Как пользоваться центильными таблицами

Центильные таблицы или какой малыш будет завтра

как пользоваться центильными таблицами

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЦЕНТИЛЬНЫМИ ТАБЛИЦАМИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей.

Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей.

Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом.

Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития.

Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

· длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);

· вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);

· окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);

· окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

показатель коридоров центили область величин встречается у здоровых детей рекомендации оценка развития 1 и ниже до 3 очень низкая в 3% случаев Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. низкое 1–2 3–10 низкая в 7% случаев Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов.

гармоничное, ниже среднего 2–3 10–25 ниже среднего в 15% случаев Не нуждается в дополнительных обследованиях гармоничное, соответствующее возрасту 3–6 25–75 средняя в 50% случаев 6–7 75–90 выше среднего в 15% случаев 7–8 90–97 высокая в 7% случаев Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья.

гармоничное, опережающее возраст 8 и за пределами коридора выше 97 очень высокая в 3% случаев Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. опережающее возраст

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально.

Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину.

Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек — фотогалерея

Рост и вес девочек Окружность груди и головы девочек Пропорциональность роста и веса девочек

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития мальчиков — фотогалерея

Источник: https://vk.com/@baby_ar-centilnye-tablicy-ili-kakoi-malysh-budet-zavtra

Открытая научно-практическая конференция «Исследователь нового века» (стр. 3 )

как пользоваться центильными таблицами

Определение гармоничности физического развития

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи.

Данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей – в зависимости от возраста.

При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Физическое развитие считается:

— Гармоничным, и соответствующим возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределахцентиля.

— Гармоничным, опережающим возраст — если полученные результаты соответствуютцентилю.

— Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят о негармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления[10,11].

Рис. 8 Развитие гармоничности развития ребенка по центильным таблицам.

Рис. 9 Уровень физического развития учеников, определенный расчетным методом

Обработка результатов и выводы: Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка показало, что в классе 30,77% учеников имеют гармоничное развитие (среднее, вышесреднее, нижесреднее), 53,84% учеников имеют дисгармоничное развитие с ИМТ разной степени, 11,54% учеников – с дисгармоничным развитием с ДМТ II степени (рис.8).

Оценка физического развития учеников с использованием расчетных индексов Кетле и ИНр дало следующие результаты: в классе с гармоничным физическим развитием 50% учеников, с высоким физическим развитием – 23,07%, с низким физическим развитием – 26,92% (рис.9).

По нашему мнению, использование центильных таблиц (которыми пользуются педиатры в нашей стране) позволяет повысить точность оценки физического развития у детей и подростков.

Заключение

1.В результате проведенных исследований выяснили, что при оценке показателей индивидуального здоровья учащихсялет в нашем классе выявлено у 5 учеников плоскостопие 1 и 2 степени (27,6%), у 2 учеников изменения осанки (9,5%) и у 7 учеников (29%) учеников функциональное состояние дыхательной системы не соответствуют половозрастным нормам (по показателям пробы Штанге и Генчи).

Эти результаты в основном соответствуют данным медосмотров наших учеников, проведенных медицинскими работниками. Следовательно, используя методику , , можно оценить показатели индивидуального здоровья учащихся по некоторым параметрам. Субъективная оценка состояния здоровья показала, что среди моих одноклассников на первом месте заболевания дыхательной системы.

Затем плоскостопие и нарушения осанки.

2. При оценке соматометрических показателей (роста, массы) учеников, используя центильные таблицы, выявили, что в классе только 30,77% с гармоничным физическим развитием. Этот невысокий результат можно объяснить тем, что в этом возрасте у мальчиков и девочек разный темп физического развития.

Исходя из выше изложенного, я призываю всех задуматься о своем состоянии здоровья и срочно начать принимать меры к устранению выявленных дефектов.

Список литературы

1.  , , Гущина практикум школьника: Учебное пособие для учащихся.- Самара: Корпорация «Федоров», изд. «Учебная литература», 2005.-304 с.

2.  Коростелев о здоровье. – Москва: Медицина, 2005

3.  Усов ребенок: Справ. педиатра.-2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Беларусь, 1994. – 446 с.: ил.

4.  http://www. who. int/ru/

5.  http://www. likar. info/

6.  http://www. *****/

7.  http://www. *****/

8.  ***** › doctor917.html , к. м.н., врач общей практики, фармаколог

9.  *****›Клубы›health/blog/5718 (RU),

10.  СПОСОБ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

11.  http://www. koipkro. *****/galich/mo/Lists/List11/1.aspx

мониторинг состояния физического развития

Приложения 1

Рис.11-13 Определение формы стопы по отпечатку

Приложение 2

Центильный метод

Лучший способ оценки физического развития с помощью центильных таблиц, он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы широко применяется за рубежом с конца 70-х годов XX века.

Центильные таблицы — представляют собой своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. В приложении приведены таблицы для таких антропометрических показателей как рост, вес.

Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными. Если полученные результаты соответствуютцентилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 — о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 — как высокое.

Таблицы из «Справочника педиатра» под ред. (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. и (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. (М., Гэотар-Медиа, 2008).

Масса тела мальчиков, кг

Возраст Центили
3 10 25 50 75 90 97
10 лет 24.0 25.0 27.5 29.5 34.3 38.5 39.8
11 лет 26.7 29.0 30.0 33.8 40.0 45.9 52.6
12 лет 30.9 33.2 35.4 41.0 44.2 52.0 61.3

Масса тела девочек, кг

Возраст Центили
3 10 25 50 75 90 97
10 лет 20.0 25.0 27.3 29.8 32.0 35.1 40.7
11 лет 25.0 26.7 29.0 32.0 37.0 44.2 51.0
12 лет 26.1 29.8 32.8 38.5 42.5 47.0 53.4

Длина тела (рост) мальчиков от 0 до 17 лет, см

Возраст Центили
3 10 25 50 75 90 97
10 лет 132.3 135.0 138.0 142.0 145.8 148.5 151.8
11 лет 133.1 136.1 139.5 144.5 148.5 151.5 154.9
12 лет 140.5 144.0 147.8 152.0 156.8 161.5 162.5

Возраст Центили
3 10 25 50 75 90 97
10 лет 130.5 132.5 136.0 141.5 144.0 148.1 150.0
11 лет 134.0 135.5 139.9 144.0 149.1 152.8 155.5
12 лет 132.7 140.0 146.0 151.3 157.4 160.2 168.3

Таблица 6. Схема оценки физического развития детей по центильным таблицам

ИМТ 1 ст — избыток массы тела 1-й степени

ДМТ II ст. — дефицит массы тела 2-й степени

Диагноз задержки роста или высокорослости устанавливается на основании сравне-ния его показателей со средними по росту или возрасту показателями:

1.  Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±1,5 σ и входят в интервал 25-75-й процентили.

2.  Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

3.  Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

4.  Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

5.  Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3

Источник: https://pandia.ru/text/79/095/53958-3.php

Малый рост: 4 повода порадоваться, если ты невысокий

как пользоваться центильными таблицами

Для определения физических отклонений в развитии человека врачи пользуются так называемыми центильными таблицами. Согласно этим таблицам, нормальный средний рост подростка в возрасте 17 лет — между 171,05 см и 180,21 см. Отклонения в ту или другую сторону на 10 см и более требуют обследования. А в опросе, проведенном в Британии, большинство женщин указало, что рост идеального мужчины — 180 см.

Мужчины ниже 170 см разводятся в среднем на 32% реже, чем парни среднего роста. Таков вывод исследования, проведенного Нью-Йоркским университетом в 2014 году. Ученые объясняют этот факт просто: низкорослые и женятся позже других. «Будем честны, у невысокого мужчины уходит в среднем больше времени, чтобы найти подходящую партнершу. Но если он в конце концов находит себе пару, этот брак будет стоять на более устойчивом фундаменте», — утверждает автор работы Эбигейл Вейцман.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно пользоваться манометром

Учись у коротышки Не важно, какого ты роста, — не торопись к алтарю. 60% браков, заключенных младенцами (в возрасте до 20 лет включительно), со временем рушатся. Начиная с 22 лет и дальше — разрушаются только 40% браков. Почувствуй разницу и потерпи.

: 8 шагов к крепким отношениям

2. Их не берет рак

Нет, ну чтоб вот прямо «не берет» — это мы для привлечения внимания написали. Однако стоит вспомнить, что в прошлом году группа европейских ученых представила результат мета-анализа ряда исследований, проводившихся в течение долгих лет с участием в общей сложности 585 000 человек. Вывод железобетонный: чем выше человек, тем больше риск, что у него однажды найдут опухоль.

Для примера — данные одного из исследований из этого метаанализа. Сотрудники Университета Бристоля изучили истории болезни восьми тысяч мужчин в возрасте от 50 до 69 лет и выяснили такую зависимость: каждые следующие 10 см роста — это плюс 6% к общей вероятности заполучить рак предстательной железы. Почему так происходит, ученые пока не знают.

Может, это какая-то вселенская справедливость? Или, например, в развитии рака какую-то роль играет инсулиноподобный фактор роста — белок, который влияет и на твою длину, как видно из названия.

Ну или у долговязых просто больше клеток в организме, а значит, больше вероятность, что одна из них мутирует в раковую? (Хотя постой, это лишь наше предположение, ученые над ним смеются.)

Учись у коротышки Брось сигарету и любимые жареные сосиски, но главное — больше двигайся. 47% — на столько больше риск заболеть раком у физически слабых мужчин по сравнению с теми, кто регулярно занимается фитнесом. И если тебя не впечатляет это число, значит, тебя уже ничто не спасет.

По крайней мере, так утверждает журнал PLOS ONE. В 2014 году издание рассказало такую историю: ученые 40 лет (!) наблюдали за группой из 8000 американцев японского происхождения. Считается, что японцы — нация долгожителей, вот исследователи и решили поближе присмотреться к их секретам. По ходу выяснился один побочный факт.

Да, японцы — долгожители, но высокие японцы (нет, это не оксюморон) умирают раньше остальных, даже если следят за своим весом и хроническими болезнями. Исследователи ссылаются на так называемый ген долголетия — у высоких людей он встречается реже, чем у низких.

Об открытии этого гена (а точнее, редкой мутации гена) около года назад сообщила группа испанских ученых во главе с Тимоти Пи Кэшем: указанная мутация обеспечивает пониженный уровень «плохого холестерина» в крови, следовательно, у ее носителей все в порядке с сосудами и сердцем.

Учись у коротышки Тебе будет полезно перенять пищевые привычки японцев. Это: много зелени, рис, рыба и — ты удивишься — батат вместо картошки. В сладком «картофеле» (который, конечно, никакой не картофель) много калия, витамина С, каротиноидов и клетчатки.

И, в отличие от белого картофеля, сладкий не приводит к повышению уровня сахара в крови (хотя казалось бы). Если раздобудешь батат — ешь его, как на Окинаве, в супе или просто приправив куркумой, которая еще и охраняет от рака. А не раздобудешь — вырасти на даче.

Холодоустойчивые сорта батата вызревают даже в Подмосковье, на что требуется от 90 до 110 дней.

: Made In Japan: почему японцы живут дольше нас

4. И секса у них — больше

И есть ли что-то важнее? Все, игра окончена, коротышки выиграли. В 2014 году в журнале Sexual Medicine были опубликованы результаты неоднозначного исследования венгерских ученых.

Те опросили 1146 пациентов будапештской клиники андрологии в возрасте от 25 до 45 лет; мужчины, рост которых не превышал 175 см, утверждали, будто они занимаются сексом в среднем 2,69 раза в неделю. Показатель дылд — 2,55 раза. Правда, объяснить это ученые не смогли.

Да и поверили не все — например, профессор Имре Рурик из института Дебрецена заявил, комментируя исследование, что сексуальность не зависит от антропометрических данных человека. Так что, возможно, низкие мужчины просто любят приврать. Но делать это убедительно — тут тоже талант нужен.

Учись у коротышки

Источник: https://mhealth.ru/health/organizm/4-povoda-poradovatsya-esli-ty-nevysokogo-rosta/

Развитие ребенка от 0 до года

Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни.

За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки.

Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.

Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.

Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:

— рост;

— масса;

— окружность головы;

— окружность груди;

— соотношение роста и массы.

Рост

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы:

  1. Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.
  2. Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.
  3. Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).
  4. Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

  • можно использовать прибавки роста по месяцам:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

  • врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года.

Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см.

Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25–50–75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0–3–10%, 90–97–100%.

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

  1. Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.
  2. Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами.

И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника.

Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев.

А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies®, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности.

Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

Как оценить полученный результат взвешивания:

  • можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

  • второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25–50–75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0–3–10% или 90–97–100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей.

Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0–3–10%.

Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90–97–100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25–50–75%).

Окружность головы

Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

Как оценить полученный результат:

  • прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
  • вариант второй — центильные таблицы.

Окружность груди

Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

Как оценить полученный результат:

  • прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
  • вариант второй — центильные таблицы.

У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где стоит реле стеклоочистителя

Источник: http://mvdk.ru/razvitie-rebenka-ot-0-do-goda/

Центильные таблицы физического развития для мальчиков и девочек, что такое центили, как проводится оценка

Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы).

Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела.

Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок?

Центильные таблицы физического развития — это

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:

  • роста (или длины тела);
  • веса (или массы);
  • окружности (или обхвата) головы;
  • окружности (или обхвата) грудной клетки.

Для составления центильных таблиц исследования проводятся по 4 параметрам: длине тела, массе, обхвату головы и длине окружности груди

Всепоказателиучитываютвозрастдетей, оценкеподлежативеличины, исоотношениеиходнадругой: такможноопределитьнетолько, соответствуютлирост, весидругиепоказателиребёнкаеговозрасту, ноигармоничнолиформируетсяирастётеготело.

На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.

После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.

Баллы — центильный коридор (интервал), который охватывает показатели антропометрических замеров вашего ребёнка.

Что такое центили (процентили)

Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.

К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.

В таблицы заносятся данные детей, согласно такой схемы

Фиксируются показатели:

  • третьего (либо 5);
  • десятого;
  • двадцать пятого;
  • пятидесятого;
  • семьдесят пятого;
  • девяностого;
  • девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).

Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.

Как вариант представления центильных таблиц, можно использовать графики. Центр графика — средние величины (большинство), по краям низкие и высокие значения (малочисленные).

Современные стандарты ВОЗ

В 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997–2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста).

В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.

Обязательным условием для участия было соответствие ухода за детьми правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ.

На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире.

Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детей

Данные ВОЗ о развитии детей — рост-возраст (девочки) Данные ВОЗ о развитии детей — рост-возраст (мальчики) Стандарты ВОЗ — вес, дети с рождения (девочки) Стандарты ВОЗ — вес, дети с рождения (мальчики)

Распределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиков

Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.

Длина тела — показатель системного процесса развития всего организма. Рост и гармоничное развитие детей — основной критерий состояния здоровья всего населения.

Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.

На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:

  • на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
  • до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
  • после — рост постепенно замедляется.

Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.

График: процентили роста к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Масса тела у детей — самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет.

Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)

График: процентили веса к возрасту — мальчики до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)

График: процентили окружности головы к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Распределение длины тела, веса, обхватов груди и головы по возрасту у девочек

В силу физиологических особенностей и влияния на развитие девочек женских половых гормонов, цифры в таблицах для девочек заметно отличаются от тех, что указаны в составленных для мальчиков центильных таблицах. Разница прослеживается с самого рождения. Это нормально и закономерно.

Таблица: центильная для девочек (рост)

График: процентили роста к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (вес)

График: процентили веса к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (обхват головы)

Процентили окружности головы к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (обхват груди)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — девочки от 0 до 36 месяцев

Для оценки соответствия антропометрических данных вашего ребёнка его возрасту можете пользоваться приведёнными таблицами. Но помните, что делать какие-либо выводы способен только специалист.

Как пользоваться, производить оценку по центильным таблицам

Чтобы оценить, соответствует ли развитие ребёнка его возрасту, найдите в таблице (в зависимости от пола малыша) строку, где указан его возраст — полных месяцев или лет. И, двигаясь по этой строке, остановитесь на пересечении её со столбцом, содержащим антропометрические данные (рост, либо вес или любую из окружностей — головы, груди), предварительно вами измеренные у сына или дочери.

Пользоваться центильными таблицами совсем не сложно: находите возраст своего ребёнка в столбике слева и в этой строке ищете цифры, соответствующие вашим замерам

Обнаружив искомое значение, обратите внимание, в какой колонке оно находится — к какому центильному интервалу (коридору) относится. Это значение и определяет, насколько гармонично (пропорционально) развивается ребёнок.

Таблица: интерпретация центилей

Центильные таблицы — это лишь условно-нормативная документация. Один из инструментов, упрощающих работу педиатра, но никто не ставит диагнозы, основываясь лишь на цифрах, в них указанных.

Мы не имеем морального права лечить цифры на весах. Мы лечим детей. Ребёнок, который «активно развивается и по многим параметрам физического развития заметно опережает сверстников» не нуждается в лечении — это не лечение, а психотерапия родителей.

Е. О. Комаровский, детский врач

http://letters.komarovskiy.net/pro-nedobor-vesa.html

Что делать, если показатели выше или ниже нормы

Если посредством использования центильных таблиц было выявлено несоответствие антропометрических данных ребёнка его возрастным показателям, родителям обязательно следует обратиться к участковому педиатру для выявления причины отклонений в его физическом развитии. Но помните, что далеко не всегда слишком низкий или высокий рост, к примеру, или большой или малый обхват головы и т. п. могут быть свидетельством патологии.

Причины отклонений от нормы могут быть разными:

  • генетическая предрасположенность, наследственность;
  • национальная принадлежность;
  • климат в зоне проживания;
  • особенности питания и др.

Любые нормативы, касающиеся здоровья детей, весьма относительны. Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого, отдельно взятого, ребёнка. Малыш вполне может быть совершенно здоров, весел и счастлив при самых низких и самых высоких показателях

Очень важно обращать внимание на самочувствие ребёнка: хорошо ли он спит, быстро ли утомляется, нормальные ли у него аппетит, стул, температура тела, настроение — здесь всё индивидуально.

Коль скоро дитя весёлое и энергичное, так значит, это дитя здоровое, а у здорового дитя свои нормы.

Е. О. Комаровский, детский врач

http://letters.komarovskiy.net/o-knige-vese-rebenka-i-akds.html

Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру.

Он назначит дополнительные обследования для постановки диагноза. Могут потребоваться консультации профильных специалистов. И только после этого будет поставлен диагноз и назначены терапевтические мероприятия для исправления ситуации.

Обычно, при своевременном выявлении проблемы и адекватном лечении, дети очень быстро восстанавливаются, а их показатели роста, веса и др. приходят в норму.

Центильные таблицы представляют собой один из диагностических методов, позволяющих определить соответствие физического развития ребёнка его возрасту. Но только на основании полученной с их помощи оценки невозможно поставить диагноз. Центили показывают, отсутствует проблема или существует. А определить, в чём она состоит и назначить соответствующее лечение может только врач после дополнительных обследований.

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/18871.html

Сколько должен весить ребенок в 1 год таблица: возраст, вес, рост и как пользоваться таблицей • Твоя Семья — информационный семейный портал

› Здоровье ›

28.11.2019

Каждый ребенок живет по своей индивидуальной программе роста и веса. Тем не менее, существует статистика, которая дает представление о том каким бывает средний вес детей. Также, существуют рекомендации врачей, предлагающих оптимальные значения роста, веса, и их соотношения.

Мы сравнили данные, полученные статистическим путем и рекомендации врачей, оказалось, что они практически совпадают с разницей не превышающей 3%.

Итак, данные приведенные в таблице являются оптимальными значениями роста и веса ребенка. Обратите внимание, для мальчиков и девочек значения несколько отличаются.

Таблица веса и роста грудных детей по возрастам Год + МесяцМальчикДевочкаМе­сяцВес(кг)Рост(см)Вес(кг)Рост(см)год+ мес.весроствесростмес.год+ мес.весроствесростмес.год+ мес.весроствесростмес.
Продолжение таблицы до возраста 20 лет
Калькулятор нормы веса и роста детей
Калькулятор оценки веса взрослых
Рож­де­ние 3,60 50,0 3,40 49,5
1 ме­с яц 4,45 54,5 4,15 53,5 1
2 ме­с я­ца 5,25 58,0 4,90 56,8 2
3 ме­с я­ца 6,05 61,0 5,50 59,3 3
4 ме­с я­ца 6,70 63,0 6,15 61,5 4
5 ме­с я­цев 7,30 65,0 6,65 63,4 5
6 ме­с я­цев 7,90 67,0 7,20 65,3 6
7 ме­с я­цев 8,40 68,7 7,70 66,9 7
8 ме­с я­цев 8,85 70,3 8,10 68,4 8
9 ме­с я­цев 9,25 71,7 8,50 70,0 9
10 ме­с я­цев 9,65 73,0 8,85 71,3 10
11 ме­с я­цев 10,0 74,3 9,20 72,6 11
1 год ровно 10,3 75,5 9,5 73,8 12
1 год, 1 мес я­ц 10,6 76,8 9,8 75,0 13
1 год, 2 мес я­ца 10,9 78,0 10,1 76,1 14
1 год, 3 мес я­ца 11,1 79,0 10,3 77,2 15
1 год, 4 мес я­цев 11,3 80,0 10,6 78,3 16
1 год, 5 мес яцев 11,5 81,0 10,8 79,3 17
1 год, 6 мес яцев 11,7 82,0 11,0 80,3 18
1 год, 7 мес яцев 11,9 83,0 11,2 81,3 19
1 год, 8 мес яцев 12,1 83,9 11,4 82,2 20
1 год, 9 мес яцев 12,2 84,7 11,6 83,1 21
1 год, 10 мес яцев 12,4 85,6 11,7 84,0 22
1 год, 11 мес яцев 12,3 86,4 11,9 84,9 23
2 года ровно 12,7 87,3 12,1 85,8 24
2 года, 1 мес я­ц 12,8 88,1 12,2 86,7 25
2 года, 2 мес я­ца 13,0 88,9 12,4 87,5 26
2 года, 3 мес я­ца 13,1 89,7 12,5 88,4 27
2 года, 4 мес я­ца 13,2 90,3 12,7 89,2 28
2 года, 5 мес яцев 13,4 91,1 12,9 90,0 29
2 года, 6 мес яцев 13,5 91,8 13,0 90,7 30
2 года, 7 мес яцев 13,6 92,6 13,1 91,4 31
2 года, 8 мес яцев 13,8 93,2 13,3 92,1 32
2 года, 9 мес яцев 13,9 93,8 13,4 92,9 33
2 года, 10 мес яцев 14,0 94,4 13,6 93,6 34
2 года, 11 мес яцев 14,2 95,0 13,7 94,2 35
3 года ровно 14,3 95,7 13,9 94,8 36
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подключить сабвуфер к ресиверу

Оценка веса

Отклонение веса ребенка в пределах 6–7% от указанных в таблице — это абсолютная норма.

Большее отклонение веса до 12–14% говорит о склонности к перевесу или недовесу.

Отклонение веса свыше 12–14% говорит о легком перевесе и недовесе.

Отклонение веса свыше 20–25% говорит о перевесе и недовесе, возможно в этом случае будет полезна небольшая коррекция питания, проводимая исключительно по рекомендации врача.

Для более точной оценки веса воспользуйтесь нашим калькулятором или профессиональными центильными таблицами роста, веса или индекса массы тела.

Оценка роста

Отклонение роста ребенка в пределах 3% от указанных в таблице — это абсолютная норма.

При отклонении роста свыше 10% есть смысл проконсультироваться у врача.

Для более точной оценки роста воспользуйтесь нашим калькулятором.

Адекватная оценка роста и веса ребенка

В целом, показатели нормы для каждого ребенка свои. Примерно у 10% процентов детей показатели веса и роста будут выходить за предложенные рамки оценки и для них это будет нормой.

Следить за весом ребенка следует в первую очередь для того, чтобы вовремя обнаружить какие-либо проблемы с питанием. Например, если ребенок резко прекратил набирать вес или снизил его без видимых причин — это показатель того, что возникли какие-то проблемы. Таким образом, для полного анализа необходимо знать предысторию веса и роста конкретного ребенка.

Контроль веса и привеса также помогает оценить оптимальное питание для ребенка: перестроиться на определенный режим питания, перейти на новую смесь, нормировать потребление каши.

При оценке веса новорожденных надо помнить, что в течение первой недели жизни ребенка естественная потеря веса на 5–8% является нормальным явлением.

Источник: https://tuvasemya.ru/zdorove/skolko-dolzhen-vesit-rebenok-v-1-god-tablica-vozrast-ves-rost-i-kak-polzovatsya-tablicej

Оценка физического развития по центильным таблицам – Как пользоваться центильными таблицами для оценки физического развития ребёнка

Цель.
Научиться оцениватьпоказатели физического развития ребенка

с помощью центильных таблиц.

Материалы и
оборудование.
Центильные таблицы дляопределения уровня физического развития

детей.

Ход работы

Задание 1. Пользуясьтеоретическим введением и приведеннымниже примером научитесь пользоваться

центильными таблицами.

Теоретическое
введение.

Что такое
центильная таблица?

В настоящее времядля оценки антропометрических данныхиспользуются таблицы центильного типа(табл. 1-12). Использование их достаточнопросто и удобно.

В этих таблицах засредние, или условно нормальные величины,принимаются значения, свойственныеполовине здоровых детей данного полаи возраста – в интервале от 25-го до75-го центиля.

В полной форме центильнаяшкала представлена цифрами, отражающимизначения признака, ниже которых он можетвстретиться соответственно только у

3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство междуцифрами (коридоры) отражает тот диапазонили разнообразие величин признака,которые свойственны определенномупроценту здоровых детей данной

возрастно-половой группы.

Каждый измерительныйпризнак (длина, масса, окружности груднойклетки и головы) может соответственнобыть помещен в «свою» область или «свой»коридор центильной шкалы в соответствующейтаблице. В зависимости от того, гдерасположен этот коридор, можноформулировать оценочные суждения офизическом развитии ребенка и принимать

решения об обращении к врачу.

При этом возможны
следующие варианты:

Область или«коридор» № 1 (до 3 центиля) Область

«очень низких
величин»
,

встречающихся у здоровых детей редко(не чаще 3%). Ребенок с таким уровнемпризнака должен проходить специальноеконсультирование и, по показаниям,

обследование.

Область или«коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область

«низких
величин»
,

встречающихся у 7% здоровых детей.Показано консультирование и обследованиепри наличии других отклонений в состоянии

здоровья и развития.

Область или«коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область

величин «ниже
среднего»
,

свойственных 15% здоровых детей данного

пола и возраста.

Область или«коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля)

Область «средних
величин»
,

свойственных 50% здоровых людей и поэтомунаиболее характерных для данной

возрастно-половой группы.

Область или«коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область

величин «выше
среднего»
,

свойственных 15% здоровых детей.

Область или«коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область

«высоких
величин»
,

свойственных 7% здоровых детей. Решениео направление на обследование зависитот существа признака и состояния других

органов и систем.

Областьили «коридор» № 8 (от97 центиля и выше) Область

«очень
высоких величин»
,

свойственных не более 3% здоровых детей.Вероятность патологическойприроды изменения достаточно высока,поэто­му

требуется консультирование и обследование.

2. Как пользоваться центильными таблицами?

Длятого, чтобы воспользоваться данными

таблицы, сначала необходимо провести
все необходимые

измерения
и определить
точный
возраст
ребенка. На первом году жизни в связи сбурным ростом ребенка измерения обычнопроводят ежемесячно, а возраст определяют

так:

к 1 месяцу относятсядети от 16 дней после рождения до 1 месяца

15 дней,

к2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев

15 дней и т.д.

От1 года до трех лет измерения проводяткаждые три месяца. Годовалым считаетсяребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев

15 дней,

к 1 году 3 месяцамотносят детей в возрасте от 1 года 1

месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,

к 1 году 6 месяцам– от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7

месяцев 15 дней и т.д.

Стрех до 7 лет показатели снимают каждыеполгода, после 7 лет – каждый год.Трехлетним считается ребенок от 2 лет

9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,

к3 годам 6 месяцам относят детей в возрастеот 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней

и т.д.

за 7 лет считаетсявозраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев

29 дней,

за 8 лет – от 7 лет
6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее,
учитывая пол и возраст ребенка, определяют
коридор
,в котором находится каждая из измеренныхвеличин, делают выводы об отклонении

их от уровня «средних величин».

Полученныеданные используют также для определениесоматотипа ребенка и гармоничности его

развития.

Соматотипопределяют согласно схеме Р. Н. Дороховаи И. И. Бахрара с выделением у здоровыхдетей (то есть без ожирения и гипотрофии)следующих трех соматотипов: микросоматический(или астеник), мезосоматический (илинормостеник) и макросоматический(гиперстеник).

Отнесение ребенка к одномуиз этих соматотиповпроизводится согласно сумме номеровобластей или «коридоров» центильнойшкалы, полученных для длины тела,окружности грудной клетки и массы тела.

При сумме баллов до 10 ребенокотносится к микросоматическому типу(физическое развитие ниже среднего),при сумме

от 11 до 15 баллов –

к мезосоматическому (физическое развитиесреднее), при сумме от 16

до 21 балла –

к макросоматическому (физическое
развитие выше среднего).

Определение
гармоничностиразвития проводится на основании техже результатов центильныхоценок. В случае, если разность номеровобластей («коридоров») между любымидвумя изтрех показателей не превышает 1, можноговорить о гармоничном развитии, еслиэта разность

составляет 2 –

развитие ребенка следует считатьдисгармоничным, а если разность превышает3 и более –налицо

резко дисгармоничное развитие.

Можно также
дополнительно определить соотношение
массы и длины тела
.Оно позволяет ориентировочно(статистически) судить о состояниипитания ребенка. Для этой цели составленытаблицы, где за основу берется длина

тела (табл. 9-12).

По аналогии сцентильной шкалой, показание искомойвеличины массы тела в области 1 коридора(до 3 центиля) может говорить об «оченьнизком питании», в зоне 2 коридора (от 3до 10 центиля) – о «низкомпитании», в зоне 3 коридора –о питании«ниже среднего» и т. д.

Вместе с тем,следует помнить, что статистическаяантропометрическая оценка массы телане всегда будет совпадать с клиническойоценкой питания, т. к. не учитываетсявозраст ребенка.

Так, при параллельнойзадержке массы и длины тела статистическаяоценка будет средней или нормальной вто время, как ребенок по возрасту отстает

в физическом развитии.

С целью точногоопределения уровня физического развитиясуществует вспомогательная таблица

скрининг-диагностики

отклонений в физическом развитии,учитывающая как характеристику длинытела (роста) по возрасту, так и массытела по отношению к длине (не учитываявозраст). После того, как ребенок измерен,определяется зона нахождения данныхрезультатов («центильный коридор») ина пересечении значений длины по возрастуи массы по длине получаем (находим)формализованную оценку физическогоразвития (табл. скрининг-диагностики

13,14).

ПРИМЕР

Источник: https://ukovskaya.ru/raznoe/ocenka-fizicheskogo-razvitiya-po-centilnym-tablicam-kak-polzovatsya-centilnymi-tablicami-dlya-ocenki-fizicheskogo-razvitiya-rebyonka.html

Практическая работа № 2

Цель.Научиться оцениватьпоказатели физического развития ребенкас помощью центильных таблиц.

Материалы иоборудование.Центильные таблицы дляопределения уровня физического развитиядетей.

Физическое развитие ребенка

На физическое развитие ребенка влияет не только возрастные показатели, но и образ жизни. Данный термин предполагает изменения роста, а также развития опорно-двигательной, нервной систем, мышечной ткани, внутренних органов. Без создания надлежащих условий развитие физических параметров будет задерживаться.

Особенности физического развития детей

Для первого года жизни характерно быстрое увеличение антропометрических параметров. Они увеличивается на половину от первоначальных показателей. С рождения до 3 лет нервная и костно-мышечная системы совершенствуются.

При этом малыш становится более возбудимым, лабильным, много двигается и стремится все познать. Однако мышечная сила еще слишком мала, поэтому суставы довольно подвижны.

Если взрослые не будут уделять достаточно внимания физическому развитию малыша в этом возрасте, то этот процесс может идти неправильно.

Со временем движения становятся более целенаправленными и четкими, но скоординированы они еще недостаточно хорошо. В дошкольном возрасте (с 3 до 6 лет) рост малыша происходит равномерно. К концу этого периода тело детей увеличивается быстро. Причем также стремительно растут конечности. Объем мышц увеличивается за счет утолщения волокон. Быстрее развиваются ткани таза, ног. В школьном возрасте у детей также происходит рост и формирование двигательной системы.

В 5 лет дети имеют уже достаточно мышечной силы, но они быстро устают, поэтому не могут длительное время выполнять какие-то механические действия. Им часто нужен отдых. Созревание нервных клеток заканчивается в 6 -7 лет, но ЦНС все еще недостаточно устойчива к влиянию внешних или внутренних негативных факторов. В школьном возрасте ЦНС совершенствуется, оттачиваются новые качества и навыки.

Физическое развитие детей: таблица показателей

Чтобы знать, какие качества у детей должны развиваться в том или ином возрасте, можно рассмотреть таблицу особенностей физического становления:

В дальнейшем мышечная сила увеличивается, и ребенок учится делать более сложные движения уже достаточно длительное время. Его уже можно заинтересовать и замотивировать, тогда занятия спортом доставляют радость, малыш стремится к достижениям.

Чтобы оценить физические качества ребенка, нужно знать его основные параметры:

  1. Рост. Можно сделать вывод о развитии костного аппарата. Замеры производятся при помощи горизонтального или вертикального ростомера.
  2. Вес. Исследование лучше проводить в утренние часы натощак.
  3. Окружность груди. Здесь определяется как развитие дыхательных мышц, так и нормального развития костной системы (при патологиях могут изменятся параметры грудной клетки, происходить ее деформация). Для этого применяется измерительная лента.
  4. Сила мышц. Специальными приборами можно измерить показатели.
  5. Оценка строения тела по внешним признакам и антропометрическим данным. Для объективности должен давать заключение специалист: хирург или ортопед.

Чтобы самостоятельно оценить показатели и сделать предварительный вывод, нужно пользоваться центильными таблицами. В них показываются количественные границы тех или иных признаков у определенного процента детей выбранного возраста и пола.

Методы физического развития детей

Чтобы физические качества ребенка развивались правильно, с ним нужно заниматься. Для этого используются такие методы:

  1. Систематические физические занятия (например, утренняя зарядка). Они оказывают на ребенка многостороннее действие: укрепляют мышечную и костную ткани, развивают точность, координацию, выносливость. Выбираются они с учетом возраста и показателей здоровья ребенка.
  2. Спортивные упражнения. Хорошо, если малыш с 4-5 лет начнет посещать спортивные секции с регулярными занятиями. Помимо положительного влияния на организм крохи, такие занятия хорошо развивают волевые и положительные личностные качества.
  3. Двигательные игры. Хорошо, если при благоприятной погоде, они проводятся на свежем воздухе.
  4. Соревновательный метод. Он применяется и в дошкольном, и школьном возрасте. Очень интересен малышам, хорошо мотивирует ребенка развиваться и достигать успеха.
  5. Массаж. Регулярные курсы массажа улучшают кровообращение в мышечных тканях, помогают правильному их формированию; также массажные движения способствуют устранению патологий двигательного аппарата.
  6. Дыхательная гимнастика. Она способствует улучшение кислородного снабжения и питания тканей, вследствие чего они лучше развиваются. Еще помогает быстро восстановиться после активных упражнений.
  7. Посещение бассейна. Плавание положительно влияет на все суставы и группы мышц, не перегружая их. Такие занятия полезны всем детям, даже у которых ослабленное здоровье и посещение других спортивных секций для них под запретом.
  8. Частые пешие прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, роликах, скейте и др. также относят к развивающим занятиям, причем очень привлекательным для детей.

Комбинация разных методов и приемов дает возможность достичь стойкого положительного результата. Однако в зависимости от возраста необходимо дозировать нагрузку. Физическая активность – залог здоровья любого человека, но в детском возрасте она приобретает особое значение. Поэтому выберите спорт по душе для малыша, а также стимулируйте его к действиям на собственном примере и получайте совместное удовольствие!

Источник: https://iteach.ru/fizicheskoe-razvitie-rebenka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по автомобилям