Реле регулятор ваз 2101

Когда чинить реле регулятора напряжения генератора ВАЗ 2101

реле регулятор ваз 2101

Используется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2101 для поддержания уровня напряжения в транспортном средстве в рамках технически допустимого значения. С поставленной задачей справляется 2-ступенчатое устройство вибрационного типа РВ-380. Монтируется оно в районе верхней части брызговика над левым колесом. Интенсивность работы регулятора напрямую зависит от частоты вращения ротора генератора.

Чем быстрее он крутится, тем больше напряжения вырабатывается. Технический исправный регулятор оперативно гасит возникающие скачки уровня напряжения. Об этом информирует водителя стабильность показаний датчика на приборной панели ВАЗ 2101. Если показания становятся нестабильными, это говорит о необходимости проведения технического осмотра.

Физические характеристики параметров работы

Оригинальный генератор ВАЗ 2101 поддерживает указанный параметр на отметке от 13 до 14 В. Это устройство используется только при широком диапазоне частот вращения ротора автомобиля. В качестве дополнительной линии обороны потребителей электричества 2106 или 01 применяется регулятор уровня напряжения бесконтактного типа — 121.3702. При необходимости он заменит РВ-380, и схема зарядки ВАЗ при этом не пострадает.

Дополнительный предохранитель удерживает напряжение на уровне от 13,5 до 14,6 В при широком диапазоне вращении ротора. Остальные технические характеристики выглядят следующим образом:

  • диапазон рабочих температур: от -40 до +80°С;
  • сопротивление дополнительного резистора: 5,5 Ом (25 Вт);
  • резистор с функцией термической компенсации: 19 Ом (6 Вт);
  • регулирование напряжения на I ступени: 0,7 В;
  • регулирование напряжения на II ступени: от 14,2 до 14,5 В.

По структуре регулировка напряжения ВАЗ 2101 осуществляется при помощи изменяемого магнитного поля. В случае возникновения технической неисправности необходимо провести диагностику и замену, если таковая потребуется. Водители со стажем не рекомендуют эксплуатировать автомобиль, если генератор ВАЗ 2106 не балансирует скачки напряжения.

Правильный ремонт и замена устройства

Техническое обслуживание проводится в гараже, даже если у водителя нет большого опыта в автослесарном деле. Для начала потребуется заглушить двигатель и снять клеммы с аккумулятора. Дальнейший ремонт связан с аккуратным снятием при помощи гаечного ключа на «8» двух гаек самого регулятора. Как только прибор вышел из пазов, надлежит плавно отсоединить 2 провода.

Рекомендуется осмотреть шкив генератора и его корпус на предмет следов механических повреждений или короткого замыкания. Если таковые имеются, то ремонтировать его нет смысла. Во-первых, это отнимет много времени, а во-вторых, процесс зарядки аккумулятора не будет полноценным. Целесообразнее в этом случае приобрести новый регулятор.

Крепится он к брызговику с фиксацией при помощи 2 болтов. Правильно подключить генератор на ВАЗ поможет следующая рекомендация: оранжевый провод подключается к выходу №15, а серый — к 67 выходу. Не запутаться здесь поможет схема подключения генератора ВАЗ 2106, которая должна быть под рукой. Нужно использовать вариант, поставляемый с паспортом. Он расскажет в деталях, как подключить генератор.

В обязательном порядке перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, необходимо убедиться в надежности контакта между «массой» и корпусом 2101. Если этого не сделать, то срок службы регулятора напряжения 2101 будет недолгим. Избыточный заряд в буквальном смысле сожжет устройство.

Аналоги или оригинальные запчасти? Среди водителей нет единого мнения о том, какие именно детали лучше использовать. Стоимость нового устройства напряжения составляет порядка 100 рублей, а само подключение генератора не требует профессиональных навыков. Несмотря на это, лучше не рисковать, ведь нескомпенсированные скачки напряжения навредят всей электронике в машине.

Оптимизация работы устройства

Среди водителей бытует мнение, что тюнинг регулятора напряжения улучшает ходовые показатели автомобиля. В первую очередь речь идет о больших скоростных диапазонах без ущерба для оборудования машины. Доля правды в подобном утверждении есть, ведь реле зарядки действительно отвечает за корректировку всех скачков напряжения при изменяющихся скоростях. Но значительно увеличить показатель не получится.

Помимо замены генератора понадобится обновить проводку, сделав ее устойчивой к большим нагрузкам.

Вслед за ней обновления потребует ротор для зарядки ВАЗ 2106. Именно поэтому рекомендуется оценить финансовые возможности и целесообразность подобных обновлений.

Регулировка перепадов напряжения в сети автомобиля выполняется специальным реле. Малейшие отклонения в его работе негативным образом отражаются на ходовых параметрах машины в целом. В связи с этим водителям рекомендуется регулярно проводить профилактический осмотр.

Источник: https://korchim.ru/biblioteka/ehlektrika/rele-regulyator-napryazheniya-generatora-vaz-2101.html

Регулятор напряжения генератора ВАЗ 2106: диагностика и конструкция

реле регулятор ваз 2101

Речь пойдет про регулятор напряжения. В каждом автомобиле, даже в ВАЗ 2106, самой сложной по конструкции является система электроснабжения. От того, насколько она качественно функционирует, зависит работа всех электроприемников в автомобиле. Состоит система электроснабжения из двух источников питания — генератора переменного тока и аккумуляторной батареи.

Внутри генератора произведена установка выпрямительного блока, он состоит из проводниковых диодов, которые преобразуют переменное трехфазное напряжение в постоянное. Для стабилизации напряжения на выходе устройства применяется реле-регулятор. О нем и будет рассказано в этой статье.

Назначение регулятора напряжения

Цель использования данного устройства заключается в том, чтобы максимально стабилизировать напряжение во всей электросети автомобиля. Если произвести питание обмотки возбуждения генератора без регулятора, то на выходе будет напряжение колебаться в очень широком диапазоне. Если конкретнее, то значение его будет изменяться в диапазоне от 10 до 30 Вольт.

А если все электроприемники рассчитаны на работу под напряжением 12 Вольт, то можно сделать вывод о том, что они придут в негодность моментально. Возрастает вероятность того, что электропроводка начнет плавиться. Также полупроводниковые диоды запросто могут не выдержать возросшей нагрузки. Чтобы не допустить этого, используются реле-регуляторы напряжения. О том, какие конструкции бывают, будет рассказано ниже.

Конструкция контактных реле регуляторов

Еще лет 20-25 назад на автомобилях ВАЗ 2106 устанавливались реле-регуляторы контактного типа. На сегодняшний день они являются устаревшими. В автомобильных генераторах используются исключительно электронные устройства. Но чтобы понять принцип работы, нужно рассмотреть и контактные системы. Основа такого механизма — это обмотка, которая производит намагничивание сердечника из металла. Обмотка содержит около 1300 витков медного провода.

Если вы проводите диагностику этой обмотки, то необходимо знать, что ее сопротивление составляет 17 Ом. Если при диагностике выяснилось, что это значение намного отличается от эталонного, то имеется либо межвитковое замыкание, либо на корпус устройства. В конструкции имеются также контакты, изготовленные из вольфрама. Специальной конструкции магнитный шунт, пластина, предназначенная для совершения регулировок.

Кронштейн, подвеска, небольшие пружины, регулировочные винты на пластине с клеммами. Но самое основное в конструкции — это сопротивления (постоянные резисторы). В регуляторе производится коммутация этих резисторов. В зависимости от напряжения на выходе генератора, изменяется схема их соединения. Максимальное значение сопротивления в цепи составляет 80 Ом.

Как работает механический регулятор напряжения

А теперь давайте рассмотрим принцип действия регулятора механического типа. Когда вы заводите двигатель, начинает вращаться ротор генератора.

Если частота вращения не превышает двух тысяч оборотов в минуту, то на выходе генератора напряжение стабильное. Оно не превышает значения в 14,8 Вольт.

При такой работе двигателя и генератора регулятор не функционирует, пропускает ток на обмотку возбуждения. Но стоит только повысить частоту вращения коленчатого вала, вступает в работу реле-регулятор.

При этом обмотка, соединенные с щетками, моментально отзывается на превышение напряжения на выходной клемме генераторной установки. Обмотка намагничивается сердечник и притягивает к себе якорь. При этом размыкаются контакты. И если при функционировании на малых оборотах в цепь был подключен лишь один резистор, то во время превышения задействуются все три. При этом уменьшается напряжение, подаваемое на обмотку возбуждения генератора ВАЗ 2106.

Конструкция электронного регулятора напряжения

Механические давно ушли в прошлое, на данный момент в автомобильных генераторах можно встретить только лишь бесконтактные конструкции реле-регуляторов напряжения. Их преимущество очевидно. Ресурс у них намного больше, нежели у механических, так как нет подвижных контактов, которые постоянно находятся в движении. Отсюда можно сделать вывод о том, что реле-регуляторы электронного типа обладают большей надежностью. Используются такие системы на всех современных автомобилях.

Если разобрать регулятор напряжения, то можно увидеть либо небольшую плату, на которой находятся тиристоры и стабилитроны, производящие регулировку напряжения, либо же цельный кристалл полупроводника, на котором выполнена вся конструкция. Функции у электронного устройства точно такие же, как и описано выше механического регулятора. На автомобилях ВАЗ 2108 и более новых регулятор напряжения конструктивно совмещен с щеточным механизмом.

На ВАЗ 2106 он устанавливается отдельно от щеточного узла в подкапотном пространстве. Недостаток электронных систем один — их нельзя отремонтировать. Если вдруг произошел какой-либо сбой, сгорел реле-регулятор, потребуется его заменять новым. Но чтобы удостовериться в том, что действительно это устройство вышло из строя, осуществляется его диагностика на ВАЗ 2106.

Проведение диагностики регулятора напряжения

Проверить его можно несколькими способами. Заведите двигатель, дайте ему поработать, чтобы температура его достигла рабочего значения. Включаете ближний свет фар, противотуманные (если есть). Вооружаетесь мультиметром и производите замер напряжения на аккумуляторной батарее. Максимальное значение должно быть 14,8 Вольт. Если вы наблюдаете превышение этого значения, то нужно менять реле-регулятор напряжения. Это самый простой способ диагностики устройства.

Немного сложнее будет тот, при котором нужно снимать регулятор с генератора. Правда, для этого необходимо сделать очень мало действий. Крестовой отверткой выкручиваете два болта, отсоединяете провод и снимаете устройство вместе с щеточным узлом. Таким образом снимается регулятор напряжения на автомобилях ВАЗ 2108 и аналогичных моделей. Если же установлен он в подкапотном пространстве, как на ВАЗ 2106, то снимать его намного удобнее.

Для диагностики вам потребуется обычная лампочка, рассчитанная на работу от 12 Вольт. Желательно, чтобы ее мощность была не более трех Ватт. У регулятора есть два вывода, обозначенные русскими буквами «Б» и «В». С их помощью производится питание устройства от источника постоянного тока. Между контактами, которые идут к щеточному механизму, включается лампочка.

Если на выходе источника питания не более 14 Вольт, то лампочка должна гореть. В том случае, если повышается свыше 15 Вольт, лампа должна гаснуть. Если в обоих случаях лампочка горит, либо вовсе не загорается, то имеет место быть разрушение полупроводниковых элементов. Тогда поможет только полная замена регулятора.

Источник: https://vaz-remzona.ru/regulyator-napryazheniya-generatora-vaz-2106/

Все о генераторе Ваз 2101-03 ремонт, тюнинг, устройство

реле регулятор ваз 2101

Генератор — одно из важных устройств в энергетической системе автомобиля. Большая доля неисправностей, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей серии ВАЗ 2101, 2102 и 2103 тем или иным образом касается генератора.  
Добрый день уважаемые читатели нашего авто портала progiavto.ru, на данной странице мы собрали всю информацию по ремонту, тюнингу, проверки на работоспособность, коды запчастей для генератора, устанавливаемого на 2101-02-03. 

Устройство генератора; 
Схема подключения; 
Основные неисправности; 
Диагностика генератора; 
Разборка и сборка генератора; 
Тюнинг генератора. 

Устройство генератора 

Ниже представлена схема, на которой изображено место установки генератора и его устройство. 

Ниже приведены расшифровка кодов запасных частей, которые могут вам понадобиться при ремонте генератора. 

2101-370105 Генератор со шкивом 15541821 Болт М х генератора 2101-3701635 Планка генератора 11198373 Шайба 10 ВАЗ пружинная коническая 12164711 Гайка М10х1,25 многоцелевая 13546121 Шпилька М10х1.25х20 планки генератора 2101-3724177 Колпачок ВАЗ клеммы «+» генератора 16101511 Гайка М12х1.25х19 10517070 Шайба М12 пружинная 10520001 Шайба 12.0х22х2.0 ВАЗ крепления генератора 15970521 Болт М10х1.25х20 ВАЗ-2101 2101-3701630 Кронштейн крепления гениратора 11198373 Шайба 10 ВАЗ пружинная коническая 11307021 Болт М10х1.25х40 2101-3701348 Втулка изолирующая 2101-3701346 Прокладка тарельчатая 2101-3701356 Шайба М6 контрящая 10516470 Шайба 6 пружинная 10725911 Гайка М6х1.0х3.2 шестигранная низкая 10516470 Шайба пружинная 10725911 Гайка М6 низкая 2101-3701352 Болт 2101-3701336 Прокладка распорная10445221 Болт2101-3701340 Пробка изолирующая 2101-3701330 Держатель с выпрямителями12058880 Колодка соединительная 2101-3701325 Держатель с выпрямителями 2101-3701358 Кольцо уплотнительное 13268011 Винт М4х14 с пружинной шайбой 2101-3701470 Щетки генератора 2101-3701486 Втулка генератора демпферная 2101-3701488 Втулка 11195370 Шайба 4 пружинная 10794011 Гайка M4 низкая 10205710 Шпонка ВАЗ-2101-07 генератора 2101-3701200 Якорь генератора 2101-3701480 Болт 12х120 12574211 Гайка M6 самоконтрящаяся 2101-3701484 Крепление генератора 13453521 Шпилька М10х1.25х25 генератора 15896411 Гайка М5 11195470 Шайба пружинная 5х8,5х1,5 2101-3701424 Обойма крышки 2101-3701405 Шайба 2101-3701409 Болт 12574511 Гайка М10х1.25х13 2101-3701490 Шайба 10х30х2,5 2101-3701426 Кольцо упорное подшипника 11198673 Шайба 12 пружинная коническая16101511 Гайка М12х1,25 S=19 H=7

Зная название и код детали, Вы сможете безошибочно заказать в интернет магазине вышедшую из строя деталь при этом риск заказать не ту деталь с этой таблицей — минимальный. 

Схема подключения генератора 

Обращаем ваше внимание, что родной генератор на ВАЗ 2101 — 03 продается без регулятора напряжения, поэтому для правильной работы генератора в схему включен внешний регулятор. 

Условные обозначения: 1- аккумулятор 2-  обмотка генератора ВАЗ 3 —  генератор в сборе 4 — обмотка статора генератора ВАЗ 5 —  диодный мост генератора (преобразует переменное напряжение в постоянное) 6 —  внешний регулятор напряжения 7 — дополнительные сопротивления (резисторы) 8 — резистор термокомпенсатор 9 — индуктивный дроссель 10 — замок зажигания 11 — блок с предохранителями 12 — контрольная лампа на приборной панели (лампочка заряда) 

13 — реле для лампы заряда. 

Неисправности генератора 

В скобках описан способ устранения неисправности) 

Симптомы — лампа зарядки горит или изредка загорается: 

Обрыв или проскальзывание ремня  (заменить ремень, проверить натяжение ремня при необходимости отрегулировать);
Отсутствует соединение между клеммой 85 и клеммой генератора (проверить проводку при необходимости заменить оборванный провод, зачистить контакты); 
Реле контрольной лампы работает некорректно (настроить реле или замените на новое) 
Нарушена целостность цепи обмотки возбуждения генератора (прозвонить цепь, при обнаружении обрыва восстановить соединение)
Регулятор напряжения вышел из строя или нарушена регулировка (проверьте контакты, замените регулятор на новый или отрегулируйте)
Щетки генератора пришли в негодность, или зависают (щетки заменить на новые, заодно протрите контактное кольцо тряпкой смоченной в бензине) 
Короткое замыкание или обрыв выводов обмотки возбуждения генератора (заменить ротор при возможности восстановления контакта — восстановить) 
Короткое замыкание или обрыв в диодном мосту (заменить вышедший из строя  положительный диодный мост) 
Нарушение целостности проводки между контактом 86 и 87 (восстановить проводку) 
КЗ или обрыв в обмотке статора (приобрести новый статор) 

Симптомы — лампа на приборной панели не горит при включении зажигания: 

Контрольная лампа вышла из строя (заменить) 
Реле контрольной лампы вышло из строя или разрегулировано (зачистить контакты при необходимости заменить реле на новое) 
Обрыв провода между клеммой 87 и клеммой I на блоке предохранителей 
Выход из строя отрицательных диодов (заменить) 
Между обмоткой статора и корпусом короткое замыкание (заменить статор) 

Симптомы — низкий заряд аккумуляторной батареи: 

Провис ремень генератора (проверить натяжение, при необходимости подтянуть или заменить на новый) 
Окисление клеммы аккумулятора или плохой контакт между наконечниками и генератором (зачистить контакты, восстановить соединение) 
Аккумуляторная батарея вышла из строя (купить новую) 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли использовать зарядку с большим током?

Симптомы — аккумулятор перезаряжается: 

Отсутствует или плохо закреплена масса регулятора напряжения и кузовом автомобиля (восстановить соединение) 
Вышел из строя регулятор напряжения, если проблема возникла после установки нового генератора, то скорее всего ранее на вашем автомобиле стоял не родной генератор со встроенным регулятором (проверить наличие и подключение регулятора напряжения, при необходимости заменить на новый) 
Срок службы аккумуляторной батареи закончился (заменить батарею) 

Симптомы — при работе генератора слышен посторонний или повышенный шум: 

Прослабление гайки шкива генератора (подтянуть гайку ключом) Лопасти вентилятора деформированы (заменить или отрихтовать) 

Подшипники генератора ВАЗ вышли из строя (заменить подшипники) 

Межвитковое замыкание или короткое замыкание на минус обмотки статора (заменить статор, при поломке генератор завывает) 
Замыкание в диодном мосте (заменить выпрямитель) 
Скрипят щетки генератора (проведите обслуживание щеток с протиркой и очисткой механизма) 

Диагностика работы генератора 

Мы приведем несколько самых простых способов диагностики генератора ВАЗ без использования специального стенда и осциллографа. 

Проверяем работу генератора на автомобиле. 

Необходимо завести автомобиль, если при работающем двигателе горит контрольная лампочка на приборной панели, вытяните рукоятку подсоса и доведите обороты двигателя до 1000-1500 об/мин. 

На несколько секунд отсоедините минусовую клемму на аккумуляторной батареи, если двигатель заглох то генератор неисправен и необходимо провести диагностику генератора. 
Обратите внимание что долгая работа двигателя без подключенной аккумуляторной батареи может вызвать поломку диодного моста, так что проводите эксперимент как можно быстрее. 

Проверка генератора при помощи тестера. 

Данным способом можно проверить целостность щеток генератора и работоспособность обмотки возбуждения. 

Для этого нам потребуется отсоединить все провода идущие к генератору и проверить сопротивление (при помощи тестера) между контактами «67» и корпусом генератора. Если в результате измерений было получено сопротивление 4.2-4.7 Ом при температуре 20С, то генератор исправен. 

Дальше необходимо демонтировать генератор и разобрать его. При помощи того же тестера замерьте сопротивление обмотки возбуждения между двумя контактными кольцами. Сопротивление должно быть 4.3 плюс минус 0.2 Ом, при той же температуре. 

Проверяем обмотки статора 

Для проверки статора на работоспособность необходимо демонтировать генератор с ВАЗ и разобрать. При помощи тестера проверьте целостность обмотки и отсутствие обрыва. Так же проверьте отсутствие короткого замыкания между витками и массой статора. 
Визуально осмотрите изоляцию обмотки, на ней недолжно быть следов перегрева которые свидетельствуют о коротком замыкании в диодном мосту. 

Проверка диодного моста генератора. 

Для проверки положительных и отрицательных диодов по следующей методике необходимо снять генератор с автомобиля и частично разобрать его. 

Дальше необходимо собрать простую схему которая приведена внизу и провести диагностику моста. 

Разборка генератора ВАЗ 

Подошло время рассказать и показать на фотографиях как разобрать столь популярный генератор. 
На схеме снизу представлена «взрывная» схема с пронумерованными деталями. 

Итак поехали, для начала нам необходимо снять генератор с автомобиля и очистить его от загрязнений. Для этого нам может понадобиться сжатый воздух и ветошь смоченная в керосине. 

Снять шкив с генератора можно специальным съемником 67.7823.9504 

Для снятия шкива, открутите гайку и предварительно закрепив съемник спрессуйте шкив. Вытащите шпонку и коническую шайбу шкива. 

Открутите гайки со стяжных болтов (4штуки) поз 16 и сняв заднюю крышку поз 18. Вытащите с посадочного места ротор поз 9. 

Открутите гайки соединяющие наконечники диодов с контактами обмоток статора, вытащите из колодки поз 4 штекер центрального контакта обмотки статора и отключите статор от задней крышки. 

Открутите гайку болта поз 7 удерживающую выпрямительный блок поз 6. 
Сборку необходимо произвести в обратном порядке. 

Тюнинг генератора 

Штатного генератора вполне хватает для повседневного использования, но во время непогоды когда на улице метет метель и столбик термометра опускается все ниже и ниже, хотелось бы включить на полную нагрузку и обдув печки, и габариты, и осветительные приборы. И именно в этот момент родной генератор может не справится с нагрузкой. 
Для любителей тюнинга ВАЗ 2101 есть альтернатива — установить под капот генератор от ВАЗ 2110. 

Сравним характеристики стандартного генератора Г221А и генератора от «десятки» 9402.3701: 
при 5000 оборотах в минуту «копеечный» генератор выдает ток до 55 А, а генератор от «десятки» при 6000 оборотах способен выдать ток до 80А, неплохая прибавка! 

Для установки генератора от ВАЗ 2110 на ВАЗ 2101 -02 -03, нам придётся немного повозится с креплением нового генератора, который крепится на двух кронштейнах вместо одного на «родном». 

При установке генератора от ВАЗ 2110 мы рекомендуем снять подкрылок с правой стороны, защиту двигателя, и брызговик. Колесо не обязательно демонтировать, достаточно максимально вывернуть его в сторону. 
Установка генератора не должна вызвать у вас затруднений — главное разобраться с креплением.

Источник: http://progiavto.ru/news/vse_o_generatore_vaz_2101_03_remont_tjuning_ustrojstvo/2015-01-03-4122

Самостоятельная диагностика неисправностей и ремонт генератора ВАЗ 2101

Генератор и аккумуляторная батарея – основные источники электропитания автомобиля. Генераторная установка обеспечивает электроэнергией при работающем двигателе и заряжает аккумулятор. От ее исправности зависит не только стабильная работа электроприборов, но и степень зарядки АКБ. На ВАЗ 2101 можно самостоятельно диагностировать и устранить неисправности. Важно разобраться с устройством агрегата.

В основе действия генератора лежит явление электромагнитнойиндукции, благодаря которому вырабатывается переменный ток. Оборудование иприборы авто потребляют постоянный ток. Поэтому с помощью специальноговыпрямителя переменный ток преобразуется в постоянный. Основное назначение генератора– бесперебойная подача электроэнергии потребителям и зарядка аккумуляторнойбатареи.

Расположена генераторная установка в моторном отсеке с правойстороны от силового двигателя ближе к радиатору. Запускается и работает за счетвращения коленвала, которое передается через клиновидный ремень.

На ВАЗ 2101 с завода устанавливался генератор Г-221 с такимитехническими характеристиками:

  • масса 4,28 кг;
  • номинальная разность потенциалов 12 В;
  • предельная сила тока 52 А.

Вращается ротор в правую сторону относительно корпуса двигателя.

Штатный генератор не справляется с нагрузкой, если наавтомобиль устанавливаются дополнительные электроприборы. Его можно заменитьаналогом с ВАЗ 2105, 2106 и 2107. Для установки достаточно штатного крепления.Можно взять агрегат от Нивы или иномарки, но потребуется значительныедоработки.

Генераторная установка состоит из:

  • якоря (ротор);
  • реле-регулятора;
  • щетки;
  • статора;
  • диодного моста;
  • шкива.

Подключение осуществляется по однопроводной схеме.

Якорь с запрессованной в него стальной втулкой играет роль сердечника электромагнита. Он вращается в двух подшипниках. Один из них запрессован в крышке, второй сидит на валу якоря.

Установленный на вал шкив передает момент вращения от коленвала ротору через ременную передачу. На его поверхности имеется крыльчатка, которая обеспечивает естественную вентиляцию, предохраняя от перегрева.

Материал пластин сердечника статора – электротехническая сталь. В пазах пластин уложена медная проволока. Статорное устройство состоит из трех обмоток, в каждой имеетя две катушки. Чтобы увеличить электрическую прочность, устройство пропитано лаком.

Контролирует выходное напряжение генератора реле регулятора, представляющее собой электрическую схему. Расположено оно на задней крышке агрегата.

Переменный ток преобразуется в постоянный с помощью полупроводникового моста. Он состоит из 6 диодов, они должны быть все исправны, иначе установка не будет работать.

Как проверить генератор и основные его неисправности

Для самостоятельной проверки генератора нужно завести мотор,поднять капот, довести обороты 1,2-1,3 тыс. об/с, открыв воздушную заслонку.Если при отсоединении клеммы от АКБ, двигатель заглох, то генератор вышел изстроя. Это говорит о том, что мотор работает от аккумулятора.

Более точную проверку работоспособности генераторнойустановки проводят на стенде СТО или с помощью осциллографа. Но можно провестидиагностику и в домашних условиях с помощью мультиметра. Для проведенияпроверки необходим будет помощник. Один человек находится за рулем в салоне, второйследит за показаниями тестера в моторном отсеке.

Диагностика состоит из последовательности действий:

  1. Мультиметр выставляется в режиме вольтметра.
  2. Щупы тестера присоединяем к клеммамаккумуляторной батареи. При неработающем моторе показания должны находиться впределах 11,9-12,6 В.
  3. Человек в салоне запускает мотор и оставляетработать в холостом режиме.
  4. При старте фиксируют показания на приборе. Еслинапряжение снизилось, срок службы генератора заканчивается. Если напряжениерезко повысилось до 14,5 В, то повышенный заряд может привести к выкипанию  аккумулятора.

Неисправность генераторной установки можно диагностировать по признакам.

Неисправность Устранение
Горит индикатор зарядки АКБ
Проскальзывает ремень подвесного оборудования Проверить натяжение ремня. Если износ значительный, необходима замена
Сломалось реле контрольной лампочки зарядки аккумулятора Исправность реле проверяют мультиметром. Если неисправно, меняют
Сильно износились щетки Меняют все щетки
Обрыв в одной из обмоток статора Разбирается генератор и производится зачистка всех деталей
Короткое замыкание в электросхеме выпрямителя Заменить диодный мот или сгоревший элемент
Не заряжается АКБ
Провис ремень Отрегулировать натяжение клиновидного ремня либо заменить
Сломалась аккумуляторная батарея Замена устройства
Стал слабым крепеж проводов, идущих от генератора к АКБ, повредилисьнаконечники на проводке Почистить клеммы, поставить новые наконечники
Вышло из строя реле регулятора напряжения Следует зачистить контакты и проверить поводку
Посторонние шумы в генераторе приработе двигателя
Ослабли крепежные гайки на шкиве Подтянуть крепления, проверить соединения
Замыкание в обмотках статора Меняется статор в сборе
Износились подшипники Необходима разборка установки и замена подшипников
Скрипят щетки Зачистить поверхности щеток и контакты
Закипает АКБ
Короткое замыкание в регуляторе Заменить реле регулятора
Закончился срок службы АКБ Заменить аккумулятор

Ремонт генераторной установки: подробная инструкция

Ремонтные работы условно можно разделить на 5 этапов:

  1. Снятие агрегата с автомобиля.
  2. Разборка генераторной установки.
  3. Дефектовка.
  4. Замена неисправных и изношенных деталей.
  5. Обратная сборка.

Демонтаж агрегата

Из инструментов для демонтирования  генератора с автомобиля ВАЗ 2101 нужноприготовить набор рожковых ключей и монтажная лопатка. Работы будут проводитьсяпод машиной, поэтому понадобиться смотровая яма, подъемник или эстакада.

Процедура состоит из последовательности действий:

  1. Автомобиль загоняем на подъемное приспособление.
  2. Сначала обесточиваем машину, сняв отрицательную клемму с аккумулятора.
  3. Спустившись под авто, снимаем защиту с картера.
  4. Отсоединяем генераторную установку от электропитания автомобиля. Для этого откручиваем гайки крепления проводов, идущие к плюсовым выходам.
  5. Отсоединяем штекер со щетками и выпрямителя.
  6. Ослабляем гайку крепления на шпильке регулировочной планки.
  7. Чтобы ослабить натяжение ремня привода подвесного оборудования, отводим генератор в сторону. Когда ремень провиснет, снимаем его со шкивов помпы, генератора и коленчатого вала.
  8. Ключом на «19» откручиваем крепежную гайку генератора, тянем его на себя и снимаем со шпилек.

Как снять генератор ВАЗ классика.

Если планируется ремонт агрегата, то приступаем к егоразборке. Если принято решение о замене, то устанавливается новый генератор ипроизводится обратная сборка.

Разбираем генераторную установку

Перед разборкой снятый аппарат нужно очистить чистой ветошьюот пыли и различных загрязнений.

Для разборки готовим инструментарий:

  • головки;
  • удлинитель;
  • ключ на «19» накидной и рожковый;
  • молоток.

Алгоритм разборки следующий:

  1. Откручиваем гайки, фиксирующие крышку агрегата.
  2. Затем выкручиваем крепеж шкива и снимаем его.
  3. Агрегат разделяется на две половины. В однойнаходится ротор, в другой статор.
  4. Из части со статором вынимаем обмотку.
  5. Из роторной достаем вал и шаровидные подшипники.
  6. Далее выпрессовываем подшипники.

Этап дефектовки предполагает выявление и замену неисправныхдеталей генераторной установки. Некоторые работы по восстановлениюработоспособности агрегата можно выполнить на этапе разборки. При осмотреэлементов нужно обратить на износ поверхностей, наличие нагара на контактах ипроводах. Внутри генератора не должно быть следов рабочих жидкостей, грязи.Если на деталях обнаружены дефекты в виде зазубрин, сколов, трещин или другиеповреждения, детали необходимо заменить новыми.

После полной сборки необходимо отрегулировать натяжение клиновидногоремня вспомогательного оборудования. Он располагается в передней частимоторного отсека и связывает шкивы подвесного оборудования: коленчатого вала,генераторной установки, помпы. Если ремень неправильно натянут, это влияет наработу электрооборудования. Степень натяжения проверяется путем надавливания наремень в свободном месте. Он не должен прогибаться более 1,5 см.

Благодаря простоте конструкции генератора ВАЗ 2101 провести диагностику неисправностей и выполнить замену дефектных деталей может даже начинающий водитель. Важно следить за исправностью генераторной установки, иначе может отказать электрооборудование и можно остановиться в пути при полной разрядке аккумулятора.

Разборка генератора ВАЗ 2101.

Источник: https://labavto.com/vaz/2101/samostoyatelnaya-diagnostika-neispravnostej-i-remont-generatora-vaz-2101/

ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена

В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй – аккумуляторная батарея, но она участвует только в пуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу получается осуществлять питание потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.

На них отсутствовал аккумулятор, что немного удешевляло транспортное средство, но вот приборы освещения работали лишь при заведенном моторе. Но это мотоцикл. На автомобиле такая схема неудобна, так как запуск двигателя необходимо производить «кривым» стартером либо с буксира. А это вызывает довольно сильные затруднения.

Основные компоненты генератора

Конструктивно он состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  2. Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  5. Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных автомобилях применяется многоручейковый).
  6. Регулятор напряжения в автомобиле ВАЗ-2101 установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  7. Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Обмотки генератора

Всего их две – роторная (возбуждения) и статорная (силовая). Принцип функционирования установки заключается в том, что выработка тока в силовой обмотке возможна лишь при выполнении следующих двух условий:

  1. Присутствует постоянное магнитное поле.
  2. Это поле вращается относительно силовой обмотки.

Только при их соблюдении будет работать генератор. Подав напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Так как ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но нужно еще обратить внимание на то, какова схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он соединен с аккумуляторной батареей параллельно для осуществления зарядки.

Принцип работы генератора

В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно тому, которое имеется и в АКБ (около 12 В). И на холостых оборотах оно будет примерно на этом уровне поддерживаться.

Но при увеличении частоты вращения ротора произойдет скачок напряжения вплоть до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается большее напряжение из-за увеличения частоты вращения ротора (скорость магнитного поля возрастает).

А это чревато повреждением электропроводки автомобиля и выходом из строя потребителей.

Регулятор напряжения, щетки

Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, а для этого используется простой принцип. Если сделать так, чтобы напряжение питания роторной обмотки было постоянным, то получится избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор функционировать должен под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых по конструкции реле-регулятора могут удерживать различное значение напряжения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Q фактор в магнитоле?

Типы регуляторов:

  1. Механические – в основе находится электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
  2. Полупроводниковые – в основе находится небольшая схема из транзисторов малой мощности либо же один силовой ключ.
  3. Смешанные – в конструкции имеется как транзисторная схема, так и электромагнитное реле.

Щетки – это именно тот элемент, при помощи которого реализуется схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им подается напряжение на контактные кольца движущегося ротора.

Как снять генератор

Для проведения демонтажа вам потребуются следующие инструменты:

Первоначально отключаете аккумуляторную батарею и отсоединяете провода от генератора. Желательно все работы производить при слегка приподнятой передней части автомобиля либо на смотровой яме, эстакаде. Перед тем как снять генератор, нужно ослабить приводной ремень. Для этого полностью выкручиваете ключом на 17 гайку с верхней шпильки крепления корпуса к блоку двигателя. С ней никаких проблем возникнуть не должно.

Корпус генератора нужно придвинуть к блоку, после чего снимаете ремень. Проблематично окажется ослабить нижний болт крепления. Он близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому заранее обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.

Установка генератора

Монтаж производится в обратной последовательности. Если необходима замена генератора на более мощный, то можно установить аналог с модели автомобилей ВАЗ-2107 или же 2109. Они обладают большей мощностью и способны обеспечить стабильную зарядку аккумуляторной батареи. Отличие от «родного» ВАЗ-2101 заключается в том, что регулятор напряжения совмещен со щеточным узлом.

Главное, чтобы не было перекосов, иначе ремень будет рваться, быстро изнашиваться, нагрузки на ротор увеличатся в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы данный элемент имел определенное натяжение. Регулируется оно при помощи изменения положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в верхней части генератора.

Диагностика неисправностей

Следующие механические и электрические поломки могут случиться в генераторе:

  1. Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства. Смазка внутри подшипников со временем улетучивается, отчего усиливается трение.
  2. Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работоспособности авто. Если они изнашиваются, то на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумуляторной батареи.
  3. Недостаточный или чрезмерный заряд АКБ – это явный признак выхода из строя регулятора напряжения. Проверка может быть выполнена обычным мультиметром. Запускаете двигатель, включаете ближний свет. Холостой ход должен быть на уровне около 800 оборотов в минуту. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах АКБ было ~13,2 В.
  4. Моргание света, пульсации – признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительной сборке. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – вырабатывает три фазы, затем при помощи выпрямителя преобразует в постоянный ток.
  5. В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае производится либо замена генератора, либо установка нового ротора или статора (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика производится при помощи тестера.

Выводы

Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить немало хлопот владельцу. И если вы во время поездки заметили, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно скорее предпринять действия по устранению поломок. Бывает и такое, что просто окисляется провод, пропадает контакт, но это нужно выявить на ранней стадии, иначе при севшем аккумуляторе далеко не получится уехать.

Источник: https://FB.ru/article/296102/vaz--generator-shema-podklyucheniya-remont-zamena

Реле регулятор ваз 2101 схема подключения

Регулятор напряжения (PH)-двухступенчатый, типа РР380, имеет 2 неподвижных контакта на стойках 7 и (рис. 159) и между ними вибрирующий контакт, установленный на якоре 10. Контакт якоря с контактами на стойках образует две пары контактов; верхнюю и нижнюю. Пружиной якорь постоянно прижат к верхнему контакту, т.е. верхние контакты являются нормально замкнутыми.

Когда напряжение генератора возрастает до 13,2—14,3 В, якорь регулятора начинает вибрировать, размыкая и замыкая верхние контакты. В цепь обмотки возбуждения генератора то включается, то выключается дополнительный резистор. Это 1-я ступень регулирования.

При дальнейшем повышении напряжения генератора (с увеличением частоты вращения ротора) начинает замыкаться и размыкаться нижняя пара контактов. Это 2-я ступень регулирования. При замыкании нижних контактов оба конца обмотки возбуждения замыкаются на массу и она обесточивается.

Техническая характеристика регулятора напряжения:

  • Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)°С, В:
  • на 2-й ступени — 14,2±0,3
  • на 1-й ступени ниже чем на второй не более, чем на — 0,7
  • Сопротивление между штекером «15» и «массой», Ом — 27,7±2
  • Сопротивление между штекерами «15» и «67» при разомкнутых контактах, Ом — 5,65±0,3
  • Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм — 1,4±0,07
  • Расстояние между контактами 2-й ступени, мм — 0,45±0,1

На «классике» можно встретить 2 типа реле регуляторов напряжения: встроенный в генератор и внешний. Разница заключается в модели генератора, который установлен на автомобиле.

На старых моделях «Жигулей» (ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 с карбюраторными двигателями) установлен генератор Г-221, а внешний регулятор напряжения представляет собой небольшую «коробочку», которая крепится двумя гайками на левом брызговике кузова. Как раз о замене такого регулятора и пойдет речь в этой статье.

На более поздних моделях ВАЗ (2104, 2105 и 2107) стоит генератор Г-222, а регулятор напряжения уже встроен в корпус генератора и представляет собой небольшую «таблетку» черного цвета.

Снятие и установка регулятора напряжения

Замена внешнего регулятора напряжения ВАЗ 2101-2106

1) Головкой на «8» отворачиваем две гайки и снимаем регулятор.

2) Отсоединяем два провода.

3) Крепим новый регулятор к брызговику и подсоединяем провода: оранжевый — к выводу «15», а серый — к выводу «67».

Схема подключения реле регулятора напряжения

ВНИМАНИЕ! Прежде чем пустить двигатель, убедитесь, что контакт между корпусом регулятора напряжения и «массой» автомобиля надежен, а провода к выводам «15» и «67» подсоединены правильно.

Стоимость и взаимозаменяемость

Встроенный реле регулятор напряжения 71.3702 для генератора Г-222

Средняя цена за регулятор напряжения как встроенный в щетки, так и выносной составляет около 100 рублей.

Модели генераторов Г-221 и Г-222 взаимозаменяемы, то есть вы без особых трудностей сможете поставить новый генератор от «семерки» на «копейку», но стоит уделить внимание правильному заряду АКБ. Для этого необходимо доработать электропроводку по стандартной схеме подключения.

В зависимости от ситуации, либо установить внешний реле регулятор напряжения, либо, наоборот, снять внешний и оставить один встроенный в генератор.

Нормальным напряжением в бортовой сети автомобиля считается диапазон 13,5-14,5 Вольт.

Любой автомобиль, в том числе и ВАЗ 2101, имеет два источника электроснабжения — аккумулятор и генератор. Генератор обеспечивает работу всех электроприборов во время движения. Его выход из строя может доставить автовладельцу много хлопот. Однако диагностировать неисправность и отремонтировать генератор ВАЗ 2101 своими руками довольно просто.

Особенности генератора ВАЗ 2101

ВАЗ 2101 имеет два источника электроэнергии — аккумулятор и генератор. Первый используется при выключенном двигателе, а второй — во время движения. Принцип действия генератора ВАЗ 2101 основан на явлении электромагнитной индукции. Он вырабатывает только переменный ток, для превращения которого в постоянный используется специальное устройство.

Источник: https://automotogid.ru/rele-reguljator-vaz-2101-shema-podkljuchenija/

Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов.

Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов.

Маркировка и обозначение проводов:

  • Р — розовый.
  • Ф — фиолетовый.
  • О — оранжевый.
  • ЧБ — черно-белый.
  • КБ — коричнево-белый.
  • ЧГ — черно-голубой.
  • К — коричневый.
  • Ч — черный.
  • Б — белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101

Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Схема подключения генератора ВАЗ-2107

1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии.

Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем.

Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Полезное:  Часы реального времени — модуль для Arduino

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7  Вольт.

https://www.youtube.com/watch?v=RvI5jhuIsf0

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов.

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен.

Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

Замена и снятие электрогенератора

Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.

  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  3. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  4. Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
    подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  5. Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.

34,00

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ

Источник: https://2shemi.ru/shema-podklyucheniya-generatora-v-avtomobilyah-vaz/

Генератор ВАЗ 2101

Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня расскажем вам о возможных поломках в генераторе ВАЗ 2101, а также о том, как их устранить. Также рассмотрим схемы подключения генератора «копейки».

Также читайте на сайте все про зажигание ВАЗ 2101

Схема подключения проводов генератора ВАЗ 2101

Что бы правильно подключить генератор нам нужно знать схему подключения проводов. Давайте рассмотрим подробнее. Подключается генератор по однопроводной схеме, поэтому вы легко это сделаете своими руками.

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2101

Расшифровка схемы генератора:

  1. АКБ
  2. Обмотка возбуждения
  3. Корпус генератора
  4. Обмотки ротора
  5. Выпрямительный мост (диодный мост)
  6. Регулятор напряжения
  7. Резистор для снижения напряжения
  8. Второй резистор для снижения напряжения
  9. Обмотка регулятора рабочая
  10. Замок включения зажигания
  11. Блок предохранителей
  12. Лампа контроля зарядки АКБ
  13. Реле зарядки

Обозначение разноцветных проводов:

  1. ЖЕЛТЫЙ — провод, который идет на контрольную лампу на приборной панели;
  2. СЕРЫЙ ТОЛСТЫЙ — провод,  который идет на щетки от реле регулятора;
  3. СЕРЫЙ ТОНКИЙ — провод, который подключается к реле;
  4. ОРАНЖЕВЫЙ — провод, который служит как дополнительный и зачастую соединяется с серым тонким.

Замена и установка генератора ВАЗ 2101

При поломке порой  необходимо купить новый генератор и заменить. Для  установки нового генератора вам понадобятся ключи или же головки на «10»,»13″,»17″,»19″.

Порядок замены генератора:

  1. Сначала отсоединяете клемму от «аккума», после чего отвернуть гайку, с помощью которой генератор крепится к регулировочной планке, здесь вам понадобится головка либо на «17», либо на «13», это зависит от типа вашего генератора.

    Откручиваем регулировочную гайку

  2. После этого нужно подвинуть генератор так, чтобы натяжение ремня ослабло, и его можно было снять, после чего отсоединить клемму.
  3. Дальше нужно открутить гайку крепления плюсового провода ключом на 10 и снять клемму.
  4. Затем головкой на 19 открутить болт, которым крепится сам генератор, вынуть его из крепления и снять генератор.

    Откручиваем болт крепления генератора ВАЗ

  5. Чтобы поставить новый генератор, нужно выполнить все действия в обратной последовательности.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что входит в мед страхование?

Ремень генератора ВАЗ 2101

Довольно часто на генераторе рвется или деформируется (тянется)  ремень, поэтому очень важно знать, как можно заменить его самостоятельно в любой, даже экстренной ситуации.

Замена ремня генератора ВАЗ 2101

Процедура замена ремня практически такая же как и при замене самого генератора. Но при этом сам генератор снимать не нужно.

Порядок замены ремня:

  1. Первым делом нужно снять аккумулятор, после чего немного открутить гайку, с помощью которой генератор крепится к регулировочной планке, но нужно лишь ослабить ее, а не откручивать!
  2. Далее двигаем генератор до упора к двигателю, снимаем старый ремень и приступаем к надеванию нового.
  3. Сначала надеваем его на коленвал и шкив генератора, затем немного накидываем на шкив помпы, продвигаем его до полного одевания.
  4. Теперь нужно затянуть его, опуская генератор в противоположную сторону от двигателя. При нужном натяжении прогиб не должен превышать 10 мм.
  5. Затягиваем гайку.
  6. Ставим аккумулятор.

Размер ремня генератора ВАЗ 2101

На классику есть ремни двух типов (ширина*толщина*длина):

Щетки генератора ВАЗ 2101. Замена

Замена щеток генератора является простой, и справиться с ней может каждый. Для того чтобы произвести замену вам понадобится лишь один инструмент — крестовая отвертка:

  1. Нужно с ее помощью открутить один болтик крепления щеток к генератору.

    Откручиваем болт крепления щеток генератора ВАЗ

  2. Затем вынуть их из посадочного места.

    Щетки генератора ВАЗ

  3. Далее нужно проверить выступ, он называется их рабочею площадью щетки по высоте, важно, чтобы он был не менее 12мм, иначе щетки необходимо заменить, еще посмотреть на равномерность износа.
  4. Если вы обнаружили износ, то данную деталь вы можете легко купить приблизительно за 50 рублей и заменить. Она продается во многих магазинах.
  5. После, нужно установить все детали обратно.

Реле генератора ВАЗ 2101. Схема подключения

Если у Вас генератор без реле регулятора, то в принципе вы можете поставить внешний реле регулятор.

Схема подключения внешнего реле генератора:

ВАЖНО! Не путайте клемы 67 и 15 на реле-регуляторе. На 67 идет провод от генератора, а от 15  на  предохранители

Подшипники генератора ВАЗ 2101. Замена

Иногда сам генератор ВАЗ вполне в работоспособном состоянии и выполняет свою прямую функцию — обеспечение авто электропитанием и зарядку аккумулятора. И когда выходят из строя подшипники, не обязательно покупать новый генератор. Можно просто заменить подшипники.

Порядок замены подшипников генератора:

  1. Чтобы добраться до подшипника, как и в прошлый раз, нужно отсоединить щеткодержатель, после чего, выкрутить гайку крепления шкива генератора.

    Откручиваем гайку крепления шкива генератора ВАЗ

  2. С помощью съемника вы должны спрессовать шкив с вала ротора, затем вынуть шпонку шкива и снять заднюю крышку вместе со статором.

    Разбираем статор и ротор

  3. Далее вынимаете ротор в сборе с задним подшипником из передней крышки.
  4. Отворачиваете гайки крепления крышек переднего подшипника, опиливая концы винтов.

    Откручиваем гайки крепления крышки переднего подшипника генератора ВАЗ

  5. Затем снимаете винты, крышки переднего подшипника и выпрессовываете его с помощью оправки.
  6. Для выпрессовки заднего подшипника на валу нужен двупалый съемник подшипника на валу с неширокими лапками, иначе они просто не влезут.
  7. Из крышки подшипник выпрессовывается головкой на 27.
  8. Перед тем, как выбить ротор из подшипника, нужно все обильно смазать «вдшкой». Нельзя стучать молотком по гайке на валу или по голому валу иначе испортится резьба. Желательно стучать через какую-то проставку, например деревяшку.
  9. Подшипник в крышку нужно запрессовать по внешней обойме, а на вал по внутренней, поскольку подшипник закрыт двумя планками на заклепках, которые нужно спилить.

    Запрессовываем подшипник в крышку генератора

  10. Для сборки надо взять новые болты и гайки, законтрогаить их, после чего приступить к сборке.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник: https://VazNeTaz.ru/generator-vaz-2101

Замена регулятора напряжения (внешний)

На «классике» можно встретить 2 типа реле регуляторов напряжения: встроенный в генератор и внешний. Разница заключается в модели генератора, который установлен на автомобиле.

На старых моделях «Жигулей» (ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 с карбюраторными двигателями) установлен генератор Г-221, а внешний регулятор напряжения представляет собой небольшую «коробочку», которая крепится двумя гайками на левом брызговике кузова. Как раз о замене такого регулятора и пойдет речь в этой статье.

На более поздних моделях ВАЗ (2104, 2105 и 2107) стоит генератор Г-222, а регулятор напряжения уже встроен в корпус генератора и представляет собой небольшую «таблетку» черного цвета.

Ремонт реле-регулятора РР380

Регулятор расположен в подкапотном пространстве на правой стенке моторного отсека и закрыт черной металлической крышкой.

Реле РР380 — двухступенчатое. Это значит, что два неподвижных контакта 3 и 5 включаются в работу последовательно. Между ними на якоре 6 расположен подвижный (вибрирующий) контакт 4, который перемещается поддействием магнитного поля, создаваемого катушкой 8. Для уменьшения искрения между контактами служит дроссель (катушка) 2, а для изменения напряжения предусмотрено дополнительное сопротивление 1. Якорь возвращается в исходное положение пружиной 7, крепящейся к пластине 9.

1 — сопротивление; 2 — дроссель; 3 — нижний неподвижный контакт; 4 — подвижный контакт; 5 — верхний неподвижный контакт; 6 — якорь; 7 — пружина; 8 — катушка; 9 — пластина.

Проверка реле производится при включенном зажигании. Контрольная лампа подключается к выводу «67» реле и к «массе».

Если лампа не горит, то зажигание выключаем, снимаем клемму аккумулятора и зачищаем контакты верхней пары, а также регулируем зазоры между верхней и нижней парами контактов. Для этого снимаем крышку, пружину 7 и слегка отгибаем держатель верхнего контакта, увеличивая зазор.

Надфилем (лучше алмазным) зачищаем контакты, промываем их чистым бензином или спиртом и протираем капроновой тканью до блеска. Опилки тщательно удаляем из прибора (сдуваем). После этого, подгибая держатель верхнего неподвижного контакта, устанавливаем зазор между якорем 6 и сердечником катушки 1,4-1,5 мм. Якорь при этом должен быть прижат к верхнему контакту.

Затем устанавливаем зазор между нижней парой контактов в пределах 0,4 — 0,5 мм.

Посте этого включаем зажигание и снова проводим проверку с помощью контрольной лампы. Если она не горит, то причина, по-видимому, в обрыве провода в катушке или соединениях внутри прибора. Обычно реле не ремонтируют, а заменяют.

Если контрольная лампа горит, то регулируем напряжение. Но сначала проверяем контакт отрицательной клеммы аккумулятора с «массой». Для этого вольтметр постоянного тока включаем между клеммой и двигателем. Напряжение должно быть равно нулю. Если нет, то необходимо обеспечить надежное соединение аккумулятора с «массовым» проводом, а его с «массой».

Запускаем двигатель, включаем дальний свет фар. Обороты должны быть средними, то есть примерно 3000 об/мин. Если в машине установлен тахометр, то эту величину легко проконтролировать. Присоединяем вольтметр постоянного тока к клеммам аккумулятора. Напряжение должно быть в пределах 13,0-14,5 В. Если меньше — регулируем натяжение пружины подгибанием пластины 9 маленькими пассатижами, плоскогубцами и т.п.

При повышенном напряжении проверяем, не разболтались ли предохранители в своих гнездах, не подгорели ли их держатели (см. выше). Затем соединяем проводом корпус реле РР380 с «массой». Если повышенное напряжение стало нормальным, то дело в плохом контакте с «массой», если не помогло — уменьшаем напряжение, подгибая пластину 9. Бывает, что прибор отрегулировать не удается, тогда его заменяют.

Напряжение надо проверять несколько раз за сезон или же заменить РР380 более надежным устройством.

Источник: http://2101vaz.ru/2009-03-10-11-44-12/133----380.html

Электросхема, предохранители и реле ВАЗ 2101

  1. фары;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. генератор;
  4. блок предохранителей;
  5. переключатель света фар;
  6. выключатель наружного освещения;
  7. выключатель зажигания;
  8. контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов

Схема включения указателей поворота на Жигули 2101

  1. подфарники;
  2. боковые указатели поворота;
  3. аккумуляторная батарея;
  4. генератор;
  5. выключатель зажигания;
  6. блок предохранителей;
  7. реле-прерыватель указателей поворота;
  8. контрольная лампа указателей поворота;
  9. переключатель указателей поворота;
  10. задние фонари

Включение звуковых сигналов — схема на ВАЗ 2101

  1. звуковые сигналы;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. блок предохранителей; 4 – выключатель звуковых сигналов;
  4. генератор

Схема включения стеклоочистителя

  1. генератор;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. выключатель зажигания;
  4. переключатель стеклоочистителя;
  5. реле стеклоочистителя;
  6. моторедуктор стеклоочистителя;
  7. термобиметаллический предохранитель; 8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла;
  8.  блок предохранителей;А – порядок условной нумерации штекеров в колодках реле и моторедуктора стеклоочистителя

Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя на Жигули 2101

  1. генератор;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. выключатель зажигания;
  4. блок предохранителей; 5 – переключатель отопителя;
  5. добавочный резистор;
  6. электродвигатель вентилятора отопителя

Схема электрооборудования авто ВАЗ–21011, ВАЗ–21013

1 – фары; 2 – передние указатели поворота; 3 – боковые указатели поворота; 4 – аккумуляторная батарея; 5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 6 – реле включения ближнего света фар; 7 – реле включения дальнего света фар; 8 – генератор; 9 – стартер; 10 – подкапотная лампа; 11 – свечи зажигания; 12 – датчик контрольной лампы давления масла; 13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 14 – звуковые сигналы; 15 – распределитель зажигания; 16 – моторедуктор стеклоочистителя; 17 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости; 18 – катушка зажигания; 19 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 20 – регулятор напряжения; 21 – электродвигатель отопителя; 22 – лампа освещения вещевого ящика; 23 – добавочный резистор электродвигателя отопителя; 24 – штепсельная розетка для переносной лампы; 25 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 26 – выключатель сигнала торможения; 27 – реле-прерыватель укзателей поворота; 28 – выключатель света заднего хода; 29 – блок предохранителей; 30 – реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 31 – реле стеклоочистителя; 32 – переключатель электродвигателя отопителя; 33 – прикуриватель; 34 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 35 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 36 – плафоны; 37 – выключатель зажигания; 38 – комбинация приборов; 39 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 40 – контрольная лампа дальнего света фар; 41 – контрольная лампа наружного освещения; 42 – контрольная лампа указателей поворота; 43 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 44 – контрольная лампа давления масла; 45 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости; 46 – указатель уровня топлива; 47 – контрольная лампа резерва топлива; 48 – лампа освещения комбинации приборов; 49 – переключатель света фар; 50 – переключатель указателей поворота; 51 – выключатель звукового сигнала; 52 – выключатель омывателя ветрового стекла; 53 – переключатель стеклоочистителя; 54 – выключатель наружного освещения; 55 – выключатель освещения приборов; 56 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 – лампа освещения багажника; 58 – задние фонари; 59 – фонарь освещения номерного знака;

60 – фонарь света заднего хода

Электросхема оборудования автомобиля ВАЗ–2101, ВАЗ–2102

1 – фары; 2 – подфарники; 3 – боковые указатели поворота; 4 – аккумуляторная батарея; 5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 6 – генератор; 7 – стартер; 8 – подкапотная лампа; 9 – свечи зажигания; 10 – датчик контрольной лампы давления масла; 11 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 – звуковые сигналы; 13 – распределитель зажигания; 14 – электродвигатель стеклоочистителя; 15 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости; 16 – катушка зажигания; 17 – регулятор напряжения; 18 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла; 19 – электродвигатель отопителя; 20 – лампа освещения вещевого ящика; 21 – добавочный резистор электродвигателя отопителя; 22 – штепсельная розетка для переносной лампы; 23 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 24 – выключатель сигнала торможения; 25 – реле-прерыватель укзателей поворота; 26 – выключатель света заднего хода; 27 – блок предохранителей; 28 – реле- прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 – реле стеклоочистителя; 30 – переключатель электродвигателя отопителя; 31 – прикуриватель; 32 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 33 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 34 – плафоны; 35 – выключатель зажигания; 36 – комбинация приборов; 37 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 38 – контрольная лампа дальнего света фар; 39 – контрольная лампа наружного освещения; 40 – контрольная лампа указателей поворота; 41 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 42 – контрольная лампа давления масла; 43 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости; 44 – указатель уровня топлива; 45 – контрольная лампа резерва топлива; 46 – лампа освещения комбинации приборов; 47 – выключатель звукового сигнала; 48 – переключатель света фар; 49 – переключатель указателей поворота; 50 – выключатель наружного освещения; 51 – выключатель освещения приборов; 52 – переключатель стеклоочистителя; 53 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 54 – лампа освещения багажника; 55 – задние фонари; 56 – фонарь освещения номерного знака; 57 – фонарь света заднего хода; 58 – штепсельные колодки заднего пучка проводов автомобиля ВАЗ-2102;

59 – плафон освещения задней части салона автомобиля ВАЗ-2102

Предохранители и реле ВАЗ 2101

расшифровка предохранителей ваз 2101.

№ предохранителя Предназначен для защиты:
1 (16А) Плафонов освещения салона, патрона подключения переносной лампы, прикуривателя, звуковых сигналов, стоп-сигнала
2(8А) Стеклоочистителя и электровентилятора отопителя, электродвигатель стеклоомывателя
3 (8А) Дальнего света левой фары, контрольной лампы включения дальнего света фар
4 (8 А) Дальнего света правой фары
5 (8А) Ближнего света левой фары
6 (8А) Ближнего света правой фары
7 (8А) Габаритного света левой фары либо габаритного света левого подфарника, контроль­ной лампы включения габаритного света правого (габаритного) заднего фонаря, левой лампы освещения -номерного знака, лампы освещения багажника, ламп освещения комбинации приборов
8 (8А) Габаритного света правой фары (либо габаритного света правого подфарника), левого (габаритного) заднего фонаря, правой лампы освещения номерного знака, подкапот­ной лампы, лампы освещения гнезда прикуривателя
9 (8А) Контрольной лампы давления масла в двигателе, указателя температуры жидкости системы охлаждения, указателя уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива, контрольной лампы включения стояночного тормоза и недостаточного уровня тормоз­ной жидкости в бачке, лампы освещения вещевого ящика, указателей поворотами соот­ветствующей контрольной лампы, контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи, реле контрольной лампы заряда фонаря заднего хода
10 (8А) Обмоток регулятора напряжения и возбуждения генератора

Расположение реле ВАЗ 2101

Большинство реле и регулятор напряжения сосредоточены в подка­потном пространстве. Реле указателей пово­рота и аварийной сигнализации расположено на щите передка под комбинацией приборов.

Так расположены реле в подкапотном про­странстве на правом брызговике.

  1. реле сиг­нализатора заряда аккумуляторной батареи;
  2. реле включения дальнего света фар;
  3. ре­ле включения ближнего света фар (поз. 2 и З — для автомобилей ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013).

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Источник: https://www.vazzz.ru/elektroshema-predohraniteli-i-rele-vaz-2101/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-ремонт