Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
В данной статье подробно описан процесс ремонта генератора ВАЗ 2101 своими руками — разборка, чистка, замена нерабочих деталей, сборка и установка. Ремонт генератора будет произведен на модели 37.3701 (она практически идентична модели — Г222).
Чтобы перебрать генератор ВАЗ 2101 вам потребуются следующие запчасти:
- Подшипники Andycar;
- Конденсатор генератора;
- Диодный мост;
- Гайки на 8 (4 шт);
- Реле регулятор (если есть необходимость его заменить).
Свой реле регулятор я решил не менять, т. к. его состояние меня вполне устраивает.
Из инструментов вам потребуется:
- Универсальный съемник для снятия подшипника, как вариант можно использовать съемник тяг, однако предупреждаю, это очень неудобно;
- Также найдите хорошую щетку по металлу и «наждачку» на матерчатой основе;
- Молоток;
- WD-40;
- Стандартный набор ключей и отверток.
Вот так выглядел генератор ВАЗ 2101 до ремонта, запомните его таким, т. к. после переборки он изменится до неузнаваемости
Источник: http://vaz-remont.ru/remont-generatora-vaz-2101-svoimi-rukami-razborka-chistka-zamena-detalej/
Генератор ВАЗ 2101
Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня расскажем вам о возможных поломках в генераторе ВАЗ 2101, а также о том, как их устранить. Также рассмотрим схемы подключения генератора «копейки».
Также читайте на сайте все про зажигание ВАЗ 2101
Схема подключения проводов генератора ВАЗ 2101
Что бы правильно подключить генератор нам нужно знать схему подключения проводов. Давайте рассмотрим подробнее. Подключается генератор по однопроводной схеме, поэтому вы легко это сделаете своими руками.
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2101
Расшифровка схемы генератора:
- АКБ
- Обмотка возбуждения
- Корпус генератора
- Обмотки ротора
- Выпрямительный мост (диодный мост)
- Регулятор напряжения
- Резистор для снижения напряжения
- Второй резистор для снижения напряжения
- Обмотка регулятора рабочая
- Замок включения зажигания
- Блок предохранителей
- Лампа контроля зарядки АКБ
- Реле зарядки
Обозначение разноцветных проводов:
- ЖЕЛТЫЙ — провод, который идет на контрольную лампу на приборной панели;
- СЕРЫЙ ТОЛСТЫЙ — провод, который идет на щетки от реле регулятора;
- СЕРЫЙ ТОНКИЙ — провод, который подключается к реле;
- ОРАНЖЕВЫЙ — провод, который служит как дополнительный и зачастую соединяется с серым тонким.
Замена и установка генератора ВАЗ 2101
При поломке порой необходимо купить новый генератор и заменить. Для установки нового генератора вам понадобятся ключи или же головки на «10»,»13″,»17″,»19″.
Порядок замены генератора:
- Сначала отсоединяете клемму от «аккума», после чего отвернуть гайку, с помощью которой генератор крепится к регулировочной планке, здесь вам понадобится головка либо на «17», либо на «13», это зависит от типа вашего генератора.
Откручиваем регулировочную гайку
- После этого нужно подвинуть генератор так, чтобы натяжение ремня ослабло, и его можно было снять, после чего отсоединить клемму.
- Дальше нужно открутить гайку крепления плюсового провода ключом на 10 и снять клемму.
- Затем головкой на 19 открутить болт, которым крепится сам генератор, вынуть его из крепления и снять генератор.
Откручиваем болт крепления генератора ВАЗ
- Чтобы поставить новый генератор, нужно выполнить все действия в обратной последовательности.
Ремень генератора ВАЗ 2101
Довольно часто на генераторе рвется или деформируется (тянется) ремень, поэтому очень важно знать, как можно заменить его самостоятельно в любой, даже экстренной ситуации.
Замена ремня генератора ВАЗ 2101
Процедура замена ремня практически такая же как и при замене самого генератора. Но при этом сам генератор снимать не нужно.
Порядок замены ремня:
- Первым делом нужно снять аккумулятор, после чего немного открутить гайку, с помощью которой генератор крепится к регулировочной планке, но нужно лишь ослабить ее, а не откручивать!
- Далее двигаем генератор до упора к двигателю, снимаем старый ремень и приступаем к надеванию нового.
- Сначала надеваем его на коленвал и шкив генератора, затем немного накидываем на шкив помпы, продвигаем его до полного одевания.
- Теперь нужно затянуть его, опуская генератор в противоположную сторону от двигателя. При нужном натяжении прогиб не должен превышать 10 мм.
- Затягиваем гайку.
- Ставим аккумулятор.
Размер ремня генератора ВАЗ 2101
На классику есть ремни двух типов (ширина*толщина*длина):
Щетки генератора ВАЗ 2101. Замена
Замена щеток генератора является простой, и справиться с ней может каждый. Для того чтобы произвести замену вам понадобится лишь один инструмент — крестовая отвертка:
- Нужно с ее помощью открутить один болтик крепления щеток к генератору.
Откручиваем болт крепления щеток генератора ВАЗ
- Затем вынуть их из посадочного места.
Щетки генератора ВАЗ
- Далее нужно проверить выступ, он называется их рабочею площадью щетки по высоте, важно, чтобы он был не менее 12мм, иначе щетки необходимо заменить, еще посмотреть на равномерность износа.
- Если вы обнаружили износ, то данную деталь вы можете легко купить приблизительно за 50 рублей и заменить. Она продается во многих магазинах.
- После, нужно установить все детали обратно.
Реле генератора ВАЗ 2101. Схема подключения
Если у Вас генератор без реле регулятора, то в принципе вы можете поставить внешний реле регулятор.
Схема подключения внешнего реле генератора:
ВАЖНО! Не путайте клемы 67 и 15 на реле-регуляторе. На 67 идет провод от генератора, а от 15 на предохранители
Подшипники генератора ВАЗ 2101. Замена
Иногда сам генератор ВАЗ вполне в работоспособном состоянии и выполняет свою прямую функцию — обеспечение авто электропитанием и зарядку аккумулятора. И когда выходят из строя подшипники, не обязательно покупать новый генератор. Можно просто заменить подшипники.
Порядок замены подшипников генератора:
- Чтобы добраться до подшипника, как и в прошлый раз, нужно отсоединить щеткодержатель, после чего, выкрутить гайку крепления шкива генератора.
Откручиваем гайку крепления шкива генератора ВАЗ
- С помощью съемника вы должны спрессовать шкив с вала ротора, затем вынуть шпонку шкива и снять заднюю крышку вместе со статором.
Разбираем статор и ротор
- Далее вынимаете ротор в сборе с задним подшипником из передней крышки.
- Отворачиваете гайки крепления крышек переднего подшипника, опиливая концы винтов.
Откручиваем гайки крепления крышки переднего подшипника генератора ВАЗ
- Затем снимаете винты, крышки переднего подшипника и выпрессовываете его с помощью оправки.
- Для выпрессовки заднего подшипника на валу нужен двупалый съемник подшипника на валу с неширокими лапками, иначе они просто не влезут.
- Из крышки подшипник выпрессовывается головкой на 27.
- Перед тем, как выбить ротор из подшипника, нужно все обильно смазать «вдшкой». Нельзя стучать молотком по гайке на валу или по голому валу иначе испортится резьба. Желательно стучать через какую-то проставку, например деревяшку.
- Подшипник в крышку нужно запрессовать по внешней обойме, а на вал по внутренней, поскольку подшипник закрыт двумя планками на заклепках, которые нужно спилить.
Запрессовываем подшипник в крышку генератора
- Для сборки надо взять новые болты и гайки, законтрогаить их, после чего приступить к сборке.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Источник: https://VazNeTaz.ru/generator-vaz-2101
Самостоятельная диагностика неисправностей и ремонт генератора ВАЗ 2101
Генератор и аккумуляторная батарея – основные источники электропитания автомобиля. Генераторная установка обеспечивает электроэнергией при работающем двигателе и заряжает аккумулятор. От ее исправности зависит не только стабильная работа электроприборов, но и степень зарядки АКБ. На ВАЗ 2101 можно самостоятельно диагностировать и устранить неисправности. Важно разобраться с устройством агрегата.
В основе действия генератора лежит явление электромагнитнойиндукции, благодаря которому вырабатывается переменный ток. Оборудование иприборы авто потребляют постоянный ток. Поэтому с помощью специальноговыпрямителя переменный ток преобразуется в постоянный. Основное назначение генератора– бесперебойная подача электроэнергии потребителям и зарядка аккумуляторнойбатареи.
Расположена генераторная установка в моторном отсеке с правойстороны от силового двигателя ближе к радиатору. Запускается и работает за счетвращения коленвала, которое передается через клиновидный ремень.
На ВАЗ 2101 с завода устанавливался генератор Г-221 с такимитехническими характеристиками:
- масса 4,28 кг;
- номинальная разность потенциалов 12 В;
- предельная сила тока 52 А.
Вращается ротор в правую сторону относительно корпуса двигателя.
Штатный генератор не справляется с нагрузкой, если наавтомобиль устанавливаются дополнительные электроприборы. Его можно заменитьаналогом с ВАЗ 2105, 2106 и 2107. Для установки достаточно штатного крепления.Можно взять агрегат от Нивы или иномарки, но потребуется значительныедоработки.
Генераторная установка состоит из:
- якоря (ротор);
- реле-регулятора;
- щетки;
- статора;
- диодного моста;
- шкива.
Подключение осуществляется по однопроводной схеме.
Якорь с запрессованной в него стальной втулкой играет роль сердечника электромагнита. Он вращается в двух подшипниках. Один из них запрессован в крышке, второй сидит на валу якоря.
Установленный на вал шкив передает момент вращения от коленвала ротору через ременную передачу. На его поверхности имеется крыльчатка, которая обеспечивает естественную вентиляцию, предохраняя от перегрева.
Материал пластин сердечника статора – электротехническая сталь. В пазах пластин уложена медная проволока. Статорное устройство состоит из трех обмоток, в каждой имеетя две катушки. Чтобы увеличить электрическую прочность, устройство пропитано лаком.
Контролирует выходное напряжение генератора реле регулятора, представляющее собой электрическую схему. Расположено оно на задней крышке агрегата.
Переменный ток преобразуется в постоянный с помощью полупроводникового моста. Он состоит из 6 диодов, они должны быть все исправны, иначе установка не будет работать.
Как проверить генератор и основные его неисправности
Для самостоятельной проверки генератора нужно завести мотор,поднять капот, довести обороты 1,2-1,3 тыс. об/с, открыв воздушную заслонку.Если при отсоединении клеммы от АКБ, двигатель заглох, то генератор вышел изстроя. Это говорит о том, что мотор работает от аккумулятора.
Более точную проверку работоспособности генераторнойустановки проводят на стенде СТО или с помощью осциллографа. Но можно провестидиагностику и в домашних условиях с помощью мультиметра. Для проведенияпроверки необходим будет помощник. Один человек находится за рулем в салоне, второйследит за показаниями тестера в моторном отсеке.
Диагностика состоит из последовательности действий:
- Мультиметр выставляется в режиме вольтметра.
- Щупы тестера присоединяем к клеммамаккумуляторной батареи. При неработающем моторе показания должны находиться впределах 11,9-12,6 В.
- Человек в салоне запускает мотор и оставляетработать в холостом режиме.
- При старте фиксируют показания на приборе. Еслинапряжение снизилось, срок службы генератора заканчивается. Если напряжениерезко повысилось до 14,5 В, то повышенный заряд может привести к выкипанию аккумулятора.
Неисправность генераторной установки можно диагностировать по признакам.
Неисправность | Устранение |
Горит индикатор зарядки АКБ | |
Проскальзывает ремень подвесного оборудования | Проверить натяжение ремня. Если износ значительный, необходима замена |
Сломалось реле контрольной лампочки зарядки аккумулятора | Исправность реле проверяют мультиметром. Если неисправно, меняют |
Сильно износились щетки | Меняют все щетки |
Обрыв в одной из обмоток статора | Разбирается генератор и производится зачистка всех деталей |
Короткое замыкание в электросхеме выпрямителя | Заменить диодный мот или сгоревший элемент |
Не заряжается АКБ | |
Провис ремень | Отрегулировать натяжение клиновидного ремня либо заменить |
Сломалась аккумуляторная батарея | Замена устройства |
Стал слабым крепеж проводов, идущих от генератора к АКБ, повредилисьнаконечники на проводке | Почистить клеммы, поставить новые наконечники |
Вышло из строя реле регулятора напряжения | Следует зачистить контакты и проверить поводку |
Посторонние шумы в генераторе приработе двигателя | |
Ослабли крепежные гайки на шкиве | Подтянуть крепления, проверить соединения |
Замыкание в обмотках статора | Меняется статор в сборе |
Износились подшипники | Необходима разборка установки и замена подшипников |
Скрипят щетки | Зачистить поверхности щеток и контакты |
Закипает АКБ | |
Короткое замыкание в регуляторе | Заменить реле регулятора |
Закончился срок службы АКБ | Заменить аккумулятор |
Ремонт генераторной установки: подробная инструкция
Ремонтные работы условно можно разделить на 5 этапов:
- Снятие агрегата с автомобиля.
- Разборка генераторной установки.
- Дефектовка.
- Замена неисправных и изношенных деталей.
- Обратная сборка.
Демонтаж агрегата
Из инструментов для демонтирования генератора с автомобиля ВАЗ 2101 нужноприготовить набор рожковых ключей и монтажная лопатка. Работы будут проводитьсяпод машиной, поэтому понадобиться смотровая яма, подъемник или эстакада.
Процедура состоит из последовательности действий:
- Автомобиль загоняем на подъемное приспособление.
- Сначала обесточиваем машину, сняв отрицательную клемму с аккумулятора.
- Спустившись под авто, снимаем защиту с картера.
- Отсоединяем генераторную установку от электропитания автомобиля. Для этого откручиваем гайки крепления проводов, идущие к плюсовым выходам.
- Отсоединяем штекер со щетками и выпрямителя.
- Ослабляем гайку крепления на шпильке регулировочной планки.
- Чтобы ослабить натяжение ремня привода подвесного оборудования, отводим генератор в сторону. Когда ремень провиснет, снимаем его со шкивов помпы, генератора и коленчатого вала.
- Ключом на «19» откручиваем крепежную гайку генератора, тянем его на себя и снимаем со шпилек.
Как снять генератор ВАЗ классика.
Если планируется ремонт агрегата, то приступаем к егоразборке. Если принято решение о замене, то устанавливается новый генератор ипроизводится обратная сборка.
Разбираем генераторную установку
Перед разборкой снятый аппарат нужно очистить чистой ветошьюот пыли и различных загрязнений.
Для разборки готовим инструментарий:
- головки;
- удлинитель;
- ключ на «19» накидной и рожковый;
- молоток.
Алгоритм разборки следующий:
- Откручиваем гайки, фиксирующие крышку агрегата.
- Затем выкручиваем крепеж шкива и снимаем его.
- Агрегат разделяется на две половины. В однойнаходится ротор, в другой статор.
- Из части со статором вынимаем обмотку.
- Из роторной достаем вал и шаровидные подшипники.
- Далее выпрессовываем подшипники.
Этап дефектовки предполагает выявление и замену неисправныхдеталей генераторной установки. Некоторые работы по восстановлениюработоспособности агрегата можно выполнить на этапе разборки. При осмотреэлементов нужно обратить на износ поверхностей, наличие нагара на контактах ипроводах. Внутри генератора не должно быть следов рабочих жидкостей, грязи.Если на деталях обнаружены дефекты в виде зазубрин, сколов, трещин или другиеповреждения, детали необходимо заменить новыми.
После полной сборки необходимо отрегулировать натяжение клиновидногоремня вспомогательного оборудования. Он располагается в передней частимоторного отсека и связывает шкивы подвесного оборудования: коленчатого вала,генераторной установки, помпы. Если ремень неправильно натянут, это влияет наработу электрооборудования. Степень натяжения проверяется путем надавливания наремень в свободном месте. Он не должен прогибаться более 1,5 см.
Благодаря простоте конструкции генератора ВАЗ 2101 провести диагностику неисправностей и выполнить замену дефектных деталей может даже начинающий водитель. Важно следить за исправностью генераторной установки, иначе может отказать электрооборудование и можно остановиться в пути при полной разрядке аккумулятора.
Разборка генератора ВАЗ 2101.
Источник: https://labavto.com/vaz/2101/samostoyatelnaya-diagnostika-neispravnostej-i-remont-generatora-vaz-2101/
Ремонт генератора ВАЗ 2101: разборка, чистка, замена деталей
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
Подробно рассмотрим процесс разборки, чистки, замены вышедших из строя деталей, сборки и установки генератора ВАЗ 2101. В примере ниже будет разобрана модель 37.3701, очень похожа на нее модель Г222.
Запчасти, которые пригодятся для выполнения вышеназванных процессов:
- подшипники бренда Andycar;
- конденсатор генератора;
- диодный мост;
- гайки на 8 (4 штуки);
- реле-регулятор (если требуется его замена).
Необходимые инструменты:
- универсальный съемник, необходимый для того чтобы снять подшипник (возможно использование съемника тяг, но это не так удобно);
- щетка для металла, наждачная бумага с матерчатой основой;
- молоток;
- проникающая жидкость WD-40;
- стандартный набор с ключами и отвертками.
На фотографии можно увидеть генератор ВАЗ 2101 перед ремонтом. После ремонта изменения в нем будут очевидны.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
- Очистить генератор от скопившейся грязи, пыли, масла.
- Расположить генератор так, чтоб шкив опирался на пол, открутить гайку шкива, надеть на нее ключ на «19». Далее несколько раз ударить молотком по ключу, удерживая шкив от проворачивания.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
- Ключом на «10» отвернуть 4 болта стяжных шпилек, соединяющих генератор в одну деталь.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
- Установить генератор так, чтоб вал оказался сверху, выбить шпонку зубилом, ударяя по нему молотком.
- Убрать переднюю крышку генератора. Если сделать это легко не получается, нужно выбить ее на весу.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
- Снять с генератора регулирующее реле.
- Выбить выколоткой ротор, пользуясь для этого отверстие под реле.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
- Торцевым ключом на «8» следует открутить 3 гайки, которыми крепится статор диодного моста. Если болты проворачиваются, нужно зафиксировать их пассатижами с другой стороны.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
- Перед снятием статора обработать стыки проникающей жидкостью WD-40. Подождать несколько минут, потом аккуратно выбить его молотком. После снятия статора извлечь диодный мост. Открутить конденсатор, универсальным съемником выпрессовать задний подшипник ротора.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
- Достать переднюю крышку и пластины для стяжки. Возможны повреждения установленных там болтов, поэтому заранее нужно было подготовить 4 гайки на «8».
- Снять пластины, через оправу выпрессовать подшипник.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
Также ознакомьтесь
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
Теперь генератор ВАЗ 2101 разобран, все его детали нужно почистить и отмыть (для этого стоит воспользоваться наждачной бумагой, ножом, металлической щеткой).
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
На фотографиях представлена модель 1996 года, но с этого времени изменилось место вывода контакта 61. На старом диодном мосте контакт размещался на проводе, на новом он непосредственно впаян в мост.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
Сборка генератора ВАЗ 2101
Через оправку запрессовать подшипники на место. Во время запрессовки на ротор заднего подшипника оправку нужно ставить на внутреннюю обойму. При запрессовке переднего – на внешнюю. Если пренебречь этим правилом, можно повредить сборочный узел.
Стоит ознакомиться:
Далее сборкагенератора осуществляется в обратном порядке. Ротор снова устанавливается с помощью ударов молотком. В самом конце сборки важно законтрить болты.
Рекомендация:если посадочную плоскость конденсатора обработать шкуркой, контакт улучшится и станет стабильнее.
Автовладельцы, у которых установлен устаревший вариант диодного моста, могут столкнуться с трудностями с выводом контакта 61, потому что он проблематично проходит в отверстие на задней крышке. Один из вариантов решения проблемы – напильником увеличить отверстие.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей
После того, как проделаны все вышеперечисленные шаги, ремонт генератора ВАЗ 2101 можно считать завершенным. Далее нужно установить его на транспортное средство и проверить в действии.
Источник: https://prostovaz.ru/vaz-2101/generatora-vaz-2101-razborka-chistka-zamena-detaley.html
ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена
В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй – аккумуляторная батарея, но она участвует только в пуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу получается осуществлять питание потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.
На них отсутствовал аккумулятор, что немного удешевляло транспортное средство, но вот приборы освещения работали лишь при заведенном моторе. Но это мотоцикл. На автомобиле такая схема неудобна, так как запуск двигателя необходимо производить «кривым» стартером либо с буксира. А это вызывает довольно сильные затруднения.
Основные компоненты генератора
Конструктивно он состоит из следующих основных элементов:
- Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
- Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
- Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных автомобилях применяется многоручейковый).
- Регулятор напряжения в автомобиле ВАЗ-2101 установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
- Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).
Обмотки генератора
Всего их две – роторная (возбуждения) и статорная (силовая). Принцип функционирования установки заключается в том, что выработка тока в силовой обмотке возможна лишь при выполнении следующих двух условий:
- Присутствует постоянное магнитное поле.
- Это поле вращается относительно силовой обмотки.
Только при их соблюдении будет работать генератор. Подав напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Так как ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но нужно еще обратить внимание на то, какова схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он соединен с аккумуляторной батареей параллельно для осуществления зарядки.
Принцип работы генератора
В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно тому, которое имеется и в АКБ (около 12 В). И на холостых оборотах оно будет примерно на этом уровне поддерживаться.
Но при увеличении частоты вращения ротора произойдет скачок напряжения вплоть до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается большее напряжение из-за увеличения частоты вращения ротора (скорость магнитного поля возрастает).
А это чревато повреждением электропроводки автомобиля и выходом из строя потребителей.
Регулятор напряжения, щетки
Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, а для этого используется простой принцип. Если сделать так, чтобы напряжение питания роторной обмотки было постоянным, то получится избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор функционировать должен под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых по конструкции реле-регулятора могут удерживать различное значение напряжения.
Типы регуляторов:
- Механические – в основе находится электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
- Полупроводниковые – в основе находится небольшая схема из транзисторов малой мощности либо же один силовой ключ.
- Смешанные – в конструкции имеется как транзисторная схема, так и электромагнитное реле.
Щетки – это именно тот элемент, при помощи которого реализуется схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им подается напряжение на контактные кольца движущегося ротора.
Как снять генератор
Для проведения демонтажа вам потребуются следующие инструменты:
Первоначально отключаете аккумуляторную батарею и отсоединяете провода от генератора. Желательно все работы производить при слегка приподнятой передней части автомобиля либо на смотровой яме, эстакаде. Перед тем как снять генератор, нужно ослабить приводной ремень. Для этого полностью выкручиваете ключом на 17 гайку с верхней шпильки крепления корпуса к блоку двигателя. С ней никаких проблем возникнуть не должно.
Корпус генератора нужно придвинуть к блоку, после чего снимаете ремень. Проблематично окажется ослабить нижний болт крепления. Он близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому заранее обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.
Установка генератора
Монтаж производится в обратной последовательности. Если необходима замена генератора на более мощный, то можно установить аналог с модели автомобилей ВАЗ-2107 или же 2109. Они обладают большей мощностью и способны обеспечить стабильную зарядку аккумуляторной батареи. Отличие от «родного» ВАЗ-2101 заключается в том, что регулятор напряжения совмещен со щеточным узлом.
Главное, чтобы не было перекосов, иначе ремень будет рваться, быстро изнашиваться, нагрузки на ротор увеличатся в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы данный элемент имел определенное натяжение. Регулируется оно при помощи изменения положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в верхней части генератора.
Диагностика неисправностей
Следующие механические и электрические поломки могут случиться в генераторе:
- Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства. Смазка внутри подшипников со временем улетучивается, отчего усиливается трение.
- Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работоспособности авто. Если они изнашиваются, то на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумуляторной батареи.
- Недостаточный или чрезмерный заряд АКБ – это явный признак выхода из строя регулятора напряжения. Проверка может быть выполнена обычным мультиметром. Запускаете двигатель, включаете ближний свет. Холостой ход должен быть на уровне около 800 оборотов в минуту. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах АКБ было ~13,2 В.
- Моргание света, пульсации – признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительной сборке. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – вырабатывает три фазы, затем при помощи выпрямителя преобразует в постоянный ток.
- В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае производится либо замена генератора, либо установка нового ротора или статора (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика производится при помощи тестера.
Выводы
Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить немало хлопот владельцу. И если вы во время поездки заметили, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно скорее предпринять действия по устранению поломок. Бывает и такое, что просто окисляется провод, пропадает контакт, но это нужно выявить на ранней стадии, иначе при севшем аккумуляторе далеко не получится уехать.
Источник: https://FB.ru/article/296102/vaz--generator-shema-podklyucheniya-remont-zamena
Замена генератора ВАЗ 2101 – 2106
Необходимость замены генератора на автомобиле ВАЗ может проявиться при сгорании его обмоток, возникновения межвиткового замыкания, поломке корпуса и другим причинам. Но сегодня, я бы хотел поговорить о замене генератора ВАЗ в случае, когда его мощность уже недостаточна
Представьте себе ситуацию – Вы владелец ВАЗ 2101 – 2106, купили и установили мощный усилитель, поставили противотуманки по 50 Вт каждая. С такой нагрузкой стандартному генератору, который выдает максимальный ток 42А, не справиться.
И если будет включено все дополнительное оборудование, то на зарядку аккумулятора не останется ничего. Ведь посудите сами, дальний свет в ВАЗ 2106 «потяжелел» на 100 Вт, в то время как при стандартном генераторе и на копейке он не блещет своими параметрами. Вот о таких случаях замены генератора ВАЗ и хочется поговорить. Рассмотрим, какими генераторами можно заменить наш многострадальный Г -221.
Генераторы, которые заменяют Г — 221
Какие же модели генераторов подходят для замены в автомобиле ВАЗ 2101 – 2106?
- Первый вариант — это генератор от ВАЗ 2105, он выдает максимальный ток 55А. Не много, но если не используется много дополнительного оборудования, то это идеальный вариант. Этот генератор заменяет генератор Г – 221 без каких либо переделок крепления. Там есть только небольшие изменения в подключении к электропроводке, связаны они с тем, что в схеме подключения генератора Г – 221 реле-регулятор вынесен отдельно, в пятерочном же генераторе реле регулятор совмещен с конструкцией щеток.
- Следующий вариант установки генератора от «зубил» на ВАЗ 2101 – 2106. Он выдает 55А, что вполне приемлемо для небольшого количества дополнительного оборудования.
- Третий вариант замены стандартного генератора ВАЗ – генератор от ВАЗ 21074, его маркировка 372.3701-03. Он способен выдать около 73А тока, которых рядовому автомобилисту достаточно будет с головой. Установка практически ничем не отличается от предыдущего.
- Четвертый вариант – установка генератора от инжекторной Нивы. Он выдает около 80А, что удовлетворит требования, даже если установлено большое количество дополнительных лампочек, усилителей. Он не даст гаснуть на холостых оборотах свету. Но установка требует не очень больших изменений.
- Пятый и последний вариант – замена стандартного Г — 221 генератором от ВАЗ 2110, который выдает 105 – 110А (зависит от конкретной модели).
- Существуют еще варианты (иномарки, китайцы, наши полу-подпольные фирмы), но рассматривать их здесь можно бесконечно.
Мы перечислили наиболее реальные и легкие способы замены генератора в автомобиле ВАЗ 2106. Дальше мы рассмотрим, как на практике реализовать установку генератора от ВАЗ 21074.
Установка генератора от ВАЗ 21074i на ВАЗ 2106(2101)
Информация найдена на шестерочном форуме. Сначала стоит заметить (насколько я понял), есть разные модели, которые подходят под эти параметры, советуют брать 2107-3701010.
Если Вы выбрали 2107-3701010, то сейчас я процитирую установку на ВАЗ 2106. Также в первый генератор намного легче найти запчасти.
Фото с обратной стороны:
Немного о реле регуляторе. Мною был прочитан уже не один негативный отзыв о реле-регуляторе К1216ЕН1. В частности в нем плохо реализована термокомпенсация, то есть не меняется напряжение заряда в зависимости от окружающей температуры.
Так и автор, практически сразу заменил стандартный РР на регулятор 67.3702-01.
Установка нового генератора вместо старого не вызывает затруднений, все ставится в стандартное крепление. А вот подключение сейчас рассмотрим.
Самым первым делом необходимо отсоединить и заизолировать провода от реле-регулятора. Что касается подключения на самом генераторе, то все почти как в старом. Провода с клеммой в виде кольца – на старое место, болт который был и на старом генераторе. Серый провод изолируется и никуда не подключается, желтый подключается к клемме.
В виде контрольной лампы, используется лампа от повторителя, мощностью 3 Вт. Для ее подключения используются два провода – сдвоенный оранжевый и желтый.
Автор в восторге от нового генератора. Зарядка сохраняется уверенно даже при 1500 об/мин. И все те недостатки, которые были — ушли
Источник: http://TuningVAZ.in/zamena-generatora-vaz/
Генератор — важнейший элемент электросистемы ВАЗ 2101
Подача электроэнергии для всех потребителей ВАЗ 2101 осуществляется при помощи двух источников. Аккумуляторная батарея снабжает автомобиль электричеством при неработающем двигателе, а генератор ВАЗ 2101 обеспечивает электропитание приборов и устройств при работающем моторе, а также зарядку аккумуляторной батареи.
Электросистема ВАЗ 2101 устроена по однопроводной схеме. Это означает, что к каждому бортовому потребителю подходит всего один провод, идущий от положительного контакта батареи. Соединение с отрицательным контактом осуществляется через «массу», то есть корпус автомобиля ВАЗ 2101. Схема подключения генератора ВАЗ 2101 также однопроводная.
Вернуться
Устройство и характеристики генератора
Для выработки тока на борту автомобиля ВАЗ 2101 используется физическое явление электромагнитной индукции. Когда якорь, по которому проходит электрический ток возбуждения, вращается внутри статора, в его обмотке возникает электрический ток. Генератор классических моделей ВАЗ трёхфазный синхронный с электромагнитным возбуждением.
Как и на других автомобилях, генератор ВАЗ вырабатывает переменный ток. А все электроприборы автомобиля потребляют постоянный. Для его преобразования используется специальный выпрямитель.
Парадокс объясняется тем, что генератор переменного тока значительно надёжнее, меньше и легче, чем постоянного. Получается, что дешевле и проще вырабатывать переменный ток и преобразовывать его в постоянный, чем сразу вырабатывать постоянный.
Для преобразования переменного тока в постоянный применяют выпрямитель на шести кремниевых диодах.
Якорь, или ротор, вместе с валом и втулкой образующий сердечник электромагнита, вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа. Передний подшипник свободно сидит на валу ротора и запрессован в крышку агрегата. На валу ротора закреплён шкив с крыльчаткой вентилятора для охлаждения агрегата. Воздух засасывается в окна одной крышки и через окна другой выбрасывается наружу крыльчаткой.
Сердечник статора набран из пластин электротехнической стали. В пазах статора уложена трёхфазная обмотка. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом нулевой точки для подключения реле контрольной лампы заряда аккумулятора. Для повышения электрической прочности статор пропитан лаком.
Конструктивно генератор классики ВАЗ 2101 установлен в моторном отсеке автомобиля, на корпусе двигателя справа, в нижней его части, вблизи радиатора. Он имеет регулировочное устройство, обеспечивающее надлежащее натяжение ремня.
Клиновидный ремень соединяет валы генератора и водяного насоса со шкивом коленчатого вала двигателя ВАЗ 2101, который приводит их во вращение. На автомобиле ВАЗ 2101 агрегат не имеет регулятора напряжения.
Для обеспечения работоспособности ему необходим внешний регулировочный блок.
Технические характеристики генератора ВАЗ 2101
Виды электрических параметров | Числовые величины |
Номинальное напряжение | 12 В |
Максимальная сила тока отдачи | 52 А |
Масса агрегата без регулировочного блока | 4,28 кг |
Направление вращения ротора — правое.
Генератор Жигули ВАЗ 2101 — один из двух источников электричества на борту.
Вернуться
Поломки и ремонт
Если вы подозреваете, что генератор на ВАЗ 2101 не работает, проверьте это самостоятельно. Делается это так.
- Запустите двигатель.
- Откройте капот.
- Вытяните ручку регулировки воздушной заслонки, доведя обороты двигателя до 1200–1300 в минуту.
- Снимите плюсовую клемму с аккумуляторной батареи. Если двигатель заглох — агрегат неисправен.
То, что двигатель глохнет, свидетельствует, что он работает только от аккумулятора. Если вы заметили неисправность сразу после того как она возникла, и аккумулятор у вас свежезаряженный, можете проехать десяток—другой километров, пока аккумулятор не потерял мощность. Это позволит вам добраться до своего гаража или до ближайшего сервисного центра. Но не пытайтесь уехать далеко. Вы можете встать посреди дороги, и придётся проситься на буксир или вызывать эвакуатор.
Самая распространённая причина отказа генератора ВАЗ 2101 — слабое натяжение ремня, приводящего его ротор во вращение.
Нормальным считается натяжение ремня, при котором прогиб в середине плеча между шкивом коленвала и шкивом водяного насоса при лёгком нажатии составляет 10–12 мм. Этот параметр вы без труда проверите самостоятельно.
Изменяется он при неработающем двигателе с приложением небольшого усилия монтажной лопаткой. Мало кто меряет линейкой такой прогиб. Обычно всё бывает ясно на глаз.
Отрегулировать натяжение ремня труднее, чем констатировать отклонение параметра от нормы, но среднему владельцу ВАЗ 2101 вполне по силам. Имейте в виду, что перетягивать ремень не стоит. Это может привести к выходу из строя подшипников, в которых вращаются валы генератора и водяного насоса ВАЗ 2101.
Порядок производства работ таков.
- Обесточьте электросистему автомобиля. Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
- Рожковым ключом ослабьте гайку крепления к регулировочной планке.
- Используя монтажную лопатку в качестве рычага, отклоните агрегат в сторону от двигателя.
- Добейтесь нормативного прогиба в середине плеча ремня между водяным насосом и коленвалом.
- Зафиксируйте генератор. Закрутите гайку на регулировочной планке.
Нередко агрегат выходит из строя из-за чрезмерного износа щёток. Через них на якорь поступает напряжение возбуждения, то есть рабочая поверхность щётки постоянно трётся о контактную поверхность вала ротора и изнашивается. Изношенные щётки подлежат замене. Такую операцию любой автолюбитель может выполнить своими руками.
Процедура не требует снятия агрегата:
- обесточьте электросистему автомобиля; снимите клемму с минусового контакта аккумулятора;
- открутите винты крепления щёткодержателя; отсоедините его от устройства;
- убедитесь в том, что длина рабочей части щёток не превышает 12 мм;
- замените изношенные щётки;
- верните щёткодержатель на место.
Неисправность имеет особенность: проблема появляется постепенно. Контрольная лампочка на панели приборов сначала время от времени моргает, потом моргание становится частым, и, наконец, она начинает гореть постоянно, сигнализируя о поломке. Не доводите дело до полного отказа генератора, меняйте щётки своевременно.
Вернуться
Замена агрегата
Снять генератор с классической модели Жигулей несложно. Но он смонтирован в нижней части моторного отсека, под двигателем, и снимать его надо снизу. Это означает, что вам понадобится смотровая яма или эстакада. Подготовительная операция состоит в том, чтобы поставив автомобиль на яму и убрать защиту картера двигателя, если она есть. Также необходимо, открыв капот, снять минусовую клемму «масса» аккумуляторной батареи. Теперь всё готово для снятия.
Работы выполняются в следующем порядке. Отсоедините генератор вашего ВАЗ 2101 от электросистемы автомобиля. Открутите гайку крепления плюсовых проводов на генераторе. Отсоедините штекер щёток и штекер диодного моста.
Открутите на пару оборотов гайку крепления агрегата к регулировочной планке. Если есть такая возможность, используйте накидную головку и удлинитель с карданным шарниром. Отклоните генератор так, чтобы ремень провис на шкивах коленвала, водяного насоса и генератора ВАЗ 2101. Снимите ремень.
Спуститесь в яму. Ключом на 19 отверните большую гайку крепления. Болт, фиксирующий агрегат, находится в самой нижней части моторного отсека и подвергается воздействию ветра и воды, снега и грязи, поэтому он часто прикипает. Выбейте его молотком. Аккуратно снимите генератор с ВАЗ 2101.
Если предполагается ремонт, переходите к нему. Планируется замена — смонтируйте генератор на ваш ВАЗ 2101 в обратном порядке. Для подключения подсоедините штекеры и закрутите гайку крепления проводов.
Вернуться
Возможность доработки устройства и применяемые методы
Штатный генератор вашего ВАЗ 2101 не требует доработки. Изменение его конструкции не приводит к увеличению максимальной скорости, повышению крутящего момента, росту экономичности. Но настоящих фанатов автотюнинга это не останавливает. В своём стремлении разобрать и переделать в автомобиле всё что можно и большую часть того что нельзя, они добираются и до генератора ВАЗ 2101.
Обычно агрегат подвергается доработке для того, чтобы поднять один или оба из следующих параметров:
- максимальный ток;
- максимальное напряжение.
Увеличение этих показателей не приводит к улучшению в функционированию автомобиля. Более того, работа электросистемы ВАЗ-2101 при повышенном токе и напряжении несёт в себе определённые риски. Перегруженная проводка может нагреться, оплавиться и даже загореться.
При повышенном напряжении аккумуляторная батарея, нерассчитанная на такую нагрузку, выйдет из строя. Но настоящих фанатов это не останавливает. И они берутся за доработку.
Справедливости ради надо сказать, что рост параметров генератора ВАЗ 2101 на 10–15 % обычно сходит с рук.
https://www.youtube.com/watch?v=yddolnZpvDg
Чтобы увеличить отдачу генератора, необходимо поменять четырёхдиодный регулировочный блок на восьмидиодный, имеющий повышенные параметры. Трудность состоит в том, что восьмидиодный мост предусматривает три точки подключения, а штатный агрегат — две. Это означает, что вам предстоит организовать дополнительную точку подключения.
Последовательность проведения работ на снятом с автомобиля и разобранном генераторе следующая.
- В месте, где к обмотке статора припаян контакт вывода, снимите участок изоляции.
- Припаяйте дополнительный контакт. Проследите, чтобы толщина провода нового контакта совпадала с диаметром старого провода.
- Заизолируйте место пайки термоусадочной полимерной трубкой подходящего диаметра.
После сборки генератора ВАЗ 2101 подсоедините новый восьмидиодный мост через три контакта модернизированной конфигурации. Установите агрегат на место. Если нет желания заниматься этим, а производительность повысить хочется, можно просто заменить штатный генератор вашего ВАЗ 2101 на вариант от модели ВАЗ 2107 или ВАЗ 2110.
Агрегат от «семерки» встаёт на штатное место крепления, а для «десяточного» придётся приобрести или изготовить самостоятельно специальную проставку для его крепежа, потому что штатный агрегат фиксируется на одном кронштейне, а генератор ВАЗ 2110 использует два. Максимальный ток родного агрегата составляет 55 ампер, а у генератора ВАЗ 2110 — 80 ампер.
Почувствуйте разницу.
Генератор модели ВАЗ 2101 считается удачным неприхотливым агрегатом. Он также применялся на ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. Если за прибором ухаживать, следить за правильным натяжением приводного ремня, вовремя менять щётки, он верой и правдой прослужит ещё долгие годы.
Источник: http://expertVAZ.ru/2101/generator-shema.html
Главное о главном: генератор на ВАЗовском первенце — 2101
Ни для кого не секрет, что генераторный узел является одним из основных в системе электропитания автомобиля. Выход из строя этого механизма приведет к тому, что полноценная эксплуатация машины будет невозможна. В этой статье мы поговорим о том, какая на автомобиле ВАЗ 2101 схема подключения генератора, какие неисправности для него характерны и как произвести диагностику устройства.
Сначала разберем, как устроен генератор ВАЗ 2101 и каковы его технические характеристики. Схема, устройство узла и расшифровка составляющих элементов приведены ниже.
Схема генераторного узла «копейки»Обозначение элементов механизма
Схема подключения
В отличие от ВАЗ 2105 и более новых моделей авто, на «копейках» генераторный узел изначально идет без регулятора напряжения. Так что для обеспечения нормальной работоспособности в схему необходимо включить внешнее регуляторное устройство.
Обозначения схемы подключения генератора такие:
- Аккумуляторная батарея.
- Обмотка.
- Сам узел в сборе.
- Обмоточный элемент статора.
- Диодный мост, предназначенный для преобразования переменного напряжения.
- Внешнее регуляторное устройство.
- Резисторы.
- Термокомпенсатор.
- Индуктивный дроссельный узел.
- Замок.
- БП.
- Световой индикатор на контрольном щитке.
- Реле для работоспособности индикатора.
Схема соединений устройства
Диагностика своими руками
Как подключить генератор и какая схема зарядки ВАЗ 2101, мы разобрались, теперь поговорим о диагностике. Неисправностей генераторного узла на «копейке» достаточно много. Выйти из строя могут щетки генератора, шкив генератора и другие элементы конструкции.
Чтобы проверить генераторный узел на ВАЗ 2101, можно воспользоваться несколькими вариантами:
- Диагностика при работающем двигателе. Нужно завести машину, в том случае, если на приборке горит индикатор, следует вытащить подсос и увеличить обороты силового агрегата до полутора тысяч. в минуту. Затем на две секунды отключите отрицательную клемму от АКБ, и если в этот момент мотор заглох, то механизм является нерабочим и нужно его проверить. Больше, чем на несколько секунд, АКБ не отключайте, поскольку это приведет к неработоспособности диодного моста.
- Еще один вариант проверки — с использование тестера. Этот вариант позволяет определить работоспособность щеток, а также обмотки возбуждения. Чтобы сделать это, нужно будет отключить всю проводку, которая идет к механизму, и произвести диагностику сопротивления. Используя тестер, замерьте сопротивление между контактом 67, а также корпусом устройства. Узел является исправным в том случае, если в ходе проверки уровень сопротивления составил в районе 4.2-4.7 Ом при 20-градусной температуре помещения или воздуха. Если показатель получился другой, то вероятнее всего, необходима замена щеток генератора.
- Проще всего проверить так: подключить мультиметр на клеммы АКБ и завести авто. Если генератор исправен, то будет зарядка, а если нет, то не будет напряжения АКБ (автор видео — канал Pavel Pavek).
Разборка и сборка устройства
Как своими руками разобрать механизм для дальнейшего ремонта?
Подробная инструкция по разборке генератора представлена ниже:
- В первую очередь производится демонтаж устройства из моторного отсека, после снятия его следует очистить от грязи. Чтобы сделать это, может потребоваться компрессор и тряпка, намоченная керосином.
- Демонтаж самого шкива с узла осуществляется с применением специального съемника. Чтобы снять этот элемент, нужно выкрутить гайку и, заранее зафиксировав съемник, спрессовать сам шкив. Шпонку вместе с конической шайбой можно демонтировать.
- Далее, выкручиваются гайки со стяжных винтов, в общей сложности их четыре, после чего можно демонтировать заднюю крышку. Из места установки извлекается роторный элемент.
- После этого откручиваются гайки, которые фиксируют наконечники диодных компонентов с контактами обмоток статора. Далее, из колодок необходимо демонтировать штекер центрального контакта обмотки устройства и отсоединить статорный элемент от крышки.
- После выполнения этих действия выкручивается гайка винта, которая фиксирует выпрямительный блок. Разобранный механизм подлежит ремонту или замене. Дальнейшие действия по сборке осуществляются в обратной последовательности.
«Почему в работе устройства отсутствует заряд?»
По каким причинам в работе механизма может отсутствовать заряд — узнайте из видео ниже (автор ролика — канал Авраменко Garage).
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Источник: https://avtozam.com/vaz/2101/podklyuchenie-generatora/
Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ
Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов.
Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов.
Маркировка и обозначение проводов:
- Р — розовый.
- Ф — фиолетовый.
- О — оранжевый.
- ЧБ — черно-белый.
- КБ — коричнево-белый.
- ЧГ — черно-голубой.
- К — коричневый.
- Ч — черный.
- Б — белый.
Схема подключения генератора ВАЗ-2101
Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:
- Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
- Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
- Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
- Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
- Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).
Схема подключения генератора ВАЗ-2107
1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.
Схема подключения генератора ВАЗ-2108
Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии.
Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем.
Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.
Схема подключения генератора ВАЗ-2109
- Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
- Отрицательный диод.
- Дополнительный диод.
- Положительный диод.
- Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
- Комбинация приборов.
- Вольтметр.
- Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
- Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
- Реле зажигания.
- Замок зажигания.
- Аккумуляторная батарея.
- Конденсатор.
- Обмотка ротора.
- Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.
Полезное: Распиновка замка зажигания ВАЗ
Схема подключения генератора ВАЗ-2110
На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.
Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:
- Аккумулятор 12В;
- генератор 94.3701;
- монтажный блок;
- замок зажигания;
- контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов
Как проверить генератор своими руками
Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.
Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов.
После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен.
Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.
Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.
Замена и снятие электрогенератора
Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.
- Отсоединить аккумуляторную батарею.
- Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
- Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
- Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень. - Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.
3— 4,00
НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ
Источник: https://2shemi.ru/shema-podklyucheniya-generatora-v-avtomobilyah-vaz/
Обзор генератора на ВАЗ 2101
На ВАЗ 2101 применяется генератор Г-221. Он является трехфазной синхронной электрической машиной переменного тока. В конструкции узла имеется встроенный выпрямитель на шести кремниевых диодах. Схема подключения Г-221 приведена ниже.
Схема подключения генератора
Ознакомиться с основными характеристиками Г-221 можно в таблице, которая приведена ниже.
Таблица — Технические характеристики генератора ВАЗ 2101
Особенностью генератора ВАЗ 2101 является то, что один из подшипников напрессован непосредственно на вал ротора, а второй поджат в гнезде крышки с помощью резинового кольца.
Трехфазная обмотка статора соединена в «звезду» и имеет вывод нулевой точки. Он служит для запитывания реле контрольной лампы заряда АКБ. Три вывода обмотки подключены к диодному выпрямительному блоку. При этом модуль состоит из двух частей, что позволяет производить ремонт более дешево.
Артикульный номер и стоимость оригинального генератора ВАЗ 2101 и его аналогов
Оригинальный генератор ВАЗ 2101 имеет артикульный номер 21013701005 или 2101370300. Стоимость Г-221 находится в пределах 3500-5200 рублей. При этом в продаже имеется большое количество бывших в использовании узлов. Они продаются по цене от 450 рублей.
Г-221 является весьма хорошим и надежным узлом с высокой ремонтопригодностью. Он способен выдавать лишь 42 А, что было достаточно для машин в штатной комплектации. Установка акустических систем, подогревов и прочих потребителей электроэнергии привела к повышенной нагрузке на узел.
Из-за этого АКБ часто недозаряжается, что негативно сказывается на ее ресурсе. Поэтому владельцы приобретают более мощные генераторы от сторонних производителей. Наилучшие аналоги для Г-221 представлены в таблице ниже.
Таблица — Хорошо зарекомендовавшие себя альтернативы оригинального генератора ВАЗ 2101
Eldix | ELDA2101 | 2400-2700 |
Стартвольт | LG0101 | 3200-4000 |
Motorherz | ALR0130WA | 3690-3720 |
Fenox | AL11201O7 | 4400-5200 |
Lucas | LRA00533 | 7000-7500 |
Требуемые инструменты
Для замены и ремонта генератора ВАЗ 2101 требуются инструменты, перечень которых приведен ниже.
Таблица — Перечень необходимых инструментов для замены генератора
Торцовый ключ | «на 17», «на 19» |
Карданчик | Для более удобного доступа к креплениям генератора |
Вороток | С трещоткой и удлинителем |
Рожковый ключ | «на 10» |
Накидной ключ | «на 10», «на 15» |
Головка | «на 17», «на 19» |
Мультиметр | Для прозвонки цепи |
Паяльник | Для подсоединения выводов обмоток |
Проникающая смазка | Для отсоединения прикипевших и ржавых резьбовых соединений |
Металлическая щетка и ветошь | Для очистки креплений и рабочих поверхностей |
Часть работ по замене генератора требует доступа со стороны днища ВАЗ 2101. Поэтому желательно иметь в распоряжении смотровую яму или эстакаду.
Процесс замены генератора на ВАЗ 2101
Для того, чтобы успешно заменить генератор на ВАЗ 2101, рекомендуется следовать пошаговой инструкции, которая представлена ниже.
- Затормозить автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде.
- Снять аккумуляторную батарею.
- Отвернуть гайку, которая крепит генератор к регулировочной планке.
Расположение крепления узла к регулировочной планке
- Снять грязезащитный щиток моторного отсека.
- Скинуть со шкива ремень генератора.
- Отсоединить провод от генератора.
- Отсоединить клеммную колодку центрального вывода.
Отсоединение клеммной колодки
- Сдвинуть защитный колпачок.
- Открутить гайку, которая фиксирует наконечник силового провода.
- Отвернуть гайку, которая крепит генератор к кронштейну на блоке цилиндров
Гайка, которая фиксирует узел на блоке цилиндров
- Вынуть болт.
- Снять генератор и проверить наличие буферной втулки в проушине крышки.
- Установить и подключить узел в обратной последовательности.
- Отрегулировать натяжение ремня.
- Проверить уровень напряжения в бортовой сети.
Ремонт генератора
Ремонт генератора следует начинать с выявления неисправности. Для этого рекомендуется разобрать узел. Первым откручивается шкив.
После снятия шкива следует располовинить генератор.
Дефектовку каждого элемента следует начинать с визуального осмотра.
Составляющие элементы генератора ВАЗ 2101
При наличии посторонних звуков и заеданий прокручивания вала особое внимание следует уделить подшипникам.
Снятие пластины, которая скрывает подшипник
Слабым местом генератора являются щетки и контактные кольца. При наличии повреждений и следов сильного износа они подлежат замене.
Проверка диодного выпрямителя показана на изображении ниже.
Источник: https://zapchasti.expert/generator/generator-vaz-2101.html
Как Снять Генератор На Ваз 2101 ~ AUTOTEXNIKA.RU
ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена
В автомобиле ВАЗ 2101генератор является одним из источников питания. Второй – аккумуляторная батарея, но она участвует только в пуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. как снять нижнюю рулевую колонку яку руль на москвич 412 иж колонку. Благодаря такому симбиозу получается осуществлять питание потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.
На них отсутствовал аккумулятор, что немного удешевляло транспортное средство, но вот приборы освещения работали лишь при заведенном моторе. Но это мотоцикл. На автомобиле такая схема неудобна, так как запуск двигателя необходимо производить «кривым» стартером либо с буксира. А это вызывает довольно сильные затруднения.
Как снять генератор Ваз классика.( для начинающих.)
как снять генератор с автомобиля Ваз классического модельного ряда.
Как снятьгенератор ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107
Ссылка на партнёрскую программу — Буду очень рад лайку и подписке на .
Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, а для этого используется простой принцип. Если сделать так, чтобы напряжение питания роторной обмотки было постоянным, то получится избежать изменения величины магнитного поля.
Генератор на ВАЗ 2110: схема, его устройство, какой лучше. На ВАЗ-2101генератор функционировать должен под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых по конструкции реле-регулятора могут удерживать различное значение напряжения.
- Механические – в основе находится электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
- Полупроводниковые – в основе находится небольшая схема из транзисторов малой мощности либо же один силовой ключ.
- Смешанные – в конструкции имеется как транзисторная схема, так и электромагнитное реле.
Щетки – это именно тот элемент, при помощи которого реализуется схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им подается напряжение на контактные кольца движущегося ротора.
Как снять генератор
Для проведения демонтажа вам потребуются следующие инструменты:
- Ключи гаечные на 10, 13 и 17.
- Монтажная лопатка.
- Проникающая смазка типа WD-40.
Первоначально отключаете аккумуляторную батарею и отсоединяете провода от генератора. Желательно все работы производить при слегка приподнятой передней части автомобиля либо на смотровой яме, эстакаде.
Перед тем как снять генератор, нужно ослабить приводной ремень. Как снять и собрать заднее колесо на мопеде Alpha. Мопед альфа как снять заднее колесо выпуск 1 видео.
Для этого полностью выкручиваете ключом на 17 гайку с верхней шпильки крепления корпуса к блоку двигателя. С ней никаких проблем возникнуть не должно.
Корпус генератора нужно придвинуть к блоку, после чего снимаете ремень. Проблематично окажется ослабить нижний болт крепления. А как снять Если яркость подсветки приборов установить на В ближайшие дни сниму щиток. Он близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Как снять двигатель на ВАЗ и заменить передний бампер на ВАЗ для модели ВАЗ 2115. Поэтому заранее обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.