Российский рынок после 2022 года покинуло только 30% итальянских компании — большинство остались в стране, заявил глава Итало-Российской торговой палаты. Итальянцы, в отличие от немецкого бизнеса, не получали страховых компенсаций
Винченцо Трани
Российский рынок за последние три года покинуло около 30% итальянских компаний— большинство осталось работать в стране. Такие данные привел в интервью РБК президент Итало-Российской торговой палаты и основатель «Делимобиля» Винченцо Трани.
В 2022 году после начала специальной военной операции на Украине и введенных в ответ на нее санкций западные компании стали массово объявлять об уходе с российского рынка. Принимать тогда решение быстро было очень трудно, и многие итальянские компании старались не принимать его, а отложить, говорит Трани. «В итоге около 30% наших компаний ушли с российского рынка, 70% остались»,— отмечает он.
Решение уйти из России принимали в основном те, у кого бизнес в стране был небольшой, а также государственные компании, либо те, кто поставлял продукцию, попавшую под санкции. Экономически эти компании пострадали «очень сильно», но зафиксировали свои убыткии сейчас больше об этом не думают.
«Те 70%, которые не ушли и остались ждать лучшего, к сожалению, страдают. Многие даже себя спрашивают, стоит все-таки оставаться еще или нет»,— говорит Трани.
Итальянские компании, в отличие от немецкого и французского бизнеса, выходили из России на других условиях. Большинство крупных компаний из Германии делали инвестиции в Россию с государственной страховкой Hermes (покрывает риски для бизнеса на территории стран СНГ.— РБК), отмечает Трани. Когда они возвращались, то получили государственные деньги. «Volkswagen, Mercedes, BMW не ушли просто так без денег, понимаете? А итальянские компании ушли без компенсации. Решение об уходе с рынка могло дать ужасный эффект перед инвесторами и партнерами,поэтому большинство итальянских компаний и решили остаться»,— добавляет Трани.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Новости компаний РБК Компании Запущен функционал для групп компаний Работайте над узнаваемостью бизнеса в одном профиле РБК Компании Молодые организации в сфере здравоохранения Ознакомьтесь с информацией в каталоге РБК Компании Старейшие страховые компании региона Изучите сведения в каталоге по регионам
Те 70% компаний, которыеостались работать в России, в целом довольны, что у них есть этот бизнес, но страдают от санкционных ограничений. Проблемы у этих компаний, по словам Трани, в Италии: «Тот факт, что у компании есть деятельность в России, является серьезным ограничением в Италии или на территории ЕС. Несмотря на то что она не нарушает никакие санкций, факт присутствия бизнеса в России очень серьезно ограничивает возможности для получения финансирования и платежей— даже тех, которые не касаются России. Итальянские банки могут просто закрывать тебе счета».
Итальянцы, по словам Трани, всегда чувствовали себядостаточно комфортно в России и никогда не верили в реальность угроз. «Есть только одна итальянская компания, которая пострадала в плане введения внешнего управления,— это Ariston, но и она вернулась прежним владельцам»,— напоминает собеседник РБК.
Но экономика страдает от ограничений. Раньше экспорт из Италии в Россию оценивался в €8–9 млрд в год. «Сегодня мы экспортируем около €4 млрд— мы потеряли половину. И это в то время, когда существует таможенная пошлина на экспорт товаров в США»,— резюмирует глава Итало-Российской торговой палаты.