Что такое сульфатация аккумулятора

Что такое сульфатация аккумулятора? (все про то как сохранить автомобильную АКБ)

что такое сульфатация аккумулятора
11.07.2017

Добрый день. Из сегодняшней записи вы узнаете, что такое сульфатация аккумулятора и как ее предотвратить.

Договоримся о терминах

Сульфатация — Процесс образования сульфата свинца. Что самое интересное – это нормальное явление, ведь работает аккумулятор за счет того, что осуществляются процессы сульфатации и десульфатации. Они полностью соответствуют показателям разрядки и зарядки агрегата. Во время разрядки восстанавливается свинец за счет сульфатов, а во время разрядки происходит обратный процесс.

Договорились – сульфатация нормальное явление, пока она находится в пределах допустимых при эксплуатации.

Как устранить сульфатацию?

Если с течением времени вы заметили, что стартер стал хуже крутить двигатель при запуске, при этом вы проверили плотность электролита, и степень зарядки, у вас есть шанс реанимировать батарею. Для этого необходима лампочка и зарядное устройство.

Методика проведения следующая – производятся 2-4 цикла глубокой зарядки-разрядки. Сначала батарея, при помощи лампочки, разряжается до стадии когда лампа перестает светиться, после ставиться на зарядку на 10 часов током равным 10 % от емкости батареи.

По окончании зарядки доводится плотность до оптимальной (статья про плотность), цикл тренировки окончен. Повторяется эта процедура несколько раз.

Если после проведения тренировки, ничего не изменилось, аккумулятор необходимо заменить так как устранить сульфатацию без замены пластин уже невозможно.

Про методику тренировки аккумулятора есть отличное небольшое видео:

Что такое запредельная сульфатация?

Очень часто поверхность свинцовых пластин покрывается кристаллической массой, что приводит к процессу, который называется глубокой сульфатацией. Это приводит к образованию пленки из кристаллов, которая препятствует проникновению электролита к поверхности пластин, и снижает работоспособность батареи.

Площадь таких образований может быть очень велика, а значит, токоотдача сильно снизится, так как электролит не имеет контакта с пластинами. Сульфатация — основная причина того, что батарея не работает или работает, но плохо. Сильная сульфатация приводит к очень быстрой разрядке аккумулятора и низкой токоотдаче из-за высокого внутреннего сопротивления батареи.

 Запустить двигатель при этом становится сложно, а также нарушается работа всего электрооборудования машины.
 

Причины чрезмерной сульфатации

Причин образования кристаллических сульфатов несколько.

Глубокий разряд

Это случается, когда водитель забывает выключать перед парковкой какие-то электроприборы в машине, и они работают в течение всей стоянки. В этом случае за одну ночь заряд может полностью упасть, в результате чего и произойдет глубокая разрядка.

Аналогичная ситуация происходит когда батарея долгое время хранится отдельно от автомобиля и не эксплуатируется. При длительном хранении специалисты рекомендуют проводить подзарядку батарей, так как если этого не делать, даже новый аккумулятор придется выкинуть. Довольно часто, устанавливая новый аккумулятор, купленный в магазине, невозможно запустить двигатель, это и есть основная причина в нарушении процесса хранения.

Низкий уровень электролита.

Другая причина имеет чисто химический характер и заключается в значительном понижении электролита в аккумуляторной батарее.

Это приводит к появлению больших поверхностей на свинцовых пластинах, которые остаются не покрываются жидкостью, а это способствует значительному росту скорости сульфатации.

Следующая причина, которая влияет на ускорение этого процесса — содержание различных примесей в электролите. Это вызвано нарушениями технологического процесса на стадии производства или обслуживания батареи.

Таким образом, основная причина сульфатации и нарушения функциональности автомобильных аккумуляторов заключается в нарушении оптимального состояния электролита (плотность и уровень). Устранить эту проблему можно периодически контролируя уровень электролита и его плотность.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос что такое сульфатация аккумулятора и почему она случается. Если у вас остались вопросы – пишите их в комментарии.

Источник: https://life-with-cars.ru/ekspluatatsiya-avtomobilya/chto-takoe-sulfatatsiya-akkumulyatora-vse-pro-to-kak-sohranit-avtomobilnuyu-akb/

Сульфатация свинцовых аккумуляторов

что такое сульфатация аккумулятора

Как и в любом другом электрическом аккумуляторе, в свинцовом кислотном аккумуляторе во время зарядки и разрядки происходят обратимые химические реакции. Во время зарядки на пластинах свинцового аккумулятора накапливаются активные вещества: свинец (на отрицательной пластине аккумулятора) и окись свинца (на положительной пластине).

Во время разрядки свинцового аккумулятора, происходит обратная реакция и активные вещества аккумулятора «расходуются» образуя сернокислый свинец (сульфат свинца). Сульфат свинца остается на пластинах аккумулятора, образуя грозди мелких кристаллов.

Пористая структура этих кристаллических сгустков сульфата обеспечивает свободный доступ электролита ко всем кристаллам во время зарядки аккумулятора.

Поэтому восстановление исходных активных веществ на пластинах свинцового аккумулятора не вызывает трудностей.

Но в некоторых условиях, может происходить перекристаллизация — сульфат свинца образует большие труднорастворимые кристаллы, и восстановление активных веществ аккумулятора затрудняется. Этот процесс называется сульфатацией свинцового аккумулятора. Сульфатация — один из главных механизмов старения свинцового аккумулятора. Сульфатация аккумулятора приводит сразу к нескольким негативным последствиям.

Сульфатация приводит уменьшению емкости аккумулятора

Можно приближенно считать, что емкость аккумулятора прямо пропорциональна площади поверхности пластин, покрытой активными веществами. У засульфатированного аккумулятора, часть активных веществ связана в сульфате свинца, а часть поверхности пластин покрыта не активными веществами, а сульфатом. Поэтому при разряде засульфатированный аккумулятор отдает меньшую емкость, чем аккумулятор в нормальном состоянии.

Кроме того, большие кристаллы сульфата свинца могут полностью перекрывать поры, и доступ электролита вглубь активной массы затрудняется. Это также способствует уменьшению емкости аккумулятора.

Сульфатация увеличивает внутреннее сопротивление аккумулятора

Сульфат свинца имеет большое электрическое сопротивление.

Поэтому замещение активных веществ (свинца и окиси свинца) сульфатом свинца на поверхности пластин в результате сульфатации аккумулятора приводит к значительному росту внутреннего сопротивления аккумулятора.

Увеличение внутреннего сопротивления аккумулятора при сульфатации приводит к увеличенному падению напряжения на аккумуляторе при разряде и зарядке, а также к перегреву аккумулятора, который приводит к ускорению сульфатации.

Плотность сульфата свинца меньше, чем плотность активных веществ, поэтому пластина аккумулятора в разряженном состоянии занимает больший объем, чем в заряженном состоянии. Это приводит к уменьшению пористости пластин аккумулятора. Но в случае глубокой сульфатации аккумулятора, когда образуются большие нерастворимые кристаллы сульфата свинца, пластины могут деформироваться и разрушаться. Толщина пластин увеличивается. В некоторых случаях, может сильно деформироваться корпус аккумулятора.

Условия, способствующие сульфатации свинцового аккумулятора

В любом свинцовом аккумуляторе, оставленном в разряженном состоянии начинается сульфатация. Она может быть более или менее интенсивной, в зависимости от нескольких факторов. Сульфатации способствуют:

  • повышенная температура;
  • длительное хранение в разряженном состоянии;
  • большие разрядные токи;
  • пониженное разрядное напряжение;

Поэтому, для того, чтобы избежать сульфатации свинцового аккумулятора, следует хранить и эксплуатировать аккумуляторы при невысоких температурах, соблюдать рекомендуемые токи и напряжения при зарядке и разряде аккумулятора и не хранить свинцовый аккумулятор в разряженном состоянии.

Как обнаружить сульфатацию свинцового аккумулятора

Раньше, в эпоху открытых свинцовых аккумуляторов, начало сульфатации определяли по понижению плотности электролита. Сегодня наступило время герметичных свинцовых кислотных аккумуляторов, а значит у аккумуляторов больше нет отверстия для забора электролита. Поэтому сегодня начало сульфатации определяют по падению емкости аккумулятора, а для определения емкости используют современные тестеры аккумуляторов.

Источник: http://at-systems.ru/quest/new-quest/sulfation-y.shtml

Что такое сульфатация аккумуляторной батареи? Причины, признаки, меры борьбы

что такое сульфатация аккумулятора

823 4 августа 2019

Возможно у вас была ситуация, когда аккумулятор, который ещё недавно выдавал большую мощность и обладал неплохим зарядом, внезапно ослаб и стал хранить совсем небольшой заряд. Скорее всего, в аккумуляторе произошёл процесс сульфатации.

Что это такое?

Говоря простым языком, сульфатация — это образование на пластинах аккумулятора больших кристаллов сульфата свинца. Такие кристаллы образуются в внештатных ситуациях и не растворяются в дальнейшем. В результате рабочая поверхность пластин оказывается забита кристаллами и объём хранимого заряда падает.

Как определить наличие процесса?

Есть несколько надёжных признаков того, что в аккумуляторе происходит процесс сульфатации электродов. Самые простые в обнаружении признаки:

  • Во время подзарядки батарея показывает, что уже получила полный заряд и начинает кипеть.
  • Если аккумулятор относится к «обслуживаемым», то на нём есть отвинчивающиеся пробки. Заглянув внутрь можно увидеть пластины. Если они покрыты светлым или бело-коричневым налётом, то процесс уже идёт.
  • Полностью заряженный аккумулятор не способен стартовать двигатель, а включённые фары сажают его полностью за пять-десять минут.
  • Частое кипение электролита. В результате образуется белый налёт на батарее.
  • Ёмкость батареи сильно падает. Замеры показывают, что батарея выдаёт от десяти до сорока процентов от заявленной ёмкости.

Почему портятся пластины аккумуляторной батареи?

Подобные процессы могут быть вызваны самыми разными причинами, но всё сводится к тому, что нарушается штатный режим работы и сульфат свинца не перерабатывается, либо образуются слишком крупные кристаллы этого вещества.

Неправильное обслуживание, повышение плотности

При длительном хранении аккумулятора, даже если он полностью заряжен и не используется, его заряд постепенно падает. При этом образуется всё тот же сульфат свинца, но уже не перерабатывается, так как нет подзарядки.

Частный случай неправильного обслуживания — попытка исправить ситуацию с сульфатацией, добавляя в аккумулятор концентрированного электролита или кислоты. Многие пытаются повысить плотность электролита, чтобы растопить кристаллические новообразования. Однако, это приводит к ухудшению ситуации и окончательной порче устройства.

Холод/жара — колебания температуры

Слишком высокие и слишком низкие температуры вредят вообще всему автомобилю, но на АКБ эти погодные условия оказывают по-настоящему разрушительное воздействие.

  • При холоде автомобильный аккумулятор заряжается гораздо хуже, чем в обычных условиях и не может получить нужный уровень заряда, что и провоцирует сульфатацию. Ситуация становится ещё хуже, если автомобиль используется только для коротких поездок. Тогда АКБ не успевает прогреться и процесс разрядки аккумулятора, а значит и сульфатации, ускоряется.
  • Жара, в свою очередь, ускоряет любые химические процессы, к которым относится и образование кристаллов. Тогда даже небольшая разрядка аккумулятора может начать процесс.

Пониженный уровень электролита

По вполне понятным причинам, при понижении уровня электролита образовавшиеся на пластинах кристаллы не разрушаются, так как по ним не проходит заряд.

Длительное нахождение в разряженном состоянии

В случае, когда АКБ разряжается под ноль, так называемый «глубокий разряд», на пластинах аккумулятора образуются особо крупные кристаллы. Для того, чтобы предотвратить глубокий разряд, лучшей профилактикой будет не сажать АКБ ниже 10 вольт.

Частый заряд высокими токами

Ток большой величины быстро заряжает аккумулятор, но в нём не успевают пройти необходимые процессы, которые должны разрушать кристаллы. В результате, аккумулятор заряжен, но процесс поглощения сульфата свинца не происходит. А при использовании этого АКБ этот налёт продолжает образовываться и дальше. Соответственно, если продолжать заряжать аккумулятор только такими токами, процесс сульфатации увеличивается в геометрической прогрессии.

Способы борьбы

Десульфатация — это процесс очистки пластин АКБ от солей сульфата свинца. Есть несколько способов, которые помогут исправить ситуацию с «закупоренным» аккумулятором. Они разнятся по методу работы, необходимым расходным материалам и, естественно, денежным и трудозатратам. Кроме того, каждый из способов имеет свои особенности, которые применимы в одних ситуациях и совершенно невозможны в других.

Десульфатация специальным устройством

Существуют специальные зарядные устройства, которые чередуют короткие и слабые разряды. Это постепенно растворяет кристаллы и повышает ёмкость аккумулятора. После подобной обработки не лишним будет промыть аккумулятор и заменить электролит, хотя это и не обязательно.

Как бороться при помощи химических присадок?

Все они рассчитаны на то, чтобы очистить пластины от налёта и остановить уже начавшийся процесс сульфатации. Средняя стоимость таких присадок расходится, от 300 до 500 рублей и они бывают в виде жидкости, либо же порошка. При их использовании идет химическая реакция, которая растворяет имеющиеся кристаллы, блокирующие рабочую поверхность свинцовых пластин.

Общие правила пользования заключаются в следующем:

  1. Отогреть АКБ, если на улице холодно.
  2. Протереть поверхность батареи салфеткой, вымоченной в слабом растворе соды.
  3. Открыть крышки банок АКБ.
  4. Добавить присадку в каждую банку. Если смесь порошковая, то ей нужно предварительно растворить в небольшом количестве дистиллированной воды и только затем приступать к зарядке.
  5. Заряжать АКБ 10-12 часов, на мощности не более 2 ампера.

В некоторых случаях инструкция может отличаться, перед использованием стоит внимательно изучить приложенную документацию. Некоторые присадки не нуждаются в подаче электричества, а иные требуют предварительной очистки аккумулятора от электролита, тут всё строго индивидуально.

Существуют и специальные средства, которые работают только в предварительно заряженных аккумуляторах или требуют тока высоких мощностей. К таким относится и Трилон-б. Этот способ предполагает, что АКБ ещё способен держать заряд и процесс сульфатации либо в процессе, либо ещё не начался. Если же аккумулятор не может держать заряд, то никакой из электрохимических способов не поможет и придётся искать другие варианты.

Как устранить своими руками?

Есть народные рецепты, предполагающие использование не промышленных средств. К примеру, предлагают очищать АКБ пищевой содой, для чего надо:

  1. Извлечь аккумулятор, слить с него старый электролит и залить внутрь кипящий раствор соды. Раствор готовится в соотношении 1 столовая ложка соды на один литр воды.
  2. Через час, после того, как раствор залит внутрь, нужно его слить, промыть внутренности АКБ и залить новый электролит.

Стоит обратить внимание, что многие народные методы бывают неэффективными, а учитывая то, что в интернете пишется много заведомо ложной информации, то и вовсе вредными, а то и опасными. Следует относится к подобным советам крайне осторожно и, если возможно, пользоваться только теми методами, которые были успешно опробованы кем-то из ваших друзей или близких, что является гарантией надёжности и работоспособности метода.

Зарядные устройства

В данном случае используются, как специальные виды зарядки, подающие ток короткими пучками, так и более радикальные методы. Например, некоторые советуют такую схему зарядки:

  1. Снять с АКБ пробки и подключить с противоположной полярностью, то есть минус на плюс, а плюс на минус.
  2. Ток нужно подавать 40 минут, во время которых электролит начнёт кипеть.
  3. В итоге, налёт будет удалён, а сам АКБ навсегда поменяет полярность.
  4. После отключения, нужно слить электролит, промыть АКБ горячей водой, залить новый электролит и поставить на зарядку с учётом новой полярности.

Если говорить в общем, про методы очистки при помощи зарядных устройств, это наименее трудозатратный способ, хотя и не такой дешёвый, как использование химических присадок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что лучше рено дастер или киа спортейдж

На сколько хватает АКБ после этого?

После очистки налёта аккумулятор прослужит от полугода до двух лет, всё зависит от метода и общего износа устройства. Так, большинство народных методов помогают восстановить до половины объёма аккумулятора, но и срок службы составляет около шести месяцев. При этом, некоторые народные или экстремальные методы помогают очень хорошо, но после повторной поломки АКБ его остаётся только сдать на переработку – починить его не удастся никаким образом.

Источник: https://tcip.ru/blog/battery/sulfataciya.html

Устройство определения степени сульфатации аккумуляторов

Основным недостатком в работе свинцовых аккумуляторов является образование на пластинах сульфат свинца — непроводящего ток. Как правило сульфат свинца не позволяет качественно зарядить аккумулятор и ограничивает пусковые токи.

Различаются две разновидности сульфата свинца – рабочий, содержащийся на поверхности пластин и легко переходящий во время зарядки в чистый свинец, а застарелый сульфат свинца – для удаления которого необходимо использовать зарядные устройства повышенной мощности, проводить восстановление пластин более продолжительно время.

Причинами образования крупных кристаллов сульфата свинца могут быть — глубокие разряды аккумулятора, регулярные недозаряды ёмкости, длительное хранения без зарядно- восстановительных работ, наличие поверхностно- активных веществ в электролите.
Перед началом профилактики по зарядке и восстановлению аккумуляторов потребуется анализ его состояния.

Простой способ проверки — пытаться несколько раз завести стартером автомобиль, если через несколько секунд пуска аккумулятор не в состоянии провернуть стартер, явно он разряжен или засульфатирован.

Второй способ проверить напряжение на аккумуляторе — нагрузочной вилкой, пониженное напряжение указывает на разряженный аккумулятор.

Описание прибора

Качественно проверить уровень степени сульфатации аккумулятор позволяет простой электронный прибор – «Устройство определения степени сульфатации аккумулятора».

В ранее разработанном приборе были недостатки — слабые контакты кнопки включения нагрузки, нестабильность показаний, возможность включения с неверной полярностью подключения аккумулятора.

В принципе сульфатация характеризуется внутренним сопротивлением аккумулятора.
У нового аккумулятора внутреннее сопротивление не превышает сотых долей Ома, с застарелой сульфатацией — единицы Ом.

Внутреннее сопротивление аккумулятора можно определить простым методом — измерением напряжения аккумулятора без нагрузки и под нагрузкой при определённом токе.
Rвн= E- IRн / I : где R вн – внутренне сопротивление аккумулятора; Е- э.д.с. – без нагрузки; I-ток нагрузки, Rн -сопротивление нагрузки.

Чтобы измерения были более верными берётся нагрузка в 10 ампер, а шкала прибора в 100 мка, тогда шкалу можно разбить на несколько секторов: 0-10 мка –отличное состояние аккумулятора; 10-20 мка, рабочая сульфатация около 20%; 20-30% -средняя сульфатация; 30-40–повышенная сульфатация; 40-60 – застарелая сульфатация; 60-80 плохое состояние; более 80 -аккумулятор непригоден для дальнейшей эксплуатации.

Прибор чётко отслеживает состояние аккумулятора – время измерения достаточно не более двух секунд. Более длительно измерения проводить не следует из-за нагрева нагрузочной нихромовой спирали – резистора R6.

Иногда попадают аккумуляторы с плавающими параметрами, их также следует отбраковать.

Арифметические подсчёты при измерениях проводить не требуется — достаточно правильно отградуировать шкалу гальванометра. Блок схема устройства состоит: из сетевого стабилизированного блока питания; измерительного моста на гальванометре; нагрузочного устройства и индикатора полярности подключения диагностируемого аккумулятора.

Точность измерений зависит от стабильности напряжения питания моста.
Сетевое питание с трансформатора Т1 поступает на выпрямительный мост на диодной сборке VD1, пульсации сглаживаются конденсатором С1.

Интегральный стабилизатор напряжения на микросхеме DA1 с возможностью регулировки выходного напряжения резистором R2. Регулятор напряжения также питается от стабилизатора на стабилитроне – полупроводниковом диоде, предназначенном для стабилизации напряжения.

Опорное напряжение на выходе 3DA1 должно составлять 13,5 -13,8 Вольт – паспортное напряжение на аккумуляторе после заряда.

При балансе напряжений на выходе стабилизатора DA1 и на аккумуляторе GB1-под нагрузкой, ток через микроамперметр РА1 будет минимальный, сульфатация практически близка к нулю!
При большом балансе ток через амперметр ограничен резистором R4, для защиты от выхода из строя гальванометра.

Для включения нагрузки — резистора R6 в схему введено промежуточное мощное реле К1, для предотвращения включения реле при неверной полярности подключения аккумулятора, дополнительно установлен в схему высокочастотный диод VD3.

В исходном состоянии кнопка SA1 шунтирует микроамперметр РА1 от обратного напряжения, при возможном превышении напряжения на аккумуляторе в сравнении с выходом стабилизатора.

Нажатие кнопки SA1 приводит к срабатыванию реле К1 от тока аккумулятора GB1. Контакты К1.1 реле К1 подключают разрядное сопротивление R6, напряжение на аккумуляторе GB1 несколько понизится, в зависимости от состояния аккумулятора.

Разница опорного напряжения стабилизатора и напряжения аккумулятора установит стрелку гальванометра РА1 в положение, соответствующее состоянию (степени сульфатации).

Световой индикатор на светодиоде HL1 индицирует верное подключение аккумулятора к прибору.

Настройка

После включения сетевого питания проверить напряжение на конденсаторе С1 в пределах 20 Вольт постоянного тока, на выходе 1DA1 резистором R2 установить стандартное напряжение 13,5-13,8 Вольта.

Подключить аккумулятор GB1 в хорошем состоянии, нажав кнопку SA1 уточнить напряжение любым тестером, оно должно быть не ниже 12,8 вольт. Резистором R4 уточнить положение стрелки гальванометра на 15-20 мка.- рабочая сульфатация. Если напряжение на аккумуляторе при тарировании устройства падает ниже 12,8 Вольта, его следует зарядить и провести повторное тарирование.

Измерение степени сульфатации проводить по технологии : подключение к проверяемому аккумулятору, нажатие кнопки проверки и снятие показаний с гальванометра. Возможна регистрация показаний устройства в отдельном журнале на каждый аккумулятор.

Радиодетали:

Обозначение Наименование Тип Замена Примечание
Т1 Трансформатор ТПП224 ТН,ТПП,ТС 18 B BVE1 18V 2.0VA 15-18DC 1A
VD1 Диодный мост U20C20C Д237Б 0,2-0,5А
VD2 Стабилитрон Д818Е КС215Ж 15-18 Вольт
VD3 Диод 1N4003 КД213Б 1А60В
DA1 Рег. стабилизатор КР142ЕН12 КР142 ЕН8Б 12-34В1А
С1,С2 Конденсаторы Richey R50-6 2200мк25В
R1,R3,R5 Резисторы МЛТ-0,125 С2-29 0,125 ватт
R2,R4 Резистор подстроечный СП3-16В СП4-1 0,5 ватт
РА1 Гальванометр 100 мкА МАЕ31 М2101 100мка
R6 Резистор Проволочный 1мм 10витков 10мм 100 ватт

Источник: https://cxem.net/pitanie/5-237.php

Сульфатация аккумулятора: основные причины и методы устранения | Автомобильные аккумуляторы

Сульфатация – основная причина преждевременного выхода из строя аккумуляторной батареи. К сожалению, далеко не каждый владелец транспортного средства знает, что это за явление. Незнание приводит к тому, что не удаётся своевременно обнаружить начало процесса и принять меры для спасения АКБ. Не говоря уже о том, чтобы предотвратить его пагубное влияние.

Что нужно знать о сульфатации

Как известно, аккумулятор автомобиля состоит из электродов – пластин и электролита – жидкости, занимающей всё свободное пространство внутри корпуса. В качестве жидкого компонента обычно используется серная кислота в сочетании с дистиллированной водой.

При заряде АКБ в результате электрохимической реакции на поверхности пластин образуются активные вещества, которые расходуются при эксплуатации источника энергии по назначению. Активные кристаллики, вступив во взаимодействие с кислотой, образуют сульфат свинца, частицы которого тут же занимают их место на электродах. Чем дольше протекает реакция, тем больше образуется сульфатных соединений и тем крупнее размер их отдельных частей.

Например, при запуске двигателя в тёплое время года требуется минимум энергетического запаса батареи и времени. Следовательно, сульфатных отложений на пластине практически не окажется.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда необходимо завести автомобиль в сильный мороз. Часто это удаётся не с первой попытки, порой дело доходит до полной разрядки аккумулятора. Вот тут-то в полной мере и проявляет себя вредоносное явление – реакция продолжительна, кристаллов сульфата много и они велики, занимают большую часть поверхности пластины.

При регулярной полной разрядке батареи сульфатная плёнка со временем «оккупирует» всю пластину целиком, препятствуя накоплению энергии.

Теперь мы знаем, что это такое сульфатация пластин аккумулятора, а как понять: есть она или нет?

Как определить сульфатацию

Чем раньше удастся определить налёт на пластинах, тем больше шансов избавиться от него, а значит, и продлить жизнь вашей батареи.

Первые признаки сульфатации аккумулятора:

  1. При визуальном осмотре на токовыводах корпуса и клеммах явно прослеживаются грязно-коричневые разводы.
  2. Заглянув внутрь АКБ, обнаруживаете белёсые пятна – подтёки.
  3. Очень быстрый заряд разряженного полностью источника энергии – обычно в течение часа.
  4. Индикатор устройства и приборы показывают 100%-ную зарядку, а двигатель не запускается даже при плюсовой температуре.
  5. При включении фар на неработающем авто, аккумулятор тут же садится.
  6. Разбухание пластин.
  7. Изменение цвета электролита и его частые закипания.
  8. Повышенное газовыделение.
  9. И, наконец, полная неработоспособность устройства, требующая его замены.

Причины сульфатации

Основная причина сульфатации пластин аккумулятора, которой подвержены все кислотные батареи, – нарушение правил эксплуатации.

Факторов, способных привести к развитию этого явления, множество:

Неправильное обслуживание

Есть АКБ обслуживаемые и необслуживаемые, но существуют общие правила поддержания их на протяжении длительного времени в рабочем состоянии:

  1. Хранить снятый с транспортного средства источник энергии следует в заряженном состоянии, не допуская полной утраты заряда.
  2. Нельзя заливать концентрированную кислоту. Это, наоборот, ускорит процесс сульфатного нароста на пластинах.
  3. При регулярном передвижении на короткие расстояния важно следить за уровнем восстановления ёмкости, при необходимости доводить её величину до нормы, используя зарядное устройство. При малых пробегах авто генератор просто не успевает в полной мере восстановить затраты энергии аккумуляторной батареи.

Низкая температура

Данная проблема весьма актуальна в зимнее время года. Во-первых, при отрицательных температурах воздуха батарея намного быстрее утрачивает заряд. Во-вторых, для запуска двигателя в этих условиях требуется больше её энергетического заряда. Ну, и, в-третьих, заряд намного медленнее накапливается в холодном аккумуляторе.

В итоге имеем постоянно недозаряженную АКБ – отличный вариант для активизации сульфатационных процессов.

Высокая температура

В летнюю жару температура в рабочей зоне аккумуляторной батареи – под капотом поднимается существенно. А как известно из школьного курса химии, это способствует ускорению протекания химических реакций. Не стала исключением и сульфатация – образование кристаллов сульфата происходит намного быстрее. При слабозаряженном источнике энергии активность пагубного явления может привести к полной закупорке пластин – отложения скроют их целиком.

Как уменьшить сульфатацию

Бороться с сульфатными образованиями на пластинах АКБ не только можно, но и нужно. Это позволит существенно продлить срок службы источника энергии и, как итог, сэкономить финансовые средства владельца транспортного средства. Как известно, хороший и качественный аккумулятор – удовольствие не из дешёвых.

Но намного проще и выгоднее предотвратить проявление сульфатационных процессов, чем устранять их негативные последствия, теряя при этом часть ёмкости батареи. Если будете придерживаться основных рекомендаций, налёт на пластинах не станет грозить вашему авто и приобретение нового устройства не потребуется на протяжении нескольких лет точно.

Как устранить причины сульфатации аккумулятора и тем самым уменьшить её саму:

  1. Ни в коем случае не допускать полного разряда аккумуляторной батареи – это самая вероятная причина закупорки пластин.
  2. Если предпочтение отдаётся городскому циклу или обычный маршрут передвижения незначителен, то следует регулярно контролировать уровень заряда и при необходимости доводить его до нормы, используя устройство для зарядки. При низких температурах воздуха это особенно актуально.
  3. При продолжительных перерывах в эксплуатации автомобиля необходимо снять с него АКБ, полностью зарядить и хранить отдельно, лучше при положительных температурах. При этом надо помнить о периодическом контроле его ёмкости и подзарядках.
  4. В летнюю жару стоит по возможности воздержаться от эксплуатации машины, особенно для поездок на короткие расстояния. Кроме того, в этот период пристального внимания требует электролит, а именно его объём.
  5. Необходимо постоянно контролировать плотность электролитного раствора. Ведь от неё во многом зависит срок службы аккумулятора и его надёжная работоспособность в любое время года.

Как убрать сульфатацию

Как грамотно убрать сульфатацию пластин аккумулятора? Здесь главное, чтобы вредоносный процесс не зашёл слишком далеко. Лечение пластин от сульфатных наростов получило название десульфатация, то есть удаление. Есть несколько её вариантов:

  1. Механический – наиболее затратный по времени, но самый дешёвый с финансовой точки зрения. Он заключается в следующем: батарею разбирают, а пластины очищают вручную, используя металлическую щётку.
  2. Химический – использование специальных химикатов, позволяющих растворить сульфатные отложения, не повредив при этом сами электроды. Суть способа такова: жидкую электролитную среду на время заменяют «лечебным» раствором, концентрация которого должна быть в полном соответствии с инструкцией по применению выбранного реактива. Этот метод весьма эффективен, но только в случае, если пластины не успели подвергнуться разрушительному воздействию налёта. Иначе они просто рассыплются.
    • Электромеханический – может быть осуществлён двумя путями:
    • зарядка – разрядка АКБ малыми токами с использованием обычного зарядного устройства;
    • приобретение зарядной станции, имеющей функцию профилактики сульфатационных явлений.

Итак, прибегнув к любому из этих методов, можно легко снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора.

Итоги

Как видим, предотвратить сульфатацию пластин АКБ можно и сделать это несложно: достаточно соблюдать простейшие рекомендации, приведённые выше. Следуя им, вы сможете существенно продлить жизнь источнику энергии, рассчитывать на его надёжную работу в любой ситуации, а также сэкономить семейный бюджет, что тоже немаловажно.

Если всё-таки беда настигла, то своевременное принятие мер позволит избежать серьёзных последствий и реанимировать аккумулятор. Владея информацией о первых проявлениях начавшегося процесса и не забывая про периодический визуальный осмотр подкапотного пространства, можно успеть избавиться от проблемы ещё на начальном этапе.

При чётком соблюдении правил эксплуатации авто и порядка обслуживания, появления даже признаков сульфатации аккумулятора удастся избежать.

Источник: https://carbatt.ru/chto-takoe-sulfatatsiya

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством

 Аккумулятор — это решетчатые пластины, изготовленные либо из диоксида свинца, либо из чистого свинца, иногда покрытого кальцием. Между ними находится водный раствор серной кислоты.

Свинец и кислота реагируют друг с другом, создавая электричество, но при этом распадаясь на другие элементы, которые электричество не создают (соль и вода). Аккумулятор разрядился.

Когда мы ставим АКБ на зарядку, то есть сообщаем электролиту ток, то происходит обратная реакция, вода реагирует с солью, образуя кислоту и металл (либо оксид металла), которые снова способны создавать электричество.

Что это такое, десульфатация аккумулятора

Сульфатация пластин кислотного аккумулятора

Десульфатация — это удаление солей серной кислоты с пластин аккумулятора.

Десульфатация — это удаление солей серной кислоты (сульфата свинца или сульфата кальция). Появляется такая соль на стенках свинцовых пластин в результате химической реакции, происходящей во время разряда аккумулятора. При этом не вся соль при зарядке АКБ преобразуется обратно. Часть ее оседает на металлических пластинах, препятствуя соприкосновению свинца и кислоты, а со временем сульфата свинца становится так много, что аккумулятор перестает работать вообще.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой автошампунь лучше для бесконтактной мойки

Как сделать десульфатацию на автомобильном аккумуляторе

Правильной десульфатацией аккумулятора является метод чередования коротких слабых зарядов с короткими слабыми разрядами. Для проведения таких циклов существуют специальные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с десульфатацией.
Скажем пару слов и о “неправильной” (в кавычках, потому что такие способы имеют место быть, но мы вам их не советуем) десульфатации пластин аккумулятора.

  1. Механическая очистка пластин от сульфата свинца (разбираем АКБ, вытаскиваем пластины и чистим).
  2. Химическая чистка (открываем заливную крышку, наливаем специальный раствор, который разъест соль на свинце).

Методы эти спорны (в плане эффективности) и очень травмоопасны. Но выбор, естественно, за вами.

Как сделать десульфатацию АКБ в домашних условиях

Десульфатация аккумулятора в домашних условиях

Для десульфатации аккумулятора продаются зарядные устройства с режимом десульфатации и специальные устройства для этого.

Как уже было упомянуто выше, можно приобрести зарядное устройство для аккумулятора с режимом десульфатации, либо специальное устройство для десульфатации. В этом случае все просто. Подключаем АКБ к устройству и следим за показателями на дисплее, иногда этот процесс может затянуться на несколько дней в зависимости от степени засульфатизированности.

Отметим, что такой прибор стоит недешево и имеет смысл “заморочиться”, чтобы сделать устройство для десульфатации аккумулятора своими руками.Для начала, попробуем сделать самое простое из возможного. А именно, произвести десульфатацию аккумулятора зарядным устройством.

Перед началом работы проверим плотность (обычно 1,07 г/см³) уровень электролита в АКБ, если его недостаточно, то добавим дистиллированной воды (не электролита!). 
 

Очень важно после 8 часов зарядки аккумулятора малым током отключить его от зарядного устройства на сутки.

  1. Возьмем наше обычное зарядное устройство и выставим напряжение на нем в 14 В (но не более 14,3), а силу тока на 0,8-1 А (есть зарядные устройства, на которых нельзя выставить такие параметры, значит такие ЗУ нам не подходят). Десульфатация АКБ малым током проводится в течении 8 часов (разрешается некоторая погрешность, например, можно оставить АКБ заряжаться на ночь). Проверяем плотность электролита, она должна быть примерно такой же как в начале “опыта”, а вот напряжение должно измениться и составить 10 В.
  2. Если все так, то отсоединяем нашу батарею от ЗУ на сутки (это важно!).
  3. Следующим этапам десульфатации будет выставление силы тока на 2-2,5 А при прежнем напряжении. Оставляем также заряжаться АКБ на 8 часов. Затем проверяем напряжение в батарее (12,7 В) и плотность (1,11-1,13 г/см³). Если показатели соответствуют, то приступаем к следующему этапу.

Разрядка батареи с помощью лампочки.

Данный метод восстановления аккумулятора займет у вас от 8 до 14 дней, при этом батарея восстановится на 80 – 90%.

  1. Подключаем к аккумулятору потребитель электроэнергии не очень большой силы (например, лампу ближнего света). Разряжаем батарею до 9 В, займет это приблизительно 8 часов. При этом нужно обязательно следить за напряжением в АКБ (оно не должно опуститься ниже 9 В), в противном случае будет снова запущен процесс сульфатации пластин, от которого мы стараемся избавиться. Плотность должна остаться на уровне 1,11-1,13 г/см³.
  2. Повторяем предыдущие 4 этапа. При этом плотность будет немного расти (1,15-1,17 г/см³). Затем снова выполняем 4 этапа, и снова, пока плотность электролита не составит приблизительно 1,27 г/см³.

Данный метод восстановления аккумулятора займет у вас от 8 до 14 дней, при этом батарея восстановится на 80 – 90%.

Схема устройства для десульфатации аккумулятора

Схема зарядного устройства для десульфатации аккумулятора

Основной принцип “моргалки” для десульфатации аккумулятора таков, что заряд должен быть не более 10% от емкости АКБ и напряжение должно быть в пределах 13,1 – 13,4 В.

Для того чтобы восстановить аккумулятор можно создать схему нагрузки своими руками, в которой будут заряды чередоваться с разрядами. Такая схема состоит из реле и лампочек на 12 В. Лампы дают нагрузку на АКБ и разряжают ее до определенного предела, реле в свою очередь отключает схему в момент этого предела, а потом включает “моргалку”, когда АКБ снова зарядится до нужного уровня.

Основной принцип “моргалки” для десульфатации аккумулятора таков: заряд должен быть не более 10% от емкости АКБ и напряжение должно быть в пределах 13,1 – 13,4 В. За напряжением можно следить вручную с помощью включенного в сеть вольтметра, а можно подключить еще одно, вспомогательное, реле, которое будет контролировать заданное напряжение.

Обычно режим пульсации схемы такой: 4,3 секунды идет разряд с током в 1 А, затем идет 3 секунды заряд в 5 А.

Поскольку лампочки нагрузки включаются и выключаются попеременно, то схема как бы “моргает”, поэтому она и получила в простонародье название “моргалка”.

Как произвести десульфатацию необслуживаемого аккумулятора

Самодельное устройство для десульфатации аккумулятора

Десульфатация или очищение пластин от солей серной кислоты продлит жизнь вашей аккумуляторной батареи, но, к сожалению, ненадолго.

Необслуживаемая АКБ десульфатации не поддается по той простой причине, что заливных отверстий в ней нет, а значит нельзя проверить уровень и плотность электролита.На практике емкость аккумулятора просвечивается фонариком, определяется уровень жидкости, делается отверстие выше этого уровня, через это отверстие доливается дистиллированная вода шприцем. По окончании работ отверстие запаивается.

Так же необслуживаемый аккумулятор можно попробовать восстановить схемой для цикличной разрядки и зарядки, в ряде случаев это помогает.Кальциевую АКБ тоже можно отнести к разряду необслуживаемых, но по иной причине.

В таких батареях на ряду с сульфатом свинца образуется сульфат кальция (свинцовые пластины легированы слоем кальция, что дает таким батареям ряд преимуществ), который в свою очередь “загипсовывает” пластины, а в последствии и пространство между ними. Если все-таки провести десульфатацию кальциевого аккумулятора, то сульфат кальция растворится вместе со слоем намазки.

Подведем небольшой итог.

Что нам дает десульфатация для аккумулятора? Очищение пластин от солей серной кислоты продлит жизнь вашей аккумуляторной батареи, но, к сожалению, ненадолго. В любом случае, если ваш аккумулятор засульфатизировался, это верный признак того, что он уже исчерпал свой ресурс и имеет ли смысл восстанавливать АКБ — решать вам.

 

Источник: https://mytopgear.ru/interesting/ee/desulfatatsiya-akkumulyatora-zaryadnyim-ustroystvom/

Обслуживания аккумуляторов

Для правильного обслуживания аккумулятора важно знать причины, из-за которых может снизиться производительность: одной из них является сульфатация, которая может ухудшить характеристики аккумулятора вплоть до полной непригодности.К сульфатации аккумулятора могут привести многие причины, но главной является длительное неиспользование аккумулятора, из-за чего аккумулятор подвергается саморазряду.

Кроме того, непрерывно увеличивающееся количество устройств в современных транспортных средствах, которые продолжают потреблять энергию после выключения двигателя, например, системы сигнализации, может привести к постепенной разрядке аккумулятора, а затем создать условия для сульфатации.

Вследствие чего появилось понятие десульфатации – это процесс, который позволяет вернуть аккумулятор в рабочее состояние, увеличивая срок его службы и исключая необходимость преждевременной замены

Сульфатация 

Во время разрядки свинцовые пластины (электроды) реагируют с кислым раствором электролита, в результате чего образуются кристаллы сульфата свинца. Эти кристаллы оседают на поверхности пластин, препятствуя правильному протеканию электрохимического процесса, что вызывает ухудшение характеристик аккумулятора; эта ситуация обозначается термином «сульфатация».

Зарядка аккумулятора должна привести к резорбции этих кристаллов в раствор электролита, восстановив нормальные условия, но чрезмерное накопление кристаллов затрудняет их растворение и ухудшает рабочие характеристики аккумулятора.

Неиспользуемая в течение длительного времени батарея разряжается

Кристаллы оседают на пластинах, таким образом воздействуя на их работоспособность. 

Десульфатация — recovery

Под термином «десульфатация», таким образом, подразумевается принудительный процесс, который восстанавливает начальную плотность раствора электролита, подавая особые импульсы тока, которые расщепляют эти кристаллы (разрывая молекулярные связи между ионом свинца и ионом кислого сульфата) позволяя аккумулятору восстановить свое состояние.

Зарядное устройство TELWIN с функцией RECOVERY для десульфации  решит данную проблему 

и восстановит нормальный режим работы.

Когда зарядка закончена, батарея полностью готова к использованию.

Для соответствующего обслуживания батареи вашего транспортного средства, откройте для себя продукцию TELWIN с функцией RECOVERY, то что лучше всего соответствует вашим потребностям.  

T-charge 12

T-charge 12 Evo

Pulse 30

Pulse 50

Doctor 50

Doctor 130

Doctor Start 330

Doctor Start 630

Источник: https://www.telwin.com/ru/telwin-academy/carica-e-avviamento/desolfatazione/

Сульфатация пластин аккумулятора. Что это? | Прием аккумуляторов в Санкт-Петербурге по лучшим ценам

Сульфатация – это процесс, во время которого на поверхности аккумуляторных электродов появляется сернокислый свинец, постепенно покрывающий всю поверхность пластин.

Кристаллы сульфата предотвращают полный заряд и отдачу необходимого количества энергии, в следствии чего падает ёмкость и понижаются электрохимические показатели аккумуляторной батареи.

Если Вы слишком поздно заметили процесс сульфатации, тогда аккумулятор подлежит неизбежному и немедленному «походу на свалку».

 

Признаки сульфатации пластин аккумулятора:

  • Большое внутреннее сопротивление АКБ. Этот симптом является наиболее объективным. Естественно, что сопротивление батареи в домашних условиях померить сложно. Но оценить его можно во время зарядки. В этом случае практически невозможно выставить номинальный зарядный ток, или для этого приходится поставить регулятор на максимальные положения. Напряжение заряда при этом, может достигать 20 В.;
  • Низкая плотность электролита;
  • Раннее закипание аккумулятора при заряде;
  • Изменение цвета положительных пластин. Этот признак можно определить только у обслуживаемых аккумуляторов. Для этого нужно выкрутить на банках пробки и через отверстия будут видны «сетки». Пластины подверженные сульфатации будут иметь светло-коричневый цвет.

Восстановление АКБ

Сразу отметим, что реанимировать можно далеко не всякую батарею. Если аккумулятор долгое время находился в разряженном состоянии и сульфатация застарелая, то снять ее практически невозможно. И даже когда автолюбитель своевременно заметил описанные выше признаки и сразу приступил к восстановлению батареи, нельзя гарантировать положительный результат. Прежней емкости уже не будет.

Однако, как показывает практика, процент восстановленных АКБ достаточно велик. Попробовать можно. И для тех, кто решиться это сделать, есть несколько способов устранения сульфатации.

Зарядка импульсным током

Является, пожалуй, самым передовым и простым способом. Суть его заключается в периодическом  изменении зарядного тока, от нуля до максимального значения. В результате происходит постепенное разрушение крупных кристаллов налета сульфата свинца. Таким образом, восстанавливается электрическая проводимость между пластинами. Это делает возможным впоследствии зарядить аккумулятор постоянным током.

Этот способ подходит для батарей с сильной сульфатацией. Однако есть и недостатки. Здесь требуется специальное зарядное устройство, способное выдавать импульсный ток большой величины, или достаточно серьезные навыки и познания в области электротехники.

Длительный заряд малым током

Устранение сульфатации этим способом, возможно только при незначительном налете на пластинах. Последовательность действий следующая:

  1. Неисправный аккумулятор доливают дистиллированной водой на 3-4 мм выше нормального уровня;
  2. На зарядном устройстве устанавливают номинальный ток;
  3. Заряд аккумулятора продолжают до начала газообразования;
  4. Как только батарея «закипит», зарядное устройство выключают на полчаса;
  5. Уменьшают ток в 10 раз и снова заряжают до усиленного газообразования;
  6. После этого – снова перерыв 20 минут и опять заряд током 1/10 от номинала;
  7. Пункт 6 повторяют до тех пор, пока плотность электролита не достигнет нормального значения.

Этот способ достаточно прост и эффективен. Правда требует большого терпения, так как для получения положительного результата иногда необходимо несколько суток.

Глубокие разряды малыми токами

Этому способу уже более полувека и в народе он более известен как «заряд – разряд». Позволяет устранить даже довольно старую сульфатацию. Суть его состоит в проведении нескольких циклов зарядов номинальным током, с последующим разрядом – малым. В результате создаются условия для включения в работу более глубоких слоев активной массы пластин. А это, в свою очередь, вызывает отпадание сульфата свинца.

Сначала неисправный аккумулятор заряжается током равным 0,2Q (Q-номинальная емкость аккумулятора). То есть, к примеру, для 55-го аккумулятора это значение будет 11 А. Заряд длиться до того момента, пока напряжение на батарее не достигнет 14,4 В., после чего ток снижают до 0,05Q. Необходимо постоянно следить за плотностью электролита и напряжением на клеммах. Как только они будут оставаться постоянными в течение получаса, заряд прекращают на 1 час.

По истечению этого промежутка времени, батарею вновь заряжают током 0,05Q, до момента ее «закипания». При этом напряжение на клеммах должно перестать меняться. Снова делаем часовой перерыв. И так несколько раз, до тех пор, пока батарея не начнет «кипеть» через 2-3 мин., после начала заряда. Как только это произойдет, аккумулятор нужно будет разрядить током 0,02Q, до напряжения не ниже 10,5 В. В качестве нагрузки лучше всего использовать подходящую лампу накаливания.

Итак, как только разряд будет закончен, полный цикл можно считать завершенным. Для восстановления их потребуется 7-8. Процесс это длительный, с каждым разом заряжаться и разряжаться АКБ будет все дольше. Правда, совсем необязательно делать это непрерывно. На ночь работы можно прекращать.

Источник: http://xn--80aehlmahedvacnj2anb1t.xn--p1ai/node/25

Диагностика и устранение сульфатации аккумулятора

Дата: Nov 07

 Мэдди Филлипс (Maddy Phillips), ведущий специалист NOCO

Что такое сульфатация аккумулятора?

Сульфатация аккумулятора — это процесс образования кристаллов сульфата свинца на аккумуляторных элементах. Небольшая сульфатация имеет место в течение всего срока службы аккумулятора. Быстрая сульфатация может происходить в случае продолжительного хранения, перезаряда или недозаряда аккумулятора.

Чем больше сульфата накапливается на аккумуляторном элементе, тем менее эффективным становится аккумулятор.

Сульфтация — основная причина неисправностей свинцово-кислотных аккумуляторов на ранних этапах эксплуатации, она может привести к одному из следующих последствий: потеря пусковой мощности, увеличение времени зарядки, перегрев электрической системы транспортного средства, уменьшение периода работы между зарядками и в конечном итоге сокращение срока службы аккумулятора.

Как предотвратить сульфатацию аккумулятора?

Если вы хотите сэкономить время и деньги, максимально увеличив предполагаемый срок службы аккумулятора, проводите профилактику чрезмерной сульфатации. Для этого свинцово-кислотный аккумулятор нужно регулярно заряжать, по возможности до полного заряда, не оставлять незаряженным и неиспользуемым в течение продолжительного периода.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что лучше калина или ваз 2112

На рисунке слева изображено интеллектуальное зарядное устройство NOCO Genius G7200 7,2A — идеальный инструмент для поддержки аккумулятора. Чем меньше вы поддерживаете аккумулятор, тем быстрее кристаллы сульфата свинца образовываются и накапливаются на пластинах аккумулятора.

Сульфатированный аккумулятор можно восстановить, если быстро выявить и устранить проблему.

Как определить, что аккумулятор сульфатирован?

Если аккумулятор сульфатирован, вы начнете замечать, что его эффективность снижается. Самый частый признак сульфатированного аккумулятора — это то, что он плохо заряжается или не заряжается вообще. Если вам кажется, что электроприборам не хватает силы тока (слабое кондиционирование, слабый свет фар), то это серьезный признак сульфатации аккумулятора.

Если аккумулятор садится намного раньше, чем вы того ожидаете, велика вероятность того, что причина в сульфатации. Проверить напряжение аккумулятора можно с помощью мультиметра. Если напряжение менее 12,6 вольт, значит аккумулятор недозаряжен, возможно в результате сульфатации. Также можно осмотреть элементы аккумулятора на предмет сульфатации.

Для этого нужно открыть аккумулятор (рекомендуем делать это на защищенной поверхности в хорошо проветриваемой зоне). Аккуратно снимите пробки с верхней поверхности аккумулятора, используя отвертку с плоским шлицом. Вы должны иметь возможность заглянуть внутрь каждого отверстия и увидеть элементы аккумулятора, разделители и уровень электролита.

Элементы и разделители сульфатированного аккумулятора обычно серые и грязные, их тяжело отличить друг от друга. Если аккумулятор в хорошем состоянии, серебристые свинцовые элементы чистые и хорошо отличимы от черных разделителей. На рисунке ниже показано, как выглядит сульфатация аккумулятора.

Как устранить сульфатацию аккумулятора?

Сульфатация бывает двух видов: обратимая (мягкая) и необратимая (жесткая). При обнаружении на достаточно ранней стадии аккумулятор с мягкой сульфатацией можно легко восстановить. С интеллектуальными зарядными устройствами NOCO G3500, G7200, G15000 и G26000 устранить сульфатацию аккумулятора очень просто. Ниже представлена пошаговая инструкция по десульфатации аккумулятора с помощью интеллектуальных зарядных устройств NOCO.

Подготовьте оборудование. Подсоедините зажимы. Полностью зарядите аккумулятор. Включите режим восстановления.
Поднимите капот и найдите аккумулятор. Включите зарядное устройство NOCO и убедитесь в том, что у него есть 12-вольтовый режим восстановления (только в моделях G3500, G7200, G15000, G26000). Подсоедините зарядное устройство NOCO Genius к аккумулятору с помощью зажимов или установите перманентное соединение с помощью круглых клемм. Сначала всегда подключайтесь к отрицательному полюсу (-), потом — к положительному (+). Для оптимального результата перед использованием 12-вольтового режима восстановления аккумулятор должен пройти полный цикл зарядки. Активируйте 12-вольтовый режим восстановления на зарядном устройстве Genius и оставьте его подключенным к аккумулятору до тех пор, пока не включится режим ожидания (загорится оранжевый светодиод возле значка питания). Восстановление может занять до 4 часов.

Источник: https://www.jumpstarters.ru/blogs/Stati/sulfation-diagnosis

Сульфатация аккумулятора — что это такое?

Сульфатация – это одна из самых основных и распространённых причин поломки автомобильных аккумуляторных батарей. Под воздействием сульфатации свинцовая батарея утрачивает свою ёмкость, в результате чего она начинает быстро разряжаться и становится непригодной.

К сожалению, не многие автомобильные владельцы знают, что это за процесс. А то, как остановить её пагубное воздействие на аккумулятор и подавно знают единицы.

Но всё же сульфатацию можно не только устранить, но и предотвратить! В данном обзоре мы осветим методы борьбы с сульфатацией свинцовых аккумуляторных пластин и то как можно предотвратить её появление.

Как определить сульфатацию аккумулятора?

Открыв капот автомобиля, внимательно осмотрите источник питания и контактные пластины вашей аккумуляторной батареи. Если Вы заметили на клеммах неестественные образования коричневатого оттенка, то это и есть явный признак сульфатации.

Очередным признаком сульфатации является разбухание пластин и появление на них грязновато-белых пятен. Собственно, любое видоизменение внешнего вида вашей батареи уже говорит о признаках сульфатации.

Сам процесс окисления и кристаллизации внутренних пластин батареи привод к высокой степени сопротивления внутри неё.

В данном случае происходит резкое повышение нормального сопротивления, что неизбежно приводит к тому, что батарея начинает моментально закипать. Если проигнорировать этот факт, то спустя некоторое время аккумуляторная батарея совсем перестанет функционировать. Сульфат по определению не может проводить реакцию, ведь он – естественный блокиратор. О высокой степени сульфатации электролита могут говорить следующие показатели:

— резкое понижение ёмкости батареи;

— температурные скачки электролита при старте двигателя;

— повышенная степень газовыделения и изменение цвета электролита. Как ликвидировать сульфатацию внутри батареи? Устранить сульфатацию можно только на самых начальных этапах её образования. В данном случае способна выручить лишь разовая разрядка-зарядка аккумулятора.

Причины сульфатации аккумулятора

Сульфатация пластин возникает в случае оставления аккумуляторной батареи в разряженном или недоразряженном состоянии. После на пластинах начинает появляться крупнокристаллический свинец. Большие кристаллы сульфата свинца влияют на прохождение химических реакций внутри аккумулятора, в результате чего его ёмкость значительно снижается.

Основные причины сульфатации

1.Недостаточный заряд аккумулятора и непридерживание систематического расписания проверок уравнительным зарядом. При частой частичной подзарядке аккумулятора не происходит глубокого перемешивания кислотного состава, а это в свою очередь ведёт к неизбежной сульфатации. В эксплуатационных условиях сложно определить момент начала сульфатации.

Только периодические проверки аккумулятора уравнительным зарядом, сравнение плотности электролита и напряжения в каждом элементе батареи позволяют диагностировать наличие сульфатации на ранних сроках и принять все возможные меры для её немедленного искоренения.

2.Хранение частично или не полностью разряженной аккумуляторной батареи. В данном случае свинцовый налёт затвердевает на пластинах и закупоривает поры активной массы. Здесь необходимо заряжать аккумулятор сразу же после его полного разряда и не оставлять полностью разряженным более чем на сутки и только при плюсовых температурах.

3.Недостаточный уровень кислотного электролита в ёмкости. В случае обнажения верха свинцовых пластин, они начинают поражаться сульфатацией.

4.Добавление кислоты. Если аккумуляторные пластины уже подверглись сульфатации, то добавление в банки кислоты только ускорит и усилит её процесс.

5.Электролит высокой плотности. Если плотность электролита после зарядки аккумулятора увеличивается, то вероятность сульфатации возрастает и над её устранением придётся потрудиться гораздо больше. Если в батарее имеется хотя бы один элемент с плотностью электролита, превышающей норму более чем на 0,015 г/см, процент вероятности сульфатации в нём увеличивается.

6.Высокая температура. На ускорение процесса сульфатации влияют и высокие температуры, в особенности, если аккумулятор частично разряжен и стоит без действий. У всех элементов, с подверженными сульфатации пластинами, показатели плотности электролита и напряжения заметно занижены. Они лишь частично могут конвертировать электрическую энергию в химическую реакцию при заряде. Они лишь частично преобразуют электрическую в химическую при заряде.

Отрицательные пластины под сульфатацией на ощупь схожи со слоистыми структурами. Если потереть частичку такой пластины между пальцами, то можно почувствовать её твердозернистый состав, схожий на песок. Осматривать пластины нужно только после нормальной зарядки батареи, ведь незаряженные пластины всегда отчасти сульфатированы.

Хорошая, полностью заряженная свинцовая пластина отрицательного заряда на ощупь пориста и упруга, она издаёт металлический звук при резком взаимодействии с твёрдыми предметами, например ножом. Положительная пластина, подверженная сульфатации, отличается от «здоровой» цветом, у неё светло-коричневый оттенок.

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Прочитав эту статью Вы узнаете, как можно избавиться от сульфатации пластин автомобильного аккумулятора. Но прежде чем мы раскроем перед вами все секреты, давайте узнаем, что же такое сульфатация?

Сульфатация — это процесс, в результате которого поверхность аккумуляторных пластин покрывается сернокислым крупнокристаллическим свинцом в виде белого налета. Говоря более простым языком – это окисление и кристаллизация. В конечном итоге, сульфатация становится причиной проблем с зажиганием, и батарея выходит из строя.

Чтобы выявить сульфатацию, необходимо открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть контактные пластины и источник аккумулятора. Коричневатые образования на «минусе» и «плюсе» — это и есть первичные признаки сульфатации. Разбухание, появление белых пятен, а также любое изменение внешнего вида пластин аккумулятора говорит о сульфатации.

Сульфатация повышает сопротивление внутри аккумуляторной батареи. Этот процесс способствует быстрому закипанию батареи, и приводит ее в негодность.

Методы десульфатации пластин аккумулятора

Первый метод, это ручной способ, при котором можно избавиться от сульфатации пластин. Необходимо произвести полную зарядку аккумулятора, довести плотность электролита до 1,285 г/см3, при этом доливая электролит немного более высокой плотности — 1,4 г/см3.

Чтобы уменьшить плотность электролита, добавьте дистиллированную воду. После полной зарядки, батарею нужно начать разряжать, подключив к ней лампу накаливания мощностью в 5 ампер: довести напряжение батареи до 10.2 В (что соответствует напряжению в 1.7 В в каждой отдельной банке батареи).

Именно такая процедура может спасти батарею от замены. Ее минус является то, что, во-первых, Вам потребуется какое-то зарядное-устройство, а во-вторых необходимо будет постоянно контролировать параметры аккумулятора. Если необходимо, повторите процесс зарядки-разрядки еще пару раз.

Для зарядки-разрядки аккумуляторных батарей лучше использовать импульсные устройства серии Зевс. Данные устройства обеспечивают заряд аккумулятора полностью в автоматическом режиме.

Второй метод автоматический. В этом случае, все что Вам понадобится, это приобрести зарядно-десульфатирующее устройство серии Зевс-Д и запустить на нем соответствующий метод. В этом случае устройство сделает все самостоятельно в автоматическом режиме.

В этом устройстве, для проведения десульфатации применяется заряд-разряд аккумулятора методом реверсивных токов.

Наша компания производит целый ряд устройств для обслуживания аккумуляторных батарей. Вся продукция производства нашего предприятия выполнена по высоким технологиям, что способствует бесперебойной его эксплуатации долгое время.

В каталоге нашего сайта представлены зарядные, зарядно-разрядные и десульфатирующие устройства различных характеристик.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

Источник: http://www.4akb.ru/stati/kak-izbavitsya-ot-sulfatatsii-plastin-akb/

Сульфатация аккумулятора

ПОДБОР АККУМУЛЯТОРА ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ

ПОДБОР АККУМУЛЯТОРА ПОД АВТОМОБИЛЬ

Сульфатация аккумулятора — это процесс образованиz на пластинах аккумулятора пленки белого цвета, состоящей из сульфата свинца.

Эта пленка покрывает пластины, препятствуя взаимодействию активной массы с электролитом, тем самым снижение эффективности аккумулятора, которая выражается в уменьшении емкости аккумулятора.

В результате сульфатации аккумулятор не может выдавать необходимый ток и принимать заряд. Помимо этого сульфатация увеличивает внутреннее сопротивление аккумулятора.

Как определить сульфатацию аккумулятора

Аккумулятор с сульфатацией быстро разряжается, из-за сниженной емкости. При зарядке у такого аккумулятора плотность электролита не будет достигать необходимой нормы, несмотря на то, что напряжение достигнет нормы быстро. Также при зарядке начнется активное газовыделение, выраженное обилием пузырьков.

Как устранить сульфатацию аккумулятора

Убрать сульфатацию аккумулятора можно, но только на начальных стадиях образования. Убирают сульфатацию путем цикла заряда-разряда АКБ. Для этого аккумулятор заряжают на 100% малым током (до 2А) и сразу разряжают током не более 5 ампер.

Как правило, для этого хватает автомобильной лампочки, которую подключают к выводам АКБ. При достижении напряжения у АКБ 10В, аккумулятор снова полностью заряжают малым током. Такую процедуру повторяют до тех пор, пока время разряда не станет долгим.

Не стоит пытаться реанимировать аккумулятор после 5 попыток — если результат вас не устраивает, то лучше данный аккумулятор сдать в утиль.

Источник: http://akb-darom.ru/vse-o-akb/sulfatacia-akkumulyatora.html

Десульфатация аккумулятора — от АЕТ.ua

Одно из самых страшных состояний свинцовых пластин, это сульфатация. Её можно успешно избегать, защищая кислотный источник питания от частичного и глубокого разряда. Но полностью защититься от сернокислого свинца покрывающего электроды практически невозможно.

Рано или поздно практически любой владелец аккумулятора сделанного по проверенной технологии жидкого электролита нуждается в десульфатации.

Как это правильно сделать, чтобы добиться желаемого результата и не уничтожить дорогой расходный материал, расскажет грамотный специалист компании АвтоЕвроТрейд. 

Предварительная подготовка 

Любой аккумулятор рассчитан изначально на циклическую работу, многократно накапливать и отдавать электрический заряд. Но, из-за такого состояния на пластинах и активной массе могут постепенно накапливаться сульфаты.

Для их разрушения необходимо подготовить специальное зарядное устройство. Можно обойтись и обыкновенным, но с настраиваемыми функциями.

И так, для того чтобы провести десульфатацию, необходим сам аккумулятор, зарядное устройство, ареометр и мультиметр для проверки уровня заряда. 

Суть процесса очень простая, превратить кристаллы сульфатов обратно в жидкое состояние, то есть в серную кислоту. Для этого и потребуется придерживаться рекомендуемого специалистом АвтоЕвроТрейд следующего алгоритма. 

Электрическая десульфатация 

Необходимо на клеммы источника питания подавать поочерёдно небольшой ток заряда. Достаточно 10% от номинальной ёмкости источника питания. Заряд подаётся в течение 12 часов, потом источник питания остаётся без внимания сутки. И процесс повторяется ещё раз. После каждого цикла, перед началом следующего, необходимо проверять плотность электролита, и сколько выдаёт вольт АКБ на клеммах. 

Как только плотность электролита максимально близка к показателю 1,29, процесс десульфатации можно считать успешным. На клеммах, при этом мультиметр должен показать 13,8 вольт. Но, не стоит рассчитывать на 100% успех, чаще всего избавить от сульфатов получается только часть пластин, но и этот результат тоже можно смело считать успешным. Так как в противном случае корпус отправился бы в утиль. 

Химический процесс 

Перед началом работ необходимо безопасно слить из всех банок электролит. Он больше не потребуется, но это не повод сливать его в землю или в канализацию. Батарею установить на ровную и прочную поверхность.

В качестве химического реагента необходимо взять обычную пищевую соду. На 100 мл дистиллированной воды потребуется столовая ложка белого порошка. Жидкость довести до кипения, и горячей (60-70 градусов), залить в банки с поражёнными пластинами.

Оставить на час, а потом промыть несколько раз дистиллированной водой.

После этого залить свежий электролит и попробовать зарядить аккумулятор обычным способом. Как правило, в большинстве случаев химический способ помогает избавиться от большей части сульфатов. 

Важно: у химического способа есть один глобальный недостаток. Во время переворачивания корпуса, если на дне его имеется мусор, кусочки активной массы, они могут послужить причиной последующего короткого замыкания. По этому, специалисты рекомендуют использовать его только в крайнем случае. 

Если всё получилось 

Не стоит сильно радоваться. Данный метод только даёт отсрочку примерно в 6 месяцев. После его окончания уставший и повреждённый химически аккумулятор всё равно начнёт стремительно умирать. И лучшим решением будет отдать его корпус на переработку, и купить со скидкой новый, более качественный и долговечный источник питания.

Источник: https://aet.ua/articles/desulfataciya-akb.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по автомобилям