Что такое торможение двигателем

Что такое

что такое торможение двигателем

 Одним из способов снижения скорости автомобиля является торможение двигателем. Кто-то убежден в том, что гасить скорость таким образом безопаснее, другие считают, что это еще и помогает экономить топливо, а третьи наоборот уверяют, что торможение двигателем вредит и силовому агрегату и трансмиссии автомобиля и приводит к их быстрой поломке. Давайте разберемся, что же такое «торможение двигателем», когда оно применяется и какие последствия несет для автомобиля..

Что это такое?

 Если коротко, то, торможение двигателем — это действие, возникающее в момент, когда двигатель сопротивляется нагрузке, стремящейся увеличить обороты вращения коленчатого вала.

Ну, а если попробовать объяснить этот процесс более детально, то торможение двигателем возникает, когда водитель отпускает педаль акселератора (при включенном сцеплении), то есть подача топлива к мотору сводится если не к нулю, то к минимуму, а сам силовой агрегат превращается уже не в отдающий энергию, а в принимающий ее от трансмиссии, работающей по инерции. В этот момент и возникает то самое сопротивление, замедляющее вращение коленвала и, соответственно, снижающее скорость автомобиля.

Важно также понимать, что заметный эффект от торможения двигателем есть не всегда, а лишь в определенных условиях. Чтобы понять этот процесс, нужно вспомнить достаточно простые вещи. Нажав на педаль акселератора, водитель увеличивает обороты коленчатого вала, а отпуская ее, заставляет двигатель уменьшать их.

Трансмиссия же служит для регулирования силы, которую двигатель передает на колеса автомобиля. На пониженных передачах эта сила велика, но скорость с которой движется автомобиль, маленькая. На повышенных передачах автомобиль движется быстрее, но увеличивать скорость движения двигателю сложнее, ведь он не может прилагать те же усилия, что и на пониженной передаче.

Соответственно, на пониженной передаче динамика движения более заметна. Автомобиль быстрее ускоряется и быстрее замедляется.

Одно из главных преимуществ торможения двигателем заключается в том, что оно повышает устойчивость автомобиля к заносу, поскольку колеса не блокируются тормозными колодками, как при торможении с помощью рабочей тормозной системы. По этой причине торможение двигателем является одним из важных контраварийных приемов вождения. Хотя, есть ему применение и в спокойных ситуациях.

Например, когда горит красный сигнал светофора и впереди достаточно пространства, чтобы подкатиться к нему, не прибегая к активной помощи педали тормоза. Незаменимым торможение двигателем будет также на скользкой/мокрой дороге и на длительных спусках.

В первом случае это, опять же, не даст колесам заблокироваться, а во втором — убережет тормозную систему от перегрева и выхода из строя.

На затяжных спускат тормоза могут перегреться и выйти из строя, а на скользкой дороге легко заблокировать колеса. Именно в таких ситуациях рекомендуется снижать скорость с помощью торможения двигателем.

Безопасность — наше все

Если тормоза все-таки отказали, торможение двигателем становится, по сути, единственным безопасным способом снизить скорость до минимума. Главное в данной ситуации — не растеряться. Даже если непредвиденная ситуация произошла на длительном спуске.

Конечно, полностью остановить автомобиль одним лишь двигателем в этом случае будет весьма затруднительно, но это не значит, что и пытаться не стоит. Можно, например, использовать комбинацию торможения двигателем и контактного торможения.

Для этого нужно постараться уравнять свою скорость со скоростью автомобиля, идущего впереди, и упереться в его задний бампер, подавая сигналы с просьбой об остановке. Поверьте, последствия таких действий будут куда более щадящими, чем закончить свой путь в кювете или при встрече с ограждением дороги.

Увы, как у любой медали есть две стороны, так и у торможения двигателем не все идеально. Дело в том, что, снижая скорость без участия рабочей тормозной системы, Вы не подаете соответствующих сигналов соседям по потоку. Проще говоря, стоп-сигналы на Вашем автомобиле не загораются. Следовательно, тот, кто едет позади, может не успеть вовремя среагировать на Ваше торможение.

Особенно плохо скорость и дистанция ощущаются в темное время суток. Последствия такой дезориентации в пояснениях не нуждаются, а потому, думая о своей безопасности, не забывайте и о безопасности окружающих. Прежде, чем выполнять торможение двигателем на дорогах общего пользование, потренируйтесь на закрытой площадке, изучите свои возможности и возможности своего автомобиля.

В странах Европы к торможению двигателем относятся ответственно. Там, где это может быть опасно, установлены запрещающие знаки.

Как правильно выполнять?

Специалисты говорят, что приемов торможения двигателем существует более двух десятков, однако наиболее распространены два-три из них. Впрочем, грамотно пользоваться даже этим минимумом умеют далеко не все водители. Чтобы исправить сию досадную ситуацию, попробуем изложить, что называется, пошаговую инструкцию по применению торможения двигателем и дать несколько полезных рекомендаций. Итак

Обычно торможение двигателем начинается с отпускания педали акселератора и включения пониженной передачи — третьей в большинстве случаев, поскольку на четвертой и выше эффект от торможения двигателем минимален. Затем, когда скорость заметно упала, включается вторая, а после и первая передачи. Но в этой пошаговой нисходящей поступи важно выбирать оптимальные моменты для переключения.

В противном случае, несоответствие передачи оборотам коленвала приведет к чрезмерному тормозящему усилию — дискомфортному «клевку носом», который, к тому же, малоприятен для двигателя, трансмиссии и всего автомобиля в целом.

Чтобы избежать таких рывков, а момент переключения передачи можно поднять обороты коленвала нажатием на педаль «газа», а потом снова отпустить ее, продолжив торможение двигателем.

Обратите внимание!
Ни при каких обстоятельствах нельзя переключаться с третьей-четвертой передачи сразу на первую. В этом случае автомобиль может сорвать в занос, развернуть или вынести на полосу встречного движения. К тому же, это может стать причиной серьезной поломки и дорогостоящего ремонта автомобиля.

И еще один важный нюанс. Если дорога скользкая/мокрая, со сцеплением нужно обращаться предельно аккуратно. Если бросить его резко, это может привести к блокировке ведущих колес. Специалисты же рекомендуют на секунду задерживать педаль сцепления в моменте «подхвата».

Спорные моменты

Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».

Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач.

А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата», от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач.

Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого.

А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.

Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.

В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили.

Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением.

Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед — исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.

Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше.

Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.

И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, — о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем. Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода. 

Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.

Вредит ли автомобилю?

Автору этих строк, как и многим другим автомобилистам, интересующимся особенностями торможения двигателем, часто доводилось слышать от знакомых и читать на всевозможных форумах о том, что это вредно для двигателя и трансмиссии. Мол, повышается износ поршневых колец, увеличивается расход масла, страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали.

На самом же деле, черт не так страшен, как его малюют. Если выполнять торможение двигателем правильно, о чем мы говорили выше, никакого вреда своему автомобилю Вы не нанесете. Да и, в конце концов, во всем нужно знать меру. Не имеет смысла тормозить двигателем при каждом удобном случае. Только тогда, когда это действительно нужно по соображениям безопасности.

    Артем Киселев, специально для infocar.ua

Рекомендуем также почитать:

• Что делать, если отказали тормоза на скорости?

• Что делать, если в дороге отказало сцепление?

Источник: http://rosautopark.ru/page/24158

Что такое торможение двигателем и чем оно опасно для автомобиля

что такое торможение двигателем

Существуют различные варианты торможения и сюда относится не только стандартное и понятное использование педалей. Также вполне возможно и тормозить при помощи двигателя и опытные автомобилисты знают данную возможность, которой иногда пользуются.

Тем не менее, тормозить двигателем не всегда полезно для «организма» вашего авто, также как не всегда полезно для вашего организма пить, к примеру, энергетические напитки, но иногда такими возможностями пользуются.

Следует только понять особенности торможения двигателем и осознавать в чем отличие подобного торможения от стандартного варианта. В частности оценивать возможный вред от торможения двигателем автомобиля.

Суть торможения двигателем

Внешне суть этого приема заключается в снятии ноги с педали газа, которое выполняется без выключения передачи. Проще говоря, если в стандартном варианте торможения используется отдельная педаль тормоза, то здесь используется снятие ноги с педали газа.

Когда требуется выполнить торможение на высоких передачах, в оптимальном варианте:

  • постепенно снижают передачу;
  • на низкой (1-2) передачи снимают ногу с газа;
  • при потребности дотормаживают ручником.

Обратите внимание. Резко снижать передачу, к примеру, с 1 до 4 не следует. Подобное чревато заносом и иными негативными эффектами.

На уровне работы автомобиля суть данного метода заключается в том, что вы плавно сбавляете обороты передачи вращения от двигателя к валу и колесам. Соответственно, выполняется в некоторой степени даже более естественный вариант торможения.

Полезность торможения двигателем

Так или иначе, этим приемом следует овладеть. Он может потребоваться для самых разных ситуаций.

Двигателем иногда удобно тормозить и в штатном режиме, а также этот метод может потребоваться, когда отказывают тормоза либо в иных экстренных ситуациях.

Тем не менее, тут важно понять, что нужно именно уметь тормозить двигателем и постигнуть суть этого процесса. Мы не станем тут вдаваться в детали. Вкратце метод описан выше, а более подробно лучше узнавать его на практике и от опытного инструктора.

Опасность торможения двигателем

В целом этот способ считается достаточно безопасным и специалисты даже советуют периодически тормозить двигателем для того чтобы снижать износ тормозной системы. Тем не менее, как сказано выше, могут быть и отрицательные последствия.

Обратите внимание. Гололед, а также мокрая и скользкая дорога – не лучшие условия для торможения двигателем, которое останавливает ведущие колеса и они, соответственно, уходят в занос.

В частности, помимо возможности ухода в занос торможение двигателем дает большие траты масла и также способно повышать нагрузку на двигатель. Многое действительно зависит от умения использования метода и понимания, когда его лучше применять. При этом двигатель может оттормаживать автомобиль достаточно эффективно.

Лучше всего тормозить двигателем на 1-2 передаче. Если вы легко сбрасываете газ, то двигатель сам замедляет вращение валов и, соответственно, колес, после чего движение эффективно замедляется.

Источник: https://the-robot.ru/sovety-avtolyubitelyam/chto-takoe-tormozhenie-dvigatelem-i-chem-ono-opasno-dlya-avtomobilya/

Торможение двигателем. Разыскиваем “за” и “против”

что такое торможение двигателем

Водительское мастерство — вещь сугубо индивидуальная. Однако базируется она на многочисленных базовых приемах, выработанных десятилетиями. Один из таких приемов — торможение двигателем. Кто-то убежден в том, что гасить скорость таким способом безопаснее. Другие считают, что это еще и помогает экономить топливо. А третьи, в противовес, уверяют, что торможение двигателем вредит силовому агрегату и трансмиссии. Какие из этих утверждений верны, а какие ошибочны, знает InfoCar.ua.

Что это такое?

Для начала давайте разберемся с тем, что вообще такое торможение двигателем и в каких ситуациях его использование оправдано. Если коротко, то, торможение двигателем — это действие, возникающее в момент, когда двигатель сопротивляется нагрузке, стремящейся увеличить обороты вращения коленчатого вала.

Ну, а если попробовать объяснить этот процесс более детально, то торможение двигателем возникает, когда водитель отпускает педаль акселератора (при включенном сцеплении), то есть подача топлива к мотору сводится если не к нулю, то к минимуму, а сам силовой агрегат превращается уже не в отдающий энергию, а в принимающий ее от трансмиссии, работающей по инерции.

В этот момент и возникает то самое сопротивление, замедляющее вращение коленвала и, соответственно, снижающее скорость автомобиля.

Важно также понимать, что заметный эффект от торможения двигателем есть не всегда, а лишь в определенных условиях. Чтобы понять этот процесс, нужно вспомнить достаточно простые вещи. Нажав на педаль акселератора, водитель увеличивает обороты коленчатого вала, а отпуская ее, заставляет двигатель уменьшать их.

Трансмиссия же служит для регулирования силы, которую двигатель передает на колеса автомобиля. На пониженных передачах эта сила велика, но скорость с которой движется автомобиль, маленькая. На повышенных передачах автомобиль движется быстрее, но увеличивать скорость движения двигателю сложнее, ведь он не может прилагать те же усилия, что и на пониженной передаче.

Соответственно, на пониженной передаче динамика движения более заметна. Автомобиль быстрее ускоряется и быстрее замедляется.

Одно из главных преимуществ торможения двигателем заключается в том, что оно повышает устойчивость автомобиля к заносу, поскольку колеса не блокируются тормозными колодками, как при торможении с помощью рабочей тормозной системы. По этой причине торможение двигателем является одним из важных контраварийных приемов вождения. Хотя, есть ему применение и в спокойных ситуациях.

Например, когда горит красный сигнал светофора и впереди достаточно пространства, чтобы подкатиться к нему, не прибегая к активной помощи педали тормоза. Незаменимым торможение двигателем будет также на скользкой/мокрой дороге и на длительных спусках.

В первом случае это, опять же, не даст колесам заблокироваться, а во втором — убережет тормозную систему от перегрева и выхода из строя.

На затяжных спускат тормоза могут перегреться и выйти из строя, а на скользкой дороге легко заблокировать колеса. Именно в таких ситуациях рекомендуется снижать скорость с помощью торможения двигателем.

Безопасность — наше все

Если тормоза все-таки отказали, торможение двигателем становится, по сути, единственным безопасным способом снизить скорость до минимума. Главное в данной ситуации — не растеряться. Даже если непредвиденная ситуация произошла на длительном спуске.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Круиз контроль что это такое в автомобиле

Конечно, полностью остановить автомобиль одним лишь двигателем в этом случае будет весьма затруднительно, но это не значит, что и пытаться не стоит. Можно, например, использовать комбинацию торможения двигателем и контактного торможения.

Для этого нужно постараться уравнять свою скорость со скоростью автомобиля, идущего впереди, и упереться в его задний бампер, подавая сигналы с просьбой об остановке. Поверьте, последствия таких действий будут куда более щадящими, чем закончить свой путь в кювете или при встрече с ограждением дороги.

Увы, как у любой медали есть две стороны, так и у торможения двигателем не все идеально. Дело в том, что, снижая скорость без участия рабочей тормозной системы, Вы не подаете соответствующих сигналов соседям по потоку. Проще говоря, стоп-сигналы на Вашем автомобиле не загораются. Следовательно, тот, кто едет позади, может не успеть вовремя среагировать на Ваше торможение.

Особенно плохо скорость и дистанция ощущаются в темное время суток. Последствия такой дезориентации в пояснениях не нуждаются, а потому, думая о своей безопасности, не забывайте и о безопасности окружающих. Прежде, чем выполнять торможение двигателем на дорогах общего пользование, потренируйтесь на закрытой площадке, изучите свои возможности и возможности своего автомобиля.

В странах Европы к торможению двигателем относятся ответственно. Там, где это может быть опасно, установлены запрещающие знаки.

Как правильно выполнять?

Специалисты говорят, что приемов торможения двигателем существует более двух десятков, однако наиболее распространены два-три из них. Впрочем, грамотно пользоваться даже этим минимумом умеют далеко не все водители. Чтобы исправить сию досадную ситуацию, попробуем изложить, что называется, пошаговую инструкцию по применению торможения двигателем и дать несколько полезных рекомендаций. Итак

Обычно торможение двигателем начинается с отпускания педали акселератора и включения пониженной передачи — третьей в большинстве случаев, поскольку на четвертой и выше эффект от торможения двигателем минимален. Затем, когда скорость заметно упала, включается вторая, а после и первая передачи. Но в этой пошаговой нисходящей поступи важно выбирать оптимальные моменты для переключения.

В противном случае, несоответствие передачи оборотам коленвала приведет к чрезмерному тормозящему усилию — дискомфортному «клевку носом», который, к тому же, малоприятен для двигателя, трансмиссии и всего автомобиля в целом.

Чтобы избежать таких рывков, а момент переключения передачи можно поднять обороты коленвала нажатием на педаль «газа», а потом снова отпустить ее, продолжив торможение двигателем.

Обратите внимание!
Ни при каких обстоятельствах нельзя переключаться с третьей-четвертой передачи сразу на первую. В этом случае автомобиль может сорвать в занос, развернуть или вынести на полосу встречного движения. К тому же, это может стать причиной серьезной поломки и дорогостоящего ремонта автомобиля.

И еще один важный нюанс. Если дорога скользкая/мокрая, со сцеплением нужно обращаться предельно аккуратно. Если бросить его резко, это может привести к блокировке ведущих колес. Специалисты же рекомендуют на секунду задерживать педаль сцепления в моменте «подхвата».

Спорные моменты

Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».

Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач.

А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата» (подробнее о типах АКПП читайте в отдельной статье), от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач.

Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого.

А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.

Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.

В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили.

Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением.

Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед — исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.

Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше.

Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.

И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, — о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем.

Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода.

Для этого нужно применять целый комплекс мер, о чем InfoCar.ua уже рассказывал.

Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.

Вредит ли автомобилю?

Автору этих строк, как и многим другим автомобилистам, интересующимся особенностями торможения двигателем, часто доводилось слышать от знакомых и читать на всевозможных форумах о том, что это вредно для двигателя и трансмиссии. Мол, повышается износ поршневых колец, увеличивается расход масла, страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали.

На самом же деле, черт не так страшен, как его малюют. Если выполнять торможение двигателем правильно, о чем мы говорили выше, никакого вреда своему автомобилю Вы не нанесете. Да и, в конце концов, во всем нужно знать меру. Не имеет смысла тормозить двигателем при каждом удобном случае. Только тогда, когда это действительно нужно по соображениям безопасности.

Удачи на дорогах!

23 января 2013 года. Артем Киселев, специально для InfoCar.ua

Источник: https://www.infocar.ua/arts/article-8821.html

Что такое торможение двигателем и как правильно применять этот способ

Процесс торможения двигателем автомобиля изучают практически во всех автошколах при подготовке водителей транспортных средств. Рано или поздно каждый водитель прибегает к этому приему.

В некоторых автомобилях торможение двигателем входит в штатный алгоритм работы систем управления двигателем, трансмиссией и тормозами — при этом включают такой режим независимо от действий водителя. Это, прежде всего, используется в транспортных средствах, предназначенных для использования в горной местности.

Преимущества, недостатки и эффективность экстренного торможения двигателем вызывают споры не только в среде автолюбителей, но и профессионалов, включая инструкторов экстремального вождения. Но один факт является неоспоримым: в случае отказа тормозной системы автомобиля данный способ экстренного снижения скорости и остановки является самым безопасным.

Что значит тормозить двигателем

Под торможением двигателем понимают экстренный способ уменьшения скорости транспортного средства путем увеличения сопротивления двигателя инерционной энергии движения автомобиля через систему трансмиссии.

Технически это достигается при значительном уменьшении подачи топлива (уровня нажатия педали акселератора) в двигатель при включенном сцеплении во время движения. При этом крутящий момент двигателя уменьшается.

В некоторый момент крутящий момент инерционного движения автомобиля, передаваемый через трансмиссию от колес, начинает превышать силовой момент двигателя, и двигатель начинает подтормаживать автомобиль.

Физически сила торможения определяется степенью компрессии поршневой группы двигателя. Автолюбители знают насколько трудно провернуть коленвал  силового агрегата при выключенном зажигании. В дизельном двигателе, где степень компрессии выше, чем в бензиновых, это сделать значительно сложнее. Поэтому эффективность такого способа снижения скорости в автомобилях, оснащенных дизельным силовым агрегатом, выше, и это следует учитывать в процессе управления машиной.

что значит торможение двигателем:

Эффективность торможения также зависит от динамических характеристик и, прежде всего, от действующей передачи трансмиссии.

На низких передачах динамика движения в зависимости от положения педали акселератора (приемистость) более высокая, поэтому торможение двигателем более эффективно.

Большинство автолюбителей используют такой вариант снижения скорости при подъезде к перекресткам, особенно, если до включения разрешающего сигнала остается малое время. Это освобождает от лишних манипуляций с переключением рычага механической коробки передач.

Когда следует использовать такой способ торможения

Торможение двигателем следует применять в следующих случаях:

1. При недействующей тормозной системе автомобиля.

Такая ситуация может быть связана с повреждением тормозных трубок и шлангов, главного тормозного цилиндра, при утечке тормозной жидкости. При этом создается явная аварийная ситуация. Даже если движение происходит на абсолютно ровной дороге с отсутствием попутных и встречных автомобилей, необходимо приступить к торможению двигателем до полной остановки.

На последнем этапе торможения, если автомобиль не остановился на первой передаче при холостых оборотах (полностью отжатой педали акселератора), следует выключить зажигание, полностью заблокировав двигатель.

Делать это ранее ни в коем случае нельзя, так как после поворота ключа в положение «зажигание выключено» руль будет заблокирован при малейшем повороте вправо-влево.

2. При подъезде к перекресткам.

Если до включения разрешающего сигнала осталось малое время. В этом случае, двигаясь на передаче, необходимо снять ногу с педали акселератора и, не переключая рычаг МКПП, слегка нажать на педаль тормоза, обозначив свой маневр.

3. При движении на горной местности.

Водители, эксплуатирующие автомобиль в горной местности, на своем опыте изучили эффективность применения этого приема совместно с основной системой торможения. Часто техника и автомобили, предназначенные для эксплуатации в горной местности, имеют штатные системы торможения двигателем (их алгоритм прописан в системе торможения). Это значительно увеличивает эффективность торможения, что особенно важно при движении под уклон.

4. В аварийных и экстренных ситуациях, при выполнении специальных маневров.

Способы торможения двигателем изучают на практических занятиях специальных курсов экстремального вождения.

5. Во время раллийных и других спортивных соревнований.

Занятия по приемам такого варианта управления ТС входят в курс подготовки спортсменов.

На механике

Процесс торможения двигателем на механической коробке переключения передач осуществляется в несколько операций:

1. Если движение происходит на повышенной передаче, не выжимая сцепление, отпускается педаль газа. При отказе тормозной системы автомобиля перед этим необходимо включить аварийную световую сигнализацию.

2. После снижения скорости выжимается сцепление, и передача переводится на пониженную. Отжимается педаль сцепления. В зависимости от ситуации можно перескакивать сразу через передачу, например, с 4-й на 2-ю.

Если движение перед торможением происходит на 5-6 передаче, лучше сразу произвести переключение на 3-ю. Этот прием также следует использовать при движении на отрицательном уклоне, так как во время переключения передач происходит разгон автомобиля за счет силы тяжести.

Однако при этом необходимо регулировать степень торможения сцеплением, чтобы не войти в режим неуправляемого заноса.

как тормозить двигателем на механике:

3. Производится дальнейшее понижение передачи вплоть до 1-й. Если на первой передаче при отпущенной педали акселератора и сцепления, автомобиль не останавливается, включается стояночный тормоз, затем выключается зажигание. Если и в этом случае автомобиль не останавливается (при большой крутизне уклона), приступают к аварийному торможению, например, наезду на бордюр.

На автомате

После приобретения автомобиля с АКПП следует внимательно изучить инструкцию по его эксплуатации, в том числе, и особенности режимов АКПП. В зависимости от вида АКПП (вариантов в этом случае много), возможно, режим торможения двигателем вообще не предусмотрен либо даже блокируется системой управления.

Наоборот, в некоторых автомобилях данный режим торможения может инициироваться без участия человека. В определенных АКПП данный режим управления торможением может быть включен при помощи ручного переключения передач, предусмотренного системой управления режимами АКПП.

Следует учитывать, что торможение двигателем на автомобилях с АКПП, в которых согласно инструкции не предусмотрен такой режим, необходимо производить только в экстренных случаях, чтобы не причинить вред дорогостоящей коробке передач.

На вариаторе

На некоторых вариаторах специально установлен режим переключения рычага «L» — торможение двигателем. Для применения такого способа рычаг переключается в соответствующее положение. Некоторые автовладельцы, особенно Ниссанов с вариаторами, стараются программно отключить данный режим, увеличив динамичность и уменьшая расход топлива.

Его плюсы и минусы

Каждый водитель должен иметь навыки использования приема торможения двигателем. При этом необходимо знать основные плюсы и минусы применения данного вида торможения.

какие есть нюансы при торможении двигателем:

К плюсам можно отнести:

  • такой вариант является одним из контраварийных приемов управления автомобилем;
  • является дублирующим способом торможения при отказе основной системы;
  • в некоторых случаях увеличивает управляемость авто;
  • способствует уменьшению расхода топлива.

Минусами являются:

  • при «чистом торможении двигателем» не работают световые стоп-сигналы;
  • система ABS не активна, что способствует блокировке колес, может вызвать неуправляемый занос;
  • увеличивается механическая нагрузка на силовой агрегат, трансмиссию;
  • растет потребление масла.

Если водитель не обладает достаточными навыками вождения в экстремальных ситуациях, применять данный способ торможения следует только в случае отказа штатной системы торможения. Постепенно по мере приобретения опыта можно использовать торможение двигателем при движении на трассе, подъезде к перекресткам с хорошим состоянием дорожного покрытия.

Если скрипят тормоза при торможении на машине — в чем может быть причина.

Советуем посмотреть статью о новом виде разметки типа «вафельница» и правилах её проезда.

Источник: https://voditeliauto.ru/sovety-voditelej/tormozhenie-dvigatelem.html

Особенности торможения двигателем

Во время движения на дороге часто возникают непредвиденные ситуации. Чтобы благополучно избежать аварийной обстановки приходится очень быстро принимать решения и почти одновременно начинать действовать.

Если во время управления автомобилем пропадают тормоза, специалисты рекомендуют незамедлительно применить торможение двигателем и остановить машину. Однако, у водителей к этому процессу неоднозначное отношение.

Методика торможения двигателем имеет свои особенности. Оказывается, этому надо учиться. Как правило, у новичков, которые неправильно применяют этот способ торможения, впоследствии возникают проблемы с транспортным средством: детали синхронизаторов быстро изнашиваются и преждевременно выходят из строя.

При торможении двигателем в первую очередь необходимо отпустить педаль газа. После этого плавно выжать педаль сцепления. Одновременно с этим постепенно снизить повышенную передачу. Затем отпустить сцепление и нажать на педаль газа при выключенной передаче. Следующий этап повторяется: нажать на педаль сцепления, включить пониженную передачу и отпустить сцепление.

Если при повседневном управлении автомобилем правильно применять торможение двигателем, сократится износ тормозной системы, машина станет экономичней. Эта методика используется в том случае, если коэффициент сцепления колёс с дорожным полотном невысокий.

При экстренном торможении двигателем снижается вероятность заноса. Неправильный процесс выполнения может, наоборот, повысить вероятность заноса. В этом случае увеличивается нагрузка на двигатель, резко возрастает потребление масла.

При торможении двигателем важно помнить следующее:

  • у дизельного двигателя степень сжатия в 1,5 раз выше, чем у бензинового, поэтому способ торможения двигателем у машины на дизеле эффективнее;
  • при торможении двигателем у автомобиля не включаются стоп-сигналы, необходимо быть осторожным и не спровоцировать столкновение с позади идущим транспортным средством;
  • ни в коем случае нельзя сразу переключать передачу с четвёртой скорости, например, на первую: это неизбежно спровоцирует возникновение аварийной обстановки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое дорожное движение определение

Если машина оснащена автоматической КП, то торможение двигателем возможно лишь при наличии селекторного ручного переключения передач.

Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

3Просмотры: 69402-07-2015 16:25

Источник: https://perevozka24.ru/pages/osobennosti-tormozheniya-dvigatelem

Торможение двигателем

Подробности Категория: Глоссарий 6572

Под торможением 4х-тактным бензиновым двигателем понимается снижение скорости транспортного средства за счет вакуума, который образуется в цилиндрах двигателя при закрытой дроссельной заслонке. Понять суть процесса на бытовом уровне можно с помощью обычного пылесоса. Если закрыть отверстие пылесоса ладонью — двигатель пылесоса начинает с трудом засасывать воздух, теряя обороты.

Так же и мотору транспортного средства, воздух в который проникает через дроссельную заслонку, при закрытой дроссельной заслонке становится труднее засасывать в себя воздух и, как следствие, труднее вращаться. Затруднение во вращении двигателя, при включенной передаче, ведут к потере скорости.

Дроссельная заслонка управляется педалью газа, таким образом — отпустив педаль газа — вы перекрываете воздухопоток к мотору и инициируете торможение двигателем. 

Применение торможения двигателем 

Торможение двигателем существенно уменьшает тормозной путь и широко используется как профессионалами так и автолюбителями совместно с торможением с помощью педали тормоза.  На автомобилях — у которых педаль газа и тормоза управляются той же ступней — торможение двигателем само собой подразумевается, т.к.

водитель давит либо газ, либо тормоз. Если водитель давит на тормоз — значит дроссельная заслонка закрылась и помимо торможения с помощью педали тормоза задействовано торможение двигателем. Поэтому каждый автомобилист осознанно или нет — тормозит ещё и двигателем.

Торможение двигателем на 20% увеличивает срок службы тормозных колодок и дисков. 

Повышение эффективности торможения двигателем   

Современные инжекторные двигатели с помощью контроля за топливом увеличивают эффективность торможения двигателем. А именно — если инжектор «видит» начало торможения двигателем — он отключает подачу топлива в цилиндры и изменяет тайминг зажигания. Методики повышения эффективности торможения двигателем разнятся от производителя к производителю.   

Торможение дизельным двигателем  

В отличие от бензиновых двигателей, в которых мощность контролируется подачей воздуха, в дизельных двигателях мощность контролируется подачей топлива. Поэтому, как такового, торможения двигателем в дизельных моторах не существует.

Для достижения того же эффекта «торможения двигателем» что и в бензиновых моторах в дизелях используются специальные дополнительные механизмы — такие как выпускные клапаны, затрудняющие выход воздуха из мотора, создающие давление и затруднение во вращении мотора.

Источник: http://www.galferrussia.ru/glossarii/2557-tormozhenie-dvigatelem.html

Как правильно тормозить: двигателем или тормозами?

Недавно гость сайта нашей школы задал вопрос: «Как правильно тормозить на скользкой дороге? Двигателем или с помощью штатных тормозов?» Еще часто спрашивают, как правильно тормозить на механике — об этом читайте в отдельной статье.

А про двигатель и тормоза краткий ответ таков: на любой дороге, и на скользкой в том числе, можно и нужно тормозить разными способами в зависимости от дорожной ситуации и задач, которые вы как водитель перед собой ставите. Но  хочется ответить на вопрос с пользой для вас, так что расскажу подробнее и обо всем по порядку

Немного о терминологии

Дорогой читатель, чтобы нам правильно понимать друг друга и не запутаться в терминах, для начала я расшифрую их смысл.

Торможение двигателем

Это, как известно, последовательность торможений: сначала бампером, затем капотом, потом радиатором и, наконец, двигателем :))) Шучу! Хотя, и этот способ имеет право на жизнь и называется контактным торможением.

Торможение двигателем — замедление с помощью отпускания педали газа при включенной передаче.

Торможение двигателем может применяться кратковременно: например, вы пропускаете перестраивающийся перед вами автомобиль и отпускаете педаль газа, после чего разгоняетесь.

А может применяться и длительно: за несколько сотен метров до светофора вы отпускаете педаль газа и катитесь по инерции почти до полной остановки, после чего останавливаете машину легким нажатием на тормоз.

В простом варианте это торможение на одной и той же передаче, а в более сложном и полном варианте подразумевается включение понижающих передач по мере снижения оборотов двигателя.

Торможение рабочим тормозом

Торможение рабочим тормозом – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при трансмиссии, разъединенной с двигателем. Другими словами, это торможение при нажатой педали сцепления или на нейтральной передаче, когда двигатель никак не участвует в замедлении автомобиля.

Понятно, что такое торможение используется только на автомобилях с механической коробкой передач.

Правда, истории известны времена, когда европейские водители и на «автоматах» включали нейтраль перед началом торможения, но на то были особые причины, и сегодня в этом нет никакого смысла.

А на машинах с «механикой» торможение на нейтрали или с выжатой педалью сцепления по сей день часто используется автолюбителями, что по разным причинам не является грамотным и безопасным вождением.

С точки зрения безопасности торможение рабочим тормозом допустимо совсем в немногих ситуациях и вот в каких:

  • торможение на малой скорости перед моментом остановки;
  • подтормаживание после старта под гору при необходимости поддержания малой скорости (менее 5 км/ч);
  • экстренное торможение на автомобиле с АБС и механической коробкой передач.

Комбинированное торможение

Комбинированное торможение – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при включенной передаче.  Это наиболее безопасный и эффективный способ торможения.

Как вы понимаете, на автомобиле с «автоматом» при нажатии на тормоз имеет место именно этот вид торможения, поскольку «автомат» сам не переходит в режим нейтрали.

Аналогично торможению двигателем, в простом и коротком варианте это торможение на одной передаче, а комбинированное торможение в полном варианте выглядит как нажатие на педаль тормоза с постепенным понижением передач.

Такой способ замедления в большей степени актуален для автомобилей с «механикой» и свидетельствует о высоком уровне мастерства вождения. Но большие любители могут это делать и на «автомате» при наличии ручного режима переключения – это только добавит очков в копилку вашего запаса безопасности.

Как лучше тормозить: двигателем или тормозами?

Вернемся к вопросу «Как мне правильно тормозить на скользкой дороге (например, гололед)? Двигателем или с помощью штатных тормозов?» Если вопрос про служебное, повседневное торможение, то под фразой «с помощью штатных тормозов» надо понимать именно комбинированное торможение, поскольку торможение рабочим тормозом в чистом виде применять опасно и неграмотно. Но в вопросе упоминается про АБС, которая вступает в работу при экстренном торможении, и тут торможение двигателем в чистом виде неприменимо.

Торможение двигателем и торможение с АБС приводят к совершенно разным результатам, поскольку они дают разное по интенсивности замедление. И в этом их основное отличие.

Торможение с АБС – экстренное, происходит на грани сцепных возможностей шин с дорогой и, тем самым, обеспечивает максимально интенсивное замедление и кратчайший тормозной путь автомобиля.

Торможение двигателем – штатное, имеет наименьшую интенсивность среди прочих способов торможения и обеспечивает максимальный тормозной путь машины. Остановку машины по инерции при движении на нейтральной передаче – так называемый выбег автомобиля – в расчет не берем.

Поэтому вопрос «как лучше тормозить – двигателем или тормозами?» можно перефразировать так: «как лучше тормозить – плавно или интенсивно?»

Своей ситуации – свое торможение

Так как же лучше-то? Плавно или интенсивно? Сложно однозначно сказать :)

Например, вы едете по скользкой дороге по городу, видите в 500 метрах перед собой красный сигнал светофора и принимаете решение начать замедление. Если примените торможение с АБС, то машина остановится явно не с той интенсивностью и не в том месте, где вы планировали :)  Ведь при скорости 60 км/ч на снегу и зимних шинах тормозной путь с АБС составит около 70 метров. Это, конечно, если ваш авто обут по сезону, и у вас хорошее сцепление шин с дорогой.

А торможение двигателем в этой ситуации подошло бы лучше всего: отпускаете газ и плавно замедляетесь, понижая передачи по мере снижения оборотов двигателя.

Если вы точно рассчитали скорость и место начала торможения, то машина подъедет к светофору с минимальной скоростью, и вам останется лишь прикоснуться к педали тормоза, чтобы остановить ее.

Если же вы видите, что на одном двигателе машине не хватит места для остановки, то можно дозированно нажать на педаль тормоза и чуть усилить замедление.

Но вот ситуация обратная: на загородную дорогу выскакивает лось и останавливается у вас на пути. Либо в городе на дорогу неожиданно для вас выбегает человек и вдруг падает у вас на пути. Либо водитель спереди резко останавливается без видимых для вас причин, как часто, кстати, случается в Москве в левом ряду МКАД :)  Либо вы подъезжаете к закрытому повороту на привычной для вас скорости, но вдруг обнаруживаете у вас на пути сломанный автомобиль. И так далее

Тут, как вы понимаете, никакое торможение двигателем не спасет :)  Поэтому бьем по педали тормоза, слушаем «стрекотание» АБС и надеемся, что места на дороге все же хватит для безаварийной остановки.

Таким образом, для своей дорожной ситуации – свой способ торможения:

  • много места для остановки – тормозите двигателем;
  • если двигателя не хватает – добавляйте нажатие на педаль тормоза;
  • немного места – сразу тормозите комбинированно – тормозом на включенной передаче;
  • а если места ну совсем мало, тормозите с АБС – сцепление и тормоз в пол!

Торможение с АБС — как раз тот случай, когда не возбраняется выжим педали сцепления при торможении. Почему? Потому что когда «тормоз в пол», двигатель уже ничем не поможет, а вот сам заглохнуть может в два счета. Поэтому проще всего сразу выжимать педаль сцепления, что, кстати, и сами производители рекомендуют делать, и все современные школы водительского мастерства.

Как правильно тормозить или как правильно думать?

Итак, способ торможения зависит от ситуации на дороге. Но я предполагаю, что многим водителям хочется как можно меньше тормозить с АБС и как можно чаще замедляться плавно и спокойно. А это означает только одно: нужно избегать ситуаций, в которых потребуется экстренное торможение.

Поэтому вопрос «как правильно тормозить» сводится к вопросу «как избежать неожиданных препятствий на дороге». Ведь если ситуация уже произошла, то мы не можем подстроить ее под желаемый способ торможения. Тут мы можем только выбрать подходящий способ торможения, подстроиться под ситуацию.

Но вы можете подстраивать ситуацию на дороге под себя до того как она произошла! Как? Путем обычного прогноза. Для этого вам понадобится следующее:

  • взгляд на дорогу как можно дальше
  • внимание на дорогу, а не на смс, которую вы набираете за рулем :)
  • внимание как на дорогу, так и на прилегающие территории, особенно те, которые скрыты от взгляда (припаркованные машины, здания, зеленые насаждения и т.п.)
  • безопасная дистанция до впереди идущей машины
  • отказ от попыток догнать или обогнать поток машин

В результате вам останется правильно использовать полученную информацию и предугадать возможные последствия. Фишка в том, что вы сможете распознавать возможные осложнения на пути сильно заранее, и понятия «неожиданно» или «вдруг» для вас просто перестанут существовать.

 И тогда вы будете начинать торможение тоже заранее, на большем расстоянии до препятствия. А значит, правильно и своевременно анализируя дорожную обстановку, вы сможете позволить себе вместо молниеносного удара по педали тормоза лишь отпускать педаль газа.

Выходит, безопасно тормозить означает правильно думать.

Самое безопасное торможение — плавное

Конечно же, на скользкой дороге, да и не только на скользкой, безопаснее тормозить как можно «длиннее», то есть, как можно плавнее. А поскольку двигатель замедляет машину всегда плавнее и «длиннее», чем тормоза, то наиболее безопасно именно торможение двигателем. Но именно из-за разной длины тормозного пути, а не из-за чего-то еще.

Поэтому вы не можете просто взять и заменить одно торможение на другое. Чтобы тормозить двигателем, вы должны в первую очередь придерживаться такой манеры езды, которая позволит вам обходиться без педали тормоза. Ну или не полностью обходиться без тормозов, а по крайней мере использовать их реже и с меньшей интенсивностью.

И ключ к этому — раннее торможение!

Источник: https://kaminsky.su/blog/kak-pravilno-tormozit-dvigatelem-ili-tormozami

Торможение двигателем: это как?

Торможение двигателем является одним из доступных водителю приемов, которые направлены на снижение скорости транспортного средства без использования тормозной системы. Среди автолюбителей существуют различные мнения касательно данного способа. Одни утверждают, что торможение дизельным или бензиновым двигателем позволяет экономить бензин или солярку, сам процесс торможения снижает риски сравнительно с использованием тормозов в определенных ситуациях.

Противники данного метода среди основных аргументов выделяют повышенный износ мотора и снижение ресурса коробки передач в результате злоупотребления приемом торможения двигателем. Далее мы рассмотрим, как тормозить двигателем, когда это нужно делать и как правильно выполнять указанное торможение двигателем?

Почему машина замедляется при торможении двигателем

Такой способ торможения предполагает определенное сопротивление мотора инерционной нагрузке, которая пытается повысить частоту вращения коленчатого вала. Другими словами, двигатель начинает тормозить автомобиль в тот момент, когда машина движется при определенной скорости с включенной передачей, но в это время подача топлива прекращается или минимизирована.

Прекращение топливоподачи означает, что двигатель больше не отдает энергию на трансмиссию. Получается, трансмиссия начинает передавать нагрузку на мотор от вращающихся по инерции колес, обороты коленвала снижаются и автомобиль теряет скорость, то есть тормозит двигателем.

Далее необходимо рассмотреть те особенности, благодаря которым осуществляется торможение. Стоит начать с того, что ощутимое замедление автомобиля при торможении двигателем возможно не всегда. Нажатие на педаль газа приводит к увеличению подачи топлива, в результате чего поднимаются обороты коленчатого вала (мотор раскручивается). Отпущенная педаль означает, что обороты падают.

Не сильно вдаваясь в особенности конструкции трансмиссии отметим, что задачей коробки передач является распределение крутящего момента на колеса. Если сказать иначе, КПП «дозирует» энергию, которую отдает двигатель, зависимо от выбранной передачи.

Езда на пониженных (1-2-3 передача) предполагает отдачу максимума энергии на колеса, но автомобиль не разгонится до высоких скоростей. Включение повышенной передачи (4-5-6) позволит машине ехать быстрее, но интенсивность разгона падает, так как коробка не позволит передать столько энергии на колеса, сколько передавалось на пониженных скоростях.

Повышенные передачи (5-6) разгоняют машину намного слабее, зачастую позволяя только поддерживать ранее набранную скорость автомобиля. При движении на повышенной передаче присутствуют значительные силы инерции, в результате чего сопротивление самого ДВС и КПП специально сводится конструкторами к минимуму.

Получается, динамичный разгон возможен только на пониженных передачах. Если в этот момент отпустить газ, тогда сопротивление инерционному движению будет велико. Если же перестать нажимать на акселератор на повышенных передачах, машина не будет интенсивно замедляться, так как сопротивление низкое.

Преимущества и недостатки данного способа торможения

Главным плюсом такого способа замедления ТС является существенное снижение риск заноса при торможении двигателем. Дело в том, что при торможении посредством штатной тормозной системы возникает блокировка колес, что делает автомобиль неуправляемым. На машинах с активными электронными системами безопасности данный эффект сведен к минимуму, но даже наличие ABS не исключает заноса, особенно на скользких покрытиях.

По этой причине торможение двигателем находится в списке контраварийных приемов, позволяя замедлиться на скользкой или мокрой дороге. Данный способ торможения активно применяется при езде на затяжном спуске, а также при перемещении по горным дорогам и серпантинам. В первом случае исключается блокировка колес, а во втором снижается риск перегрева тормозов в результате слишком активного использования.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как помыть двигатель автомобиля Керхером. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках данного способа очистки агрегатов и подкапотного пространства.

Некоторые водители также тормозят двигателем в случае, если дорожная ситуация позволяет катиться на включенной передаче, тем самым экономя топливо, продлевая срок службы тормозных колодок и шин. Многих привлекает такой аспект, что подача топлива при отпущенной педали газа на современных инжекторных автомобилях, которые оборудованы механической коробкой передач, полностью прекращается.

Дополнительно стоит учитывать возможность торможения двигателем в том случае, если тормоза полностью или частично вышли из строя. Следует напомнить, что сразу остановить машину не получится, особенно на спуске. Скорость движения можно существенно понизить до относительно безопасной, после чего становится возможным остановиться или применить контактное торможение с минимальными рисками и/или ущербом.

В списке главных недостатков торможения двигателем отмечают то, что стоп-сигналы на вашей машине в этот момент не горят, так как водитель не нажимает на педаль тормоза. Водитель автомобиля, который едет за вами, может попросту не заметить замедления, что приведет к ДТП или созданию аварийной ситуации.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое прокачка тормозов

Как правильно тормозить двигателем: «механика» и «автомат»

В арсенале специалистов имеется около двух десятков приемов для торможения двигателем. На практике будет достаточно изучить базовую основу. Обязательно дочитайте до конца все рекомендации!

Торможение двигателем и механической коробкой с относительно высокой скорости следует выполнять следующим образом:

  • педаль газа нужно отпустить;
  • нажимается педаль сцепления;
  • далее включается пониженная передача (зачастую 3);
  • после снижения скорости включается 2 передача;
  • когда скорость снизится, можно включить 1 передачу;

Даже если вы двигаетесь на 5 или 6 передаче, желательно включать третью, так как замедление на 4 и более высокой передаче будет слабым. Отдельно отметим, что данная инструкция является общей. В конкретной ситуации необходимо учитывать начальную скорость движения и правильно подбирать те моменты, когда осуществить первое переключение «вниз» и последующие.

Если резко включить слишком «низкую» передачу тогда, когда обороты коленчатого вала высокие, тогда тормозящее усилие может оказаться слишком значительным. В этом случае колеса временно заблокируются, автомобиль может занести и т.д. Что касается самого двигателя и трансмиссии, то такая нагрузка может привести к поломке определенных узлов и последующему ремонту. Для более щадящего переключения «вниз» в спокойной обстановке лучше сделать перегазовку.

Под перегазовкой следует понимать выжим сцепления и выключение передачи с переводом коробки в «нейтраль». Затем необходимо нажать на педаль газа, подняв тем самым обороты двигателя, после чего сцепление снова нажимается и включается пониженная передача. В экстренной ситуации можно просто выжать сцепление, нажать на газ и сразу включать пониженную.

Всегда помните, что категорически запрещено в любой ситуации пытаться включить после 4-5 или даже третьей сразу первую передачу! Что касается работы с педалью сцепления, то отпускать педаль после включения пониженной передачи необходимо очень мягко и плавно. Нельзя резко бросать сцепление! Необходимо слегка задерживать педаль сцепления в тот момент, когда почувствуется начало соединения двигателя и трансмиссии.

На автомобилях с автоматической коробкой возможность торможения двигателем будет зависеть от типа и особенностей конструкции коробки передач. Также от вида АКПП и от тех возможностей, которые доступны водителю, будет напрямую зависеть общий алгоритм действий для торможения двигателем с коробкой «автомат».

Существуют коробки, которые позволяют реализовать последовательное переключение передачи в ручном режиме. Другой тип предполагает только фиксированные режимы с возможностью выбора пониженных передач.

Также встречаются АКПП, которые и вовсе не рассчитаны на какое-либо взаимодействие с водителем.

Для получения исчерпывающей информации по торможению двигателем с автоматической коробкой внимательно изучите инструкцию к вашему автомобилю, свяжитесь с официальным представителем марки, посетите профильный форум в сети Интернет и т.п.

Подведем итоги

Вполне очевидно, что освоить данную технику торможения будет правильным решением для каждого водителя, особенно если автомобиль на «механике». При этом всегда нужно учитывать:

  1. Только грамотное выполнение означает, что вреда коробке и мотору вы не нанесете. Не стоит злоупотреблять данным способом или резко тормозить двигателем без необходимости.
  2. Указанный способ торможения может создать аварийную обстановку на дороге для движущихся позади вас транспортных средств, неправильное выполнение снижает ресурс двигателя и трансмиссии, а также может привести к серьезной поломке.
  3. Что касается экономии горючего, то выгода от такого способа торможения оказывается крайне незначительной.
  4. Если в автомобиле установлена коробка «автомат», тогда необходимо отдельно и с повышенным вниманием изучить вопрос касательно возможности реализации и общей целесообразности торможения двигателем на конкретной модели авто.

Источник: http://krutimotor.ru/chto-takoe-tormozhenie-dvigatelem/

Говорят, что торможение двигателем снижает его ресурс. Так ли это?

Ещё с автошколы мы знаем, что торможение двигателем – исключительно правильная привычка, которая отлично выручает, скажем, на скользкой дороге, да и не только. Однако есть и мнение, что тормозить стоит исключительно на нейтрали, а замедление на передаче с отпущенной педалью газа для моторов исключительно вредно. Есть ли хоть какое-то основание у этих слухов? Будем разбираться.

Отчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем.

Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха.

Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.

Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.

Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.

Режим торможения двигателем с прекращением подачи топлива получил название «принудительный холостой ход». Именно этот режим используется при торможении двигателем на всех современных машинах.

Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.

Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора.

Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.

А все вместе это означает, что тормозить мотором нужно аккуратно, не создавая слишком большой тормозной момент. Механика попросту плохо переносит «обратные» нагрузки.

Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации.

Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи.

Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее.

Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов.

Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива.

В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов.

И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом.

Но все меняется, если двигателем тормозить. Подвод момента со стороны маховика совсем иначе нагружает коленчатый вал, в таком режиме он более уязвим, к тому же отбор мощности на вспомогательные механизмы и ГРМ все равно идет на переднем конце коленвала.

Но куда неприятнее для мотора возможные резкие нагрузки от трансмиссии. А ведь моменты, воздействующие на двигатель, могут оказаться на порядок выше, чем крутящий момент собственно мотора.

Именно так в большинстве случаев и ломают коленчатый вал, повреждают ГРМ и перекручивают его намного выше номинала.

От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу.

Ничего нельзя делать

Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:

1. Не используйте торможение двигателем слишком интенсивно.

Тормозите на максимально высокой передаче, старайтесь не переходить на низшие передачи при торможении без особой необходимости. В обычных городских условиях тормозите на четвертой-пятой передачах вплоть до снижения оборотов в зону холостого хода.

В горах не стоит выбирать заведомо более низкую передачу, чтобы и тормозило, и тянуло, и чтобы не переключаться лишний раз. И даже на скользких покрытиях на машинах с АБС при скоростях движения менее 30 километров в час можно смело закончить торможение на нейтрали.

2. Не используйте длительные торможения двигателем в городском цикле.

Лучше выбирайте скорость, при которой у вас будет минимум торможений вообще. Торможение двигателем — не панацея от ошибок в выборе скорости движения, и в плане расхода топлива далеко не бесплатно. Более 70% избыточной кинетической энергии машины будет растрачено зря.

И тем более вредно движение на низших передачах в городе с контролем скорости только педалью газа, без использования тормозов. Это годится разве что при плохом состоянии штатной тормозной системы или неработоспособности сцепления или коробки передач.

Послесловие

В статье автор предпочитал использовать термин «разряжение» как устоявшийся для описания процессов в ДВС в технической литературе. Однако при редактуре и корректуре мы решили отдать должное формальным правилам русского языка и заменили «я» на «е», тем более что суть явления здесь та же самая, а здесь оговориться, чтобы не задеть чувства тех, кто также считает авторское написание верным.

Опрос

А вы тормозите двигателем?

Источник: https://www.kolesa.ru/article/govoryat-chto-tormozhenie-dvigatelem-snizhaet-ego-resurs-tak-li-eto

Как правильно тормозить двигателем: механика и автомат

Многие автоэксперты рекомендуют научиться тормозить автомобиль двигателем. Желательно довести данную процедуру до автоматизма и использовать её в экстемальным ситуациях, таких как – отказ тормозной системы.

Теоретическая часть

Карикатура на тему — торможение двигателем

Торможение мотором, в первую очередь, это безопасность. Также, по утверждению автоинструкторов и многих бывалых автолюбителей – это снижает износ тормозной системы. На механике осуществить торможение двигателем значительно проще, чем на остальных коробках передач.

Приём торможения двигателем

Экстренное торможение

Пропали тормоза! Не стоит разводить панику, поскольку это первая причина аварии. Стоит отметить, что торможение двигателем – это тонкий процесс, которым стоит уметь пользоваться. Для каждого топа коробки передач, существует своя система торможения.

Механика

Для механики характерно то, что все действия выполняются непосредственно водителем. При этом стоит рассчитать дистанцию торможения и учесть, насколько быстро падают обороты мотора и коленчатого вала.

Рука на ручке переключении передач в момент торможения двигателем

Рассмотрим, последовательность действий при торможении силовым агрегатом с МКПП:

  1. Отпускаем педаль газа. Это позволит перекрыть подачу топлива в цилиндры (не полностью – холостой ход останется) и снизит обороты коленвала.
  2. Выжимаем сцепление и включаем передачу ниже. Например, если на коробке включена четвёрта, то следует включить третью.
  3. Повторяем процедуру, пока не дойдём до первой передачи.
  4. При минимальной скорости, не выключая первую передачу, выключаем зажигание и глушим мотор. Стоит быть престёгнутым, поскольку коленвал заблокируется, а с ним и ведущие колёса, и транспортное средство резко остановиться, что может по инерции подать тело водителя и пассажиров вперед.

Экстренное торможение может привести к заносу

Не стоит резко выключать зажигание на большой скорости или передаче, поскольку попросту может разорвать коленвал или детали КПП повредятся. К этому всему, ещё и транспортное средство может не тормозить, а дальше продолжать ехать по накатанной.

Автомат

Существуют разные автоматические коробки передач, от разных производителей, а поэтому последовательность и принцип действия может быть разным. Рассмотрим, несколько вариантов торможения двигателем на АКПП.

Торможение двигателем помогает при отказе тормозной системы, и предотвращает ДТП

Вариант первый:

  1. Включаем overdrive, коробка переходит на 3 передачу;
  2. При скорости ниже 90 км/час переключите АКПП на вторую передачу. После этого машина начнет тормозить;
  3. При скорости ниже 50 км/час переключаете коробку на L.

Вариант второй:

  1. Если по горному серпантину едешь — то торомозить желательно двигателем, иначе перегреются тормоза (колодки и диски — может их повести от перегрева ли в самый нужный момент потеряешься эффективность торможения)
  2. Поэтому, при спуске, ставим рычаг АКПП в положение S или L (зависит от скорости спуска и наклона дороги) и тормозим двигателем (не трогая педаль газа)
  3. Иногда притормаживаем педалью тормоза — вот и все! Можно также сочитать с кнопкой Hold — тоже эффективность торможения улучшиться!

При движении по горному серпантину необходимо проводить торможение двигателем

Электроторможение двигателем

На многих современных транспортных средствах внедряется система аварийного торможения двигателем, которая сама снижает обороты и глушит силовую установку, вплоть до полной остановки. Случается это в тех случаях, когда электронный блок управления получил информацию о неработоспособности тормозной системы.

Позитивные и негативные стороны торможения двигателем

Как и в любом автомобильном приёме, торможение мотором имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • При неисправной тормозной системе можно затормозить мотором.
  • Устойчивость к заносам и «юзу».
  • Проведение профилактической работы тормозной системы.
  • Можно уверенно и эффективно маневрировать.

Минусы:

  • Неправильная последовательность действий приводит к заносу с которого достаточно тяжело выбраться даже профессиональным гонщикам.
  • Сверхнагрузка на силовой агрегат.
  • «Жор» масла.
  • Стоп-фары не светятся.

Вывод

Торможение двигателем достаточно полезный навык, который необходимо познать и применять всем водителям. Существует достаточно много споров, «за» и «против» применения данной приёма, но он может спасти жизнь водителю и пассажирам в экстремальной ситуации.

Источник: http://avtodvigateli.com/sovety-po-ehkspluatacii/tormozit-dvigatelem.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по автомобилям