения

    Как уже было сказано выше, двигатель внутреннего сгорания является сложной системой, требующей бесперебойной работы системы охлаждения. Иначе произойдет перегрев силовой установки, что может привести к поломке и, следовательно, дорогостоящему ремонту.

    Жидкостная система охлаждения, по которой циркулируют специальные охлаждающие жидкости (антифриз/тосол), является  закрытой. В двух словах, принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в том, что во время работы двигателя через его рубашку (каналы в БЦ и ГБЦ) циркулирует жидкость, которая отводит лишнее тепло от нагретых деталей.

    Затем горячая жидкость попадает в радиатор, охлаждается и снова возвращается в двигатель для его охлаждения. Во время прохождения радиатора нагретая  ОЖ попадает в сеть тонких трубочек. Это способствует ее быстрому охлаждению. Также набегающим потоком воздуха при движении ТС  излишки тепла выносятся за пределы подкапотного пространства машины.

    Однако если воздуха недостаточно (во время простоя в пробках или при работе двигателя на холостом ходу), жидкостная система часто не справляется с задачей. Тогда в работу вступает вентилятор радиатора.  Другими словами, подключается воздушная система охлаждения.

    Важно понимать, что только при взаимодействии этих двух систем происходит эффективное охлаждение двигателя. Если просто, термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора) срабатывает и вентилятор включается. В результате создается поток воздуха и вентилятор работает до того момента, пока не будет достигнута оптимальная температура.

    Затем, получив сигнал датчика о понижении температуры,  вентилятор радиатора отключается. Кстати,  единого стандарта  по месту установки вентилятора  также не существует. Его могут расположить как перед радиатором, так и за ним. Также нет и четких стандартов касательно самой конструкции вентилятора.

    Он состоит, как минимум, из четырех лопастей, скрепленных вместе под специальным углом для максимального забора и подачи воздуха. Самой популярной  стала крыльчатка на 8 лопастей. По конструкции привод вентилятора можно разделить на 3 типа:

    • механический
    • гидромеханический;
    • электрический;

    Сегодня первый тип практически не используется, особенно на гражданских автомобилях, хотя остается на мощных внедорожниках как наиболее надежный. Второй тип также постепенно отходит на задний план. В любом случае, при выходе устройства из строя необходима немедленная диагностика и устранение причины поломки.

    При этом проверка зачастую может быть проведена самостоятельно. Обратите внимание, во время диагностики вентилятор может внезапно заработать и его лопасти серьезно травмируют человека. В особой зоне риска оказываются пальцы.

    Проверка вентилятора системы охлаждения

    Итак, при поломке современного вентилятора, нужно учитывать, что они  зачастую электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т.д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространённые случаи, когда вентилятор охлаждения:

    1. Не включается.
    2. Не выключаются.
    3. Рано включается.
    4. Неправильно направляет потока воздуха.

    Можно проконтролировать работу вентилятора несколькими способами. Если вентилятор не включился, возможно, он не получил необходимый сигнал. В этом случае, в первую очередь, проверяется вся цепочка передачи этого сигнала. Для этого с помощью тестера определяется, есть ли питающее напряжение. Если его нет, то проблема в перегоревшем предохранителе или плохом контакте.

    Подавая напряжение на сам вентилятор, проверяется именно его исправность. Если он будет крутиться, значит, проблема не в нем. Если же вентилятор не крутится,  лучше обратиться в автосервис. Доехать до СТО можно своим ходом, придерживаясь определённых правил:

    • Двигаться со скоростью, не менее 60 км/ч. Тогда функцию сломанного вентилятора выполнит набегающий воздух.
    • Включить на максимум печку во время езды, чтобы лишнее тепло вывелось в салон. В салоне будет жарко, зато повышаются шансы на то, что мотор не перегреется;
    • Следить за стрелкой температуры двигателя на панели. При ее приближении к красной зоне нужно остановить автомобиль, открыть капот, охладить мотор.

    При проверке температурного  датчика, его провода отсоединяются и замыкаются между собой. Если проблема в нем, то вентилятор заработает. В таком состоянии можно доехать до ближайшей СТО для ремонта. А если вентилятор не работает, значит его, скорее всего, нужно менять.

    Если же вентилятор радиатора, наоборот, работает не останавливаясь, значит проблемы в термодатчике, замыкании проводов или в «залипании» контактов реле, когда его контакты не могут разомкнуться и напряжение для работы вентилятора продолжает подаваться.

    Причиной постоянной работы вентилятора охлаждения также может стать термостат, отвечающий за поддержание оптимальной температуры двигателя. При превышении температуры антифриза более 90°C, открывается специальный клапан между большим и малым кругом системы охлаждения.

    При поломке термостата этот клапан заклинивает, антифриз нередко движется только по малому кругу (не попадая в радиатор для остывания). В результате вентилятор будет работать все время.

    Определить эту проблему несложно. Если при ощупывании шлангов  радиатора они будут холодными, а сам двигатель горячим, значит проблема в термостате . Добавим, что обычно заклинивание клапана термостата  можно решить, постучав по его корпусу. Если это не помогает, значит устройство необходимо снимать и менять.

    • Еще вентилятор может включаться раньше необходимости. Скорее всего, это поломка термодатчика, который подлежит замене. Также надо учитывать типы датчиков. Они могут быть рассчитаны на разную температуру (так называемые «летние» и «зимние» термодатчики). Они работают с учетом заданной температуры. Если используется «зимний» датчик, необходимо знать, что он запаздывает и включается немного позже.

    В таком случае вентилятор включится до появления сигнала о перегреве. Получается, создается эффект преждевременного включения. Данная ситуация нарушением не является. Если же вентилятор обдувает не двигатель, а радиатор, значит он неправильно установлен. Возможно, были  спутаны клеммы при подключении или допущены ошибки. Так или иначе, необходимо произвести правильное переподключение вентилятора.

    Что в итоге

    Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится очевидным тот факт, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя  позволяют поддерживать  необходимый температурный режим ДВС.

    Также важно понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от слаженной работы всех составных частей. Например, в норме вентилятор включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, а затем должен отключаться.

    Если же вентилятор выходит из строя или работает некорректно, при перегреве мотора неизбежен дорогостоящий или капитальный ремонт.  При этом причин для сбоев и нарушений во включении вентилятора много, так как электронные  и механические части устройства в процессе эксплуатации нередко дают сбои.

    Однако на практике зачастую можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и, по возможности, устранить неполадки. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать путем профилактических проверок, а также регулярной очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.

    Источник: http://KrutiMotor.ru/ventilyator-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya-printsip-raboty-neispravnosti/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авто-ремонт