Как запрессовать палец в поршень

Двигатель. Цилиндропоршневая группа — разборка и сборка на мотоцикле. Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт.. Компания МОТО-ВЕЛО, г. Коломна, Московская область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. Мотоклуб Нортон

как запрессовать палец в поршень

Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. >> Двигатель. Цилиндропоршневая группа — разборка и сборка на мотоцикле

ООО «Мир Автокниг»

Цилиндропоршневая группа — разборка и сборка на мотоцикле

       Цилиндропоршневую группу можно разобрать, не снимая двигатель с мотоцикла. Это, как правило, приходится делать для очистки поршня и камеры сгорания от нагара, а также с целью замены изношенных деталей.

Разборка

       1. Снимаем топливный бак (см. с. 57).

       2. Отворачиваем гайки выпускных труб и отводим трубы от цилиндра (см. с. 65).

       3. Снимаем карбюратор (см. с. 61).

       4. Снимаем наконечник провода высокого напряжения со свечи зажигания, снимаем катушку зажигания, выворачиваем свечу (см. с. 24, 119).

       5. Отсоединяем трос декомпрессора, выворачиваем клапан (см. с. 42).

       6. Торцовым ключом на 14 мм в последовательности крест-накрест отворачиваем шесть гаек крепления головки цилиндра.

       7. Снимаем головку.

       8. Накидным ключом на 14 мм отворачиваем четыре гайки крепления цилиндра к картеру.

       9. Снимаем гайки с пружинными шайбами.

       10. Опускаем поршень в нижнюю мертвую точку, вращая колесо мотоцикла или нажимая непосредственно на поршень. Снимаем цилиндр.

       11. Закрываем отверстие кривошипной камеры чистой ветошью, чтобы исключить попадание в нее посторонних предметов.

       12. Переворачиваем цилиндр, устанавливаем его на шпильки и, аккуратно поддевая ножом, снимаем с цилиндра прокладку.

       13. Аналогично снимаем прокладку карбюратора (если она не была снята вместе с карбюратором).

       14. Осматриваем зеркало цилиндра. На нем недопустимы задиры, следы сильного износа, борозды, наволакивание алюминия от поршня и другие Повреждения. Такой цилиндр подлежит ремонту или замене.

Внимание!

       Нельзя шлифовать зеркало цилиндра шкуркой и затем полировать его. Единственно возможной обработкой является расточка на токарном станке под ремонтный размер с обязательным последующим хонингованием. При этом необходима установка поршня и колец ремонтных размеров (см. ниже).

       15. Скребком или ножом очищаем от нагара выхлопные окна цилиндра. Нагар перед этим можно размягчить керосином или ацетоном.

       16. Проверяем состояние резьбы в свечном отверстии. Если резьба повреждена по высоте более чем на треть — заменяем головку цилиндра.

       17. Аналогично осматриваем резьбу отверстия под декомпрессор.

Совет

       При необходимости головку цилиндра можно отремонтировать, установив в нее футорку. Для этого рассверливаем свечное отверстие до диаметра 18,4 мм и нарезаем в нем резьбу М20х1,5. Из латуни или бронзы вытачиваем футорку (см. рис.) и, завернув ее в отверстие, контрим развальцовкой нижнего края. Такие футорки есть и в продаже.

Футорка свечного отверстия

       18. Осматриваем уплотняющий поясок головки цилиндра. Если на пояске заметны неровности, притираем поясок на слесарной плите (с пастой для притирки клапанов) или ровным мелким абразивным бруском.

       19. Мелкой шкуркой очищаем поверхность камеры сгорания от нагара.

       20. Полезно отполировать камеру сгорания самой мелкой шкуркой (с водой), а затем пастой ГОИ до зеркального блеска. Так на ней меньше будет отлагаться нагар.

       21. Если поршневые кольца подлежат замене, их можно снять, сломав. В противном случае аккуратно заводим под кольца вырезанные из пластиковой бутылки полоски, и снимаем кольца с поршня.

Сборка

       Если принято решение о замене деталей, то следует подобрать поршень и кольца к цилиндру и поршневой палец к поршню.

       В запасные части поставляются «номинальные» поршни и цилиндры четырех размерных групп:

ГруппаДиаметр цилиндра, ммДиаметр поршня, мм
1 71,94 71,99
71,95 72,00
00 71,96 72,01
000 71,97 72,02

       Кроме того, выпускаются ремонтные поршни и поршневые кольца двух размерных групп, предназначенные для установки в расточенные и отхонингованные цилиндры:

ГруппаМаркировкаДиаметр поршня, ммДиаметр цилиндра, мм
1 Р1 72,46-0,04 72,5
2 Р2 72,96-0,04 73,0

       Маркировка поршневых колец нанесена на их упаковке. Диаметр обработанного цилиндра должен быть на 0,05 — 0,07 мм больше диаметра поршня соответствующей группы.

       При сборке следует использовать поршень и цилиндр одной группы. Маркировка группы нанесена клеймением на днище поршня и фланце цилиндра под карбюратором.

       При новом поршне и цилиндре, а также, если они имеют допустимый износ, устанавливаем поршневые кольца номинального размера (диаметр — 72 мм при зазоре в стыке равном 0,25 — 0,45 мм). Перед установкой колец на поршень проверяем их прилегание к цилиндру. Для этого поочередно вставляем кольца в цилиндр строго параллельно верхней его плоскости.

Зазор в стыке кольца должен быть в пределах 0,25 — 0,45 мм. При меньшем зазоре подпиливаем стык плоским мелким надфилем. Иначе при работе двигателя и расширении кольца от нагрева его концы упрутся друг в друга, и кольцо может повредить зеркало цилиндра. Проверяем щупом торцевой зазор между кольцами и канавками, он должен быть в пределах от 0,075 до 0,1 мм.

Поршневые пальцы выпускаются четырех размерных групп, что позволяет обеспечить беззазорное соединение с поршнем в холодном состоянии и минимальный зазор при работе двигателя. Размерная группа обозначена краской на торце пальца (зеленая, белая, черная и желтая метки, в порядке увеличения диаметра пальца). Соответствующая метка нанесена краской на одну из бобышек поршня.

Поршневой палец должен быть собран с поршнем одной с ним группы.

       Новый поршневой палец перед сборкой следует отполировать пастой ГОИ или подобным средством до зеркального состояния (на заводе этого почему-то не делают). Это увеличит ресурс и надежность работы двигателя.

       При сильном износе бронзовой втулки шатуна ее следует выпрессовать и заменить. Втулку можно изготовить из бронзы БрАЖМц10-3-1,5 или оловяни-стой бронзы (но не латуни!) по приведенному эскизу.

Втулка верхней головки шатуна

       1. Собственно сборку начинаем с установки поршневых колец на поршень (с помощью полосок из пластиковой бутылки). Одно из колец имеет покрытие пористым хромом (оно более светлое), устанавливаем его в верхнюю канавку.

       2. Смазываем зеркало цилиндра и боковую поверхность поршня с кольцами тонким слоем пластичной смазки с дисульфидом молибдена или моторным маслом. Смазываем также паронитовую прокладку под цилиндр.

       3. Вставляем поршень снизу в цилиндр до отверстия под поршневой палец и ориентируем его меткой вперед по ходу движения мотоцикла (в сторону выхлопных окон, или окна при однотрубном варианте выпускной системы двигателя).

       4. Наживляем поршневой палец до выхода пальца из бобышки поршня. Смазываем моторным маслом отверстия в бобышках поршня и в шатуне.

       5. Уложив прокладку под цилиндр, поднимаем его и аккуратно совмещаем отверстие в поршне с отверстием в шатуне. Легкими ударами загоняем палец в поршень до нужного положения и стопорим его с обеих сторон кольцами.

       6. Дальнейшая сборка выполняется в последовательности обратной разборке. На резьбу шпилек крепления цилиндра и головки наносим немного смазки. Гайки крепления головки затягиваем постепенно, крест-накрест.

Запрессовка поршневых пальцев

как запрессовать палец в поршень

В автомобильных двигателях «ВАЗ» поршневой палец необходимо запрессовывать в нагретую головку шатуна. Запрессовывается поршневой палец с натягом в 0,04 мм. При этом должен соблюдаться расчетный зазор 0,01 мм. При температуре 20 градусов Цельсия палец должен легко ходить внутри поршня.  Но при этом поршневой палец не должен выпадать из поршня в вертикальном положении в смазанном состоянии.

Примеры приспособлений, которые используются для запрессовки поршневого пальца УК двигателей ВАЗ 2101, ВАЗ 2103 (диаметр цилиндра 76 мм), ВАЗ 2105, ВАЗ 2106 (диаметр цилиндра 79 мм). Рекомендуются специальные допуски 0,2 мм для ВАЗ 2101, ВАЗ 2103, и 0,1 для ВАЗ 2105, ВАЗ 2106. Но бывают случаи, когда поршневые пальцы имеют разную длину, разные состояния между торцами бобышек поршней. В таких случаях необходимо использовать регулируемое приспособление.

(расчет):

Регулируемый размер можно вычислить по формуле:

А = 0,5(D-В-С+27) мм, где В – это длина поршневого пальца;

С — расстояние между внутренними торцами бобышек поршня;

D — диаметр цилиндра;

27- ширина верхней головки шатуна (выдержива­ется точно).

Пример расчета: D=79; В=67,3; С=31,2.

А=0,5 (79-67.3-31,2+27)=3,75 мм.

Если в этом случае использовать приспособление рекомендуемое производителем 02.7853.9500, то этот размер должен быть равен 4.7 мм.

При этом винт 7 должен затягиваться неплотно. Так как его плотное затягивание может привести к заклиниванию.

Во время запрессовки поршневого пальца следите за тем, чтобы поршень плотно прижимался к верхней головке шатуна.

Работы должны проводиться очень быстро, потому что головка шатуна очень быстро охлаждается, что, в конце концов, приводит к тому, что палец займет неправильное положение и изменить его будет нельзя.

Операция должна проводиться очень быстро, так как быстро охлаждающийся шатун может «схватить» палец до полной его запрессовки, а в охлажденном шатуне положение пальца уже не изменить.

Запрессовка поршневого пальца в головку шатуна: 1 – оправка; 2 – регулировочная гайка; 3 – поршень; 4 – палец; 5 – направляющая втулка; 6 – шатун; 7 – винт.

Источник: https://www.autoezda.com/-dviglo/remontdvs/630-zapresporspalec.html

Пальцы поршневые оригинал Таврия / СЕНС к поршням МеМЗ-245. Палец зеленый Ланос 1.4 цельнотянутый 245-1004020

как запрессовать палец в поршень

Поршневые пальцы для двигателя МеМЗ / Таврия и СЕНС

Поршневые пальцы

На все двигатели Таврического семейства, разных объемов ― подходит только один поршневой палец, с каталожным номером 245.1004020. Оригинальные пальцы — смотрим фото №2-6

В нагретый, до 110град С, заводской поршень ― палец должен входить от легкого нажатия рукой. После того, как поршневой палец упрется в стопорное кольцо с другой стороны ― вставляется еще одно стопорное кольцо с каталожным номером 317.1004022 или 965.1004022 (это зависит от используемого поршня)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится топливный насос

После остывания поршня ― палец должен прочно сидеть в поршне, но оставаться подвижным / плавающим во втулке шатуна. 

Поршневые пальцы Таврии ― стальные, диаметром 20 мм, длиной ― 61 и толщиной стенки ― 4 мм.

Пальцы для мелитопольских двигателей Таврии изготавливают из стали ― плавающего типа. От осевого перемещения палец фиксируется стопорными кольцами  965.1004022. Только на ЗАВОДСКИХ поршнях 317.1004015  типоразмера 77.5мм для двигателя МеМЗ-317 объемом 1.4л ― используются пружинные стопорные кольца с каталожным номером 317.1004022

Поршневые пальцы изготовлены с высокой точностью и разбиваются по наружному диаметру на три группы, каждая из которых имеет свой цвет маркировки: самые тонкие ― красные, самые толстые ― зеленые. Каждая краска обозначает одну из трех типоразмерных групп (красный, зеленый, желтый), отличающихся друг от друга наружным диаметром пальца на 0,004 мм. Наружная поверхность пальцев имеет идеально гладкую поверхность, которая подвергается цементации + обладает высокой твердостью.

Пальцы поршневые. Каким ИЗ, огромного количества присутствующих на рынке, отдать предпочтение, при установке на МеМЗовские моторы? Существует огромное разнообразие пальцев, как самых разных размеров, так и самых разных производителей.

Наши умельцы, в гаражно-кустарных условиях — не дремлют и, хотя «под завод» пальцы не подделывают, по крайней мере я о таких случаях не знаю, но то, что существуют в большом разнообразии — не имеющие никакого отношения к МеМЗу, это — факт.

Конечно, вас попытаются соблазнить низкими ценами и тем, что «их» упакованы в коробочку, чего на моторном заводе никогда не было и вряд-ли уже будет. Из какой трубы и каким составом покрывали «таврические» пальцы — загадка!!! А о размерах, вернее точности этих самых тысячных ― кто хоть понятие имеет при массовом производстве? Лезет и лезет.

А какова чистота поверхности, каков верхний слой, а не лопнет ли этот палец на моторе 1,3л или 1,4? И каковы будут последствия таких, пока еще не ожидаемых проблем?!!  В конце-то концов: а сколько вы сможете сЭкономить на покупке самопала в коробочке? Даже если и без коробочки-упаковки?! Ну, 10, а если даже и двадцать-тридцать гривен на пальце?!! Надо ли делать такую экономию, на фоне общих затрат при ремонте мотора и потом ждать, когда же он лопнет, дабы шатуном разбило блок? Ответ, как по мне ― очевиден. Брать, только оригинал, тем более — что оригинальный палец — цельнотянутый, т.е — не имеет внутри никаких бороздок и заусениц!!

И ещё на заметку: оригинальные пальцы не бывают ремонтных размеров, а ОПТОВАЯ — САМАЯ_САМАЯ закупочная цена на них, в конце 2016года составила 185,33грн и, понятное дело — ни один нормальный предприниматель или магазин не станут в розницу продавать заводские пальцы по цене, ниже планки в 200,0грн, а если ещё учесть, что выбирать Вам не дадут и большинство полученных с ЗАЗа пальцев будет красного и желтого цветов, то зеленые, в оригинальном исполнении, будут стоить ЗНАЧИТЕЛЬНО дороже!!! Мораль сей басни такова: ВСЁ, ЧТО ПРОДАЕТСЯ НИЖЕ 200 ГРИВЕН, ПРИ ЛЮБЫХ РАСКЛАДАХ, ОТНОШЕНИЯ К ЗАВОДСКОМУ ТОВАРУ —НЕ ИМЕЕТ, тем более — с течением времени и инфляции

А теперь о подделках И ПРОЧИХ «ИЗДЕЛИЯХ».

Не далее как 2 ноября 2015г, в 18:29 мне, на эл.почту пришло письмо следующего содержания: ​»Доброго дня.Роблю капіталку мотора.Купив ось такі поршневі пальці .Підкажіть,будь ласка,це оригінал чи ні,а то ящось сумніваюсь. Упаковка як в оригінальних а от голограма не така як на оригіналі.Дякую .»

  • В самом вопросе сразу звучит ответ: «от голограма не така як на оригіналі»

В следующем письме автор добавил ещё бОльше фоток, причем не продолжая сокрушаться: «​Особливо «порадувала» внутрішня поверхня пальців.В нагрітий поршень такі пальці не лізуть хоч кувалдою забивай.Все це купувалось в одному з інтернет магазинів як оригінальний ЗАЗ.Чи є в Вас оригінальні поршневі пальці (жовті)?Яка ціна?Дякую» 

  • Дальше ― смотрим фото подделок, под номерами 8-10, из коллекции изображений автора письма. На первый взгляд, если сравнить фото №1, 5 и №8 ― отличий практически нет. Но это ― только на первый Надеюсь, вы не будете повторять чужих ошибок 
  • Что мне сразу бросилось в глаза: обилие поддельных голограмм ― и на каждом пальце, и на каждой этикетке. Сразу отправляю присланные фото в альбом «Подделки №2 под оригинальные запчасти. НЕоригинальные запчасти«. Больше о поддельных голограммах можно узнать из моего фото-альбома 
  • Тем, до кого с первого раза не дошло ― все прочесть и осмыслить еще три раза, если и после этого ясности в плане отличий оригинала от подделок не находите ― звонить по телефону 050-336-20-36 или пишите на почту E-mail: 0503362036@ukr.net

Подбор поршневых пальцев

Поршневые пальцы поставляются в запчасти по-штучно и, с нанесенной на внутреннюю поверхность пальца цветовой маркировкой 

При сборке палец, поршень и шатун должны комплектоваться из деталей одной размерной группы, для обеспечения минимального зазора между пальцем и втулкой шатуна, причем палец должен неподвижно «сидеть» в поршне.

Подбор / сопряжение пальцев с поршнями ― производится по цифровой маркировке, нанесенной на донышке заводского поршня и цветной маркировке пальца. Так, к маркировке римскими цифрами I, II, III идет красная, желтая или зеленая краска на пальцах ― соответственно, хотя некоторые мастера не особо обращают на эту тонкость внимание

После подбора поршневого пальца под поршень, проверяется его соответствие втулке шатуна. Зазор между ними рекомендуется держать от 0,002 мм для новых деталей, и не более 0,02 мм для Б/У-шных деталей

При необходимости замены пальца на поршне и шатуне Б/У ― обычно используют зеленые пальцы: и втулка шатуна уже поработала, да и отверстия бобышек поршня подвергались нагрузке, но в любом случае палец не должен под небольшой нагрузкой перемещаться в поршне, а зазор во втулке шатуна должен быть минимальным ― в противном случае поршень подлежит замене, а шатун ― ремонту или замене на новый

Обращаю Ваше внимание на то, что на каждом заводском шатуне маркировка наносится краской в двух местах: под верхней головкой и на нижней крышке. Верхняя ― обозначает группу сопряжения с новыми пальцами, а нижняя ― весовую группу шатуна. Пара палец-втулка шатуна проверяется проталкиванием смазанного машинным маслом поршневого пальца во втулку ― для этого достаточно небольшого усилия. Люфт должен быть минимальным или вообще может отсутствовать.

В наличии ― все типоразмеры пальцев:

  • красные   19,988 ― 19,992 мм
  • желтые    19,992 ― 19,996 мм
  • зеленые     19,996 ― 20,000 мм

Есть и много других оригинальных запчастей к силовым агрегатам МеМЗ.

У нас можно приобрести такие редкие, для других магазинов запчасти, как оригинальные ремонтные поршня, на пример к мотору 1,4 размером 77,75мм или новый блок МеМЗ-307 для двигателя  с кондиционером, причем как голый, так и в сборе и много, многое другое, в том числе и новые моторы МеМЗ, вплоть до МеМЗ-317 ― а это 1.4л / 1400 куб.см

 –Звоните +380 (50) 975-15-13 или +380 (48) 777-08-92 8.30-18.00 и мы Вам поможем!!! 

В наличии:

А-245.1004020  Палец поршневой красный

Источник: https://avtozapchasti-zaz.uaprom.net/p29319291-paltsy-porshnevye-original.html

Приспособления для запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна, контроль запрессовки и выпрессовка, чертежи, схемы и размеры

В двигателях автомобилей ВАЗ поршневой палец запрессовывается в нагретую головку шатуна. Расчетный натяг в соединении после запрессовки должен быть примерно 0,04 мм. В соединении палец-поршень расчетный зазор около 0,01 мм. При температуре поршня и пальца, равной 20 градусов, последний должен легко проталкиваться в поршень усилием руки. А вот смазанный моторным маслом палец не должен выпадать из поршня в вертикальном положении. 

Приспособления для запрессовки поршневого пальца в верхнюю головку шатуна, чертежи, схемы и размеры

У двигателей ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 (диаметр цилиндра 76 мм) для запрессовки пальца рекомендуется использовать приспособление А.60325 с размером, определяющим положение пальца, равным 2,01-2,03 мм. Для двигателей ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 (диаметр цилиндра 79 мм) предназначено другое приспособление 02.7853.9500 с соответствующим размером, равным 4,7-4,71 мм.

Как видим, рекомендуемые допуски размеров в первом случае 0,2 мм, во втором 0,1 мм. По идее, приспособление должно обеспечивать симметричное положение пальца в шатуне и соответственно в поршне (с допускаемыми отклонениями). Однако, практика показывает, что длины частей пальца, выступающих из верхней головки шатуна, могут отличаться на 1 мм и более.

Это происходит из-за различных расстояний между внутренними торцевыми плоскостями бобышек поршней, поставляемых в запасные части. К тому же, могут существенно отличаться по длине поршневые пальцы (свободный размер). Таким образом, рекомендуемые заводом приспособления можно использовать не всегда. Для выхода из этого положения вместо двух приспособлений используется одно, но регулируемое.

Запрессовка поршневого пальца в верхнюю головку шатуна

Регулируемый размер А* вычисляется по формуле : А = 0,5 (D-B-C+27) мм, где :

В — длина пальца; С — расстояние между внутренними торцевыми плоскостями бобышек поршня; D — диаметр цилиндра;

27 — ширина верхней головки шатуна (выдерживается точно).

Пример расчета:

D=79; B=67,3; С=31,2, тогда А = 0,5 (79-67,3-31,2+27)=3.75 мм. Заметим, что у приспособления 02.7853.9500 этот размер равен 4,7-4,71 мм.

Напомним, что винт 7 (см. рисунок) затягивается неплотно, чтобы не произошло заклинивания при удлинении пальца от контакта с нагретой головкой шатуна. При запрессовке (установке) пальца поршень должен прижиматься к верхней головке шатуна, как показано на рисунке. Операция должна проводиться очень быстро, так как быстро охлаждающийся шатун может «схватить» палец до полной его запрессовки, а в охлажденном шатуне положение пальца уже не изменить.

На практике довольно часто приходится сталкиваться со случаями, когда приспособления ВАЗ и рассматриваемое регулируемое приспособление просто неприменимы. Дело в том, что у поршневых пальцев, поставляемых в запасные части, отверстие не предназначено для использования упомянутых приспособлений. Впечатление такое, что и сверление этих пальцев производится с двух сторон, при этом нет точного совпадения осей отверстий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему скрипят тормоза при торможении на авто

В результате, стержень оправки приспособления диаметром 14,87-14,93 мм или просто не вставить в палец или, из-за очень плотной посадки, не извлечь из пальца при снятой направляющей втулке примерно в течение 30 минут. Попытки «подкорректировать» отверстие рассверливанием оканчивается неудачей. Палец цементирован и закален ТВЧ, при этом и поверхность отверстия оказывается повышенной твердости.

Оправка для запрессовки поршневого пальца

Для описанных случаев надо изготовить короткую оправку с диаметром стержня 14,5 мм. Кстати, встречаются пальцы, где невозможно вставить оправку и с диаметром стержня в 14 мм. На оправке палец не фиксируется. Другой вариант короткой оправки, но с фиксацией пальца показан на рисунке ниже.

Технология запрессовки (установки) пальца короткими оправками

Поршень кладем на деревянную подкладку. Вставляем между бобышками поршня нагретую головку шатуна, придерживая его рукой в рукавице за нижнюю часть. Другой рукой устанавливаем палец в отверстие бобышек поршня и в верхнюю головку шатуна (усилие незначительное) так, чтобы палец выступал из поршня на 5-7 мм. Оправкой с отрегулированным размером А вставляем палец окончательно. Иногда приходится по оправке слегка постучать молотком.

Контроль запрессовки и выпрессовка поршневых пальцев

Натяг в соединении палец — верхняя головка шатуна при температуре 20 градусов должен быть таким, чтобы палец не перемещался в головке шатуна при осевой нагрузке в 400 кгс. Усилие выпрессовки может достигать более 800 кгс.

Для контроля запрессовки и для выпрессовки пальцев предлагается более простое приспособление, чем рекомендуемое заводом А.95615. Основание и пластина привариваются к ребру. Гайка собирается с подшипником 8202 (dxDxH=15x32x12 мм; Со=18 247 Н = 1860 кгс). После установки опоры трубчатая часть гайки завальцовывается в канавку опоры. Перед завальцовкой подшипник следует смазать.

Контроль запрессовки

Прикладываемое осевое усилие определяется по моменту затяжки гайки. Момент измеряется динамометрическим ключом. Связь между прикладываемым крутящим моментом М и развиваемым осевым усилием Q определяется по формулам:

M = 0,23Qd кгсм; Q = 4,35 M/d кгс, где d — номинальный диаметр резьбы, м (в нашем случае резьба М14; d=0,014 м). Так, при Q = 400 кгс (3,924 кН) получим М = 0,23х400х0,014 = 1,288 кгсм или 12,64 Нм.

Перемещение пальца контролируется по перемещению головки винта индикатором, закрепленным на стойке кронштейна индикатора винтом М6-10. Посадка пальца в шатуне будет соответствовать норме, если после прекращения действия динамометрического ключа и возвращения гайки в первоначальное положение, стрелка индикатора возвратится к нулевой отметке. В случае проскальзывания пальца (М=1,3 кгсм; Q=400 кгс) в верхней головке шатуна необходимо заменить шатун.

Выпрессовка

Выпрессовку пальца рекомендуется проводить на прессе с использованием оправки А.60308, центрируемой по отверстию в пальце и опоры с цилиндрической выемкой. Одновременно определяется пригодность шатуна. Обычно палец выпрессовывается при моменте 2,8-4,5 кгсм. что соответствует осевой силе 870-1398 кгс.

Окончательно пригодность шатуна определяется после проверки его на деформацию на поверочной плите или с помощью лекальной линейки. После затягивания гаек болтов крышки шатун зажимается в тисках за боковые поверхности нижней головки через прокладки из мягкого металла. Зажимать шатун за стержень, а тем более за верхнюю головку, нельзя во избежание его деформации (скручивания).

По материалам книги «Приспособления для ремонта автомобилей».
Росс Твег.

Источник: https://auto.kombat.com.ua/prisposobleniya-zapressovki-porshnevogo-paltsa-verhnyuyu-golovku-shatuna-chertezhi/

Как собрать шатунно-поршневую группу ЗМЗ-406

Страница 1 из 2

1. Снять головку блока цилиндров.

2. Снять картер двигателя и прокладку картера.

3. Снять масляный насос.

4. Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку 2 шатуна.

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.

Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

5. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, и затем вынуть его вместе с шатуном.

Вынуть из шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна.

Если метки не видны — пометить шатун и крышку номером цилиндра.

6. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.

7. С помощью съемника снять поршневые кольца.

8. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

9. Выпрессовать специальным приспособлением поршневые пальцы.

Если приспособления нет, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1.

Вынуть шатун 2 из поршня 3.

10. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

11. После разборки промыть все детали в бензине.

Очистить поршни от нагара.

Прочистить канавки под поршневые кольца старым поршневым кольцом или обломком кольца.

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

Диаметр пальца, мм Диаметр отверстия, мм Маркировка
в верхней головкешатуна в бобышке поршня пальца, шатунаи поршня поршня
22,0000-21,9975 22,0070-22,0045 22,0000-21,9975 Белый I
21,9975-21,9950 22,0045-22,0020 21,9975-21,9950 Зеленый II
21,9950-21,9925 22,0020-21,9995 21,9950-21,9925 Желтый III
21,9925-21,9900 21,9995-21,9970 21,9925-21,9900 Красный IV

Осмотр, проверка и ремонт

1. Осмотреть поршни.

Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, поршни заменить.

Измерить диаметр поршня. Если он меньше 91,9 мм, поршень заменить.

Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца.

Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,024–0,048 мм.

Для того чтобы обеспечить величину зазора, поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д.

Буквенная маркировка выбивается на днище поршня.

При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор.

Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром равен 0,25 мм.

Зазор между поршнем и цилиндром можно определить промером поршня и цилиндра.

В запасные части поставляются поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 мм диаметром и на 1,0 мм.

На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись «406» (поршень номинального размера), «406АР» (поршень, увеличенный на 0,5 мм), «406БР» (поршень, увеличенный на 1,0 мм).

2. Измерить зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня.

Зазор должен быть в пределах 0,05–0,087 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца.

Если зазоры превышают указанные, нужно заменить кольца или поршни.

3. Измерить зазоры в замках поршневых колец.

Для этого вставить кольцо в цилиндр и продвинуть поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов.

Измерить щупом зазор в замке кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для дисков маслосъемных.

Если зазор превышает указанный, кольцо заменить.

Если зазор меньше, можно спилить концы кольца напильником, зажатым в тисках.

При этом кольцо перемещают по напильнику вверх- вниз.

4. Проверить посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна.

Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм.

Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и маркируются краской.

Палец маркируется на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивается римская цифра на днище поршня.

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в таблице. Слегка смазать поршневой палец моторным маслом и вставить в верхнюю головку шатуна.

Палец должен входить в головку от усилия большого пальца руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на пальце под действием собственного веса из горизонтального положения.

Палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса, если шатун повернуть так, чтобы палец встал вертикально.

Поршневой палец и шатун должны быть одной или соседних размерных групп.

5. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г.

6. Осмотреть шатунные вкладыши. Если на них имеются задиры, риски, выкрашивания и т.д., их нужно заменить.

7. Установить на шатуны крышки и измерить диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия 60 +0,019 мм, предельно допустимый — 60,03 мм.

Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, заменить шатун с крышкой.

Измерить диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия 22 +0,007 и 22 –0,003 мм, предельно допустимый — 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, заменить шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в таблице.

Сборка и установка

1. Собрать поршень 4 с шатуном 3. Перед этим нагреть поршень до температуры 60–80°С. Затем быстро вставить шатун в поршень так, чтобы надпись: «Перед» на поршне и выступ «А» на шатуне были с одной стороны, и запрессовать поршневой палец 6.

Установить стопорные кольца 5.

Надеть с помощью съемника поршневые кольца на поршень.

На верхнем компрессионном кольце имеется надпись: «Верх», кольцо должно устанавливаться на поршень этой надписью к донышку поршня.

На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны есть проточка, кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх к донышку поршня.

Вставить вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня.

Вставить вкладыш 1 в крышку 2 шатуна, при этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в выемку в крышке.

Смазать цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 моторным маслом.

Повернуть поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец расположились под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца также под углом 180° друг к другу и под 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца.

Повернуть коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка того цилиндра, в который устанавливается поршень, находилась в н.м.т.

Вставить поршень с шатуном в цилиндр, при этом надпись: «Перед» на бобышке поршня должна быть обращена вперед двигателя (к приводу распределительных валов).

Чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуется на шатунные болты надеть втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится номер двигателя на ваз 2110

С помощью специальной обжимки обжать поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкнуть поршень в цилиндр, при этом обжимка должна быть плотно прижата к блоку, иначе можно поломать поршневые кольца.

Продвинуть поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, снять с шатунных болтов обрезки шлангов.

Установить крышку 2 шатуна на шатунные болты, при этом уступ Б на крышке шатуна должен быть с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна, а номера цилиндра, выбитые на шатуне и крышке, располагались с одной стороны.

2. Завернуть гайки шатунных болтов и затянуть моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м).

3. Таким же образом установить остальные поршни с шатунами.

4. Несколько раз провернуть коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.

5. Установить масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров.

Источник: http://autoruk.ru/sistemi/dvigateli/dvigatel-zmz-405-406/kak-sobrat-shatunno-porshnevuyu-gruppu-zmz-406

Сборка и установка поршня и шатуна

Разбор и сборка пускового двигателя П-23У

Сборка поршня и шатуна

Для запрессовки втулки 9 (см. рис. 130) нагрейте шатун 15 до температуры 353363 К (8090°С). Запрессуйте втулку заподлицо с торцами головки шатуна. Втулку для запрессовки можно охладить до 223 К (—50 °С).

Нагрейте поршень до температуры 343363 К (7090°С). Смажьте моторным маслом поршневой палец и втулку шатуна. Соберите поршень с шатуном., протолкнув легкими ударами медного молотка поршневой палец. Палец должен входить от усилия не более 30 Н (3 кгс).

Запрессуйте с обеих сторон поршня заглушку 12 поршневого пальца. При выступании заглушек над поверхностью поршня опилите их.

Установите в канавки специальными щипцами последовательно маслосбрасывающее 13 и три компрессионных 14 кольца фаской к днищу поршня. Расположите стыки колец под углом 120° относительно друг друга. Установите в шатун и крышку нижней головки шатуна верхний 32 и нижний 31 вкладыши по ранее нанесенным меткам.

Установка поршня и шатуна

Удалите нагар с верхней части поверхности цилиндров. Протрите цилиндры и шатунные шейки коленчатого вала 29 льняной салфеткой.

Смажьте моторным маслом шатунные шейки вала, вкладыши шатунов и крышек, цилиндры блока, поршни и шатунные болты. Установите по ранее нанесенным меткам поршни с шатунами в цилиндры, пользуясь для направления колец приспособлением. Шатун с меткой «1» должен быть установлен в первый цилиндр, с меткой «2» — во второй. Поршни перед установкой подбирайте соответственно размерным группам цилиндров.

Заведите шатун с болтами 16 нижней головки на шатунную шейку коленчатого вала. Установите крышку по ранее нанесенным меткам. Крышку с шатуном собирайте так, чтобы пазы под усики вкладышей находились с одной стороны. Закрепите крышку к шатуну, навернув на шатунные болты гайки 30.

Момент затяжки гаек 68,6 88,2 Н/м (7 9 кгс/м). Допускается увеличение момента затяжки до 107,8 Н/м (11 кгс/м) для совмещения ближайшей прорези в гайке с отверстием в шатунном болте. Зашплинтуйте гайки, отогнув один конец шплинта на торец болта, другой на грань гайки.

Шатун должен перемещаться вдоль шейки вала от усилия руки.

Закройте крышкой люк поддона блока и установите на блок головку цилиндров.

Источник: https://b170m.ru/instructions/razbor-i-sborka-puskovogo-dvigatelya/razbor-i-sborka-puskovogo-dvigatelya_603.html

Сборка и установка шатунно-поршневой группы на двигатель

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Поршни с шатунами
  2. Шатуны
  3. Сборка шатунно-поршневой группы

На днище поршня нанесено обозначение группы поршня по диаметру юбки, на передней части поршня — ремонтной группы и ремонтного размера поршня. Для облегчения индивидуального подбора поршней к цилиндрам каждый из размеров ремонтной группы подразделяют на размерные группы, в которых размеры поршней по диаметру юбки следуют через 0,01 мм. Все операции подбора поршней по цилиндрам необходимо проводить при температуре окружающей среды 17 23 °С.

Для облегчения индивидуального подбора поршневых пальцев поршни по диаметру отверстия под поршневой палец подразделяют на четыре размерные группы. Маркировку размерной группы по диаметру отверстий под поршневой палец осуществляют нанесением краски на бобышку поршня.

При замене поршней без замены гильзы цилиндров верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая образовалась в результате износа гильзы под верхним поршневым кольцом, целесообразно обработать шабером или мелкозернистым шлифовальным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели.

Поршни к цилиндрам следует подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндров и юбкой поршня был 0,030,05 мм. Зазор определяется лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10 13 мм и длиной не менее 200 мм.

Ленту-щуп протягивают через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25 45 Н, При этом поршень должен быть обращен днищем вниз, а лента-щуп должна находиться в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец.

Подбор поршней можно проводить не выпрессовывая гильзы из блока или после их выпрессовки. После подбора поршней к гильзам цилиндров необходимо на днищах поршней выбить порядковые номера цилиндров.

Посадку пальца в бобышках поршня выполняют с натягом 0,0025 0,0075 мм. Допуск цилиндричности пальца равен 0,00125 мм в радиусном выражении. Стопорные кольца поршневого пальца следует устанавливать в канавках поршня с некоторым натягом, т.е. они не должны проворачиваться от усилия руки. Кольца, потерявшие упругость, следует заменить.

Шатуны

Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому при разборке, контроле и сборке следует сохранять комплектность шатуна и крышки шатуна. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Ремонт верхней головки шатуна обычно заключается в выпрессовывании, запрессовывании и растачивании втулки.

Усилие запрессовки втулки должно быть не менее 7 000 Н, При ремонте верхней головки шатуна размеры под втулку и палец должны соответствовать размерам, рекомендованным заводом-изготовителем.

Для подбора пары поршневой палец — шатун размеры верхней головки шатуна (диаметр от-верстия под втулку) подразделяют на размерные группы, которые отличаются друг от друга на 0,0025 мм.

Рис. Подбор поршня к гильзе с помощью ленты-щупа:
а — гильза запрессована в блок цилиндров; б — гильза выпрессована из блока цилиндров

Сборка шатунно-поршневой группы

Для сборки шатуна с поршнем нужно подобрать поршневой палец к втулкам верхней головки шатуна и бобышкам поршня. Для соединения с шатуном поршень нагревают в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55 °С. При этом палец в отверстие бобышки нагретого поршня должен входить плавно от усилия большого пальца правой руки. В таком соединении после охлаждения поршня появляется необходимый натяг 0,0025 0,0075 мм.

Затем нужно сверить порядковые номера поршней и шатунов. Шатун закрепляют в тисках, устанавливают поршень, их соединение фиксируют пальцем. Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка на днище поршня была направлена к передней части двигателя.

Бобышка, выштампованная на шатуне для левой группы цилиндров, также должна быть направлена к передней части двигателя, т.е. в одну сторону с меткой на поршне.

Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена к задней части двигателя, а метка на днище поршня — к передней части.

После соединения и проверки шатунно-поршневой группы следует закрепить стопорными кольцами палец в бобышках поршня, затем тщательно протереть подобранные по канавкам и подогнанные к цилиндрам поршневые кольца и установить их на поршни с помощью специального приспособления.

Поршни в сборе с шатуном необходимо проверить по массе. Детали комплекта, установленного на одном двигателе, не должны отличаться по массе более чем на 12 г, т.е. шатуны должны соответствовать по массе одной группе.

Для установки поршней с шатунами в цилиндры блока нужно выполнить следующие операции:

  • повернуть блок двигателя, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх;
  • последовательно, один за другим брать поршни с шатунами в сборе;
  • тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна;
  • отвернуть гайки и снять крышку шатуна;
  • установить шатун с поршнем.

При этом рекомендуется надеть на шатунные болты специальные колпачки из латуни или меди, предохраняющие зеркало гильзы цилиндров от повреждений.

Затем необходимо проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания масла на стенки цилиндра, вставить вкладыши в шатун и в крышку, протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца, располагая внутреннюю выточку вверх, развести стыки компрессионных колец по окружности поршня примерно на 120°. После установки развести стыки компрессионных колец на 180°.

Далее следует протереть салфеткой гильзы цилиндров блока и шатунную шейку, смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров, вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня к передней части двигателя с помощью специального приспособления, довести подшипники шатуна до шейки коленчатого вала, продвигая поршень по цилиндру с помощью деревянной оправки, смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней, снять предохранительные наконечники с шатунных болтов и поставить на место нижнюю крышку шатуна, закрепив ее шатунными гайками.

Перед окончанием сборки нужно проверить суммарный осевой зазор между торцами шатунов и шатунной шейки коленчатого вала с помощью щупа и окончательно затянуть болты шатунных подшипников динамометрическим ключом.

После затяжки каждой пары шатунных подшипников следует проворачивать коленчатый вал. Момент прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 100 Нм.

Аналогичные операции нужно провести при установке в цилиндры остальных поршней с шатунами.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/sborka-i-ustanovka-shatunno-porshnevoj-gruppy-na-dvigatel/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по автомобилям