Как сделать споттер своими руками

Споттер своими руками инструкция как сделать самодельный

как сделать споттер своими руками

Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки. С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке. Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.

Споттер и его устройство

Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления.

При пропускании электрического тока через точку сварки выделяется большое количество тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются друг с другом в этой точке.

При этом применения сварочных материалов — плавящихся электродов, сварочной проволоки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.

Споттер состоит из следующих основных частей:

  • корпус, в котором размещены электрические компоненты;
  • кабель массы;
  • сварочный пистолет с кабелем;
  • остро заточенный электрод.

Применяются две основных конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.

https://www.youtube.com/watch?v=eowNlOMulyA

Трансформаторный вариант вполне можно сделать своими руками. Инверторный включает в себят высокотехнологичные электронные компоненты, которые в условиях домашней мастерской изготовить проблематично.

Особенности применения споттера

Основные области применения устройства это:

  • сварка тонкостенных деталей;
  • рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.

Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной невозможен или весьма затруднен. К элементу приваривается специальный крепеж, за который с помощью обратного молотка, талей или гидравлических домкратов и исправляется вмятина. У споттера также есть режим нагрева элемента для повышения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в свою начальную форму.

Как работает споттер

К поврежденному участку, в центре вмятины точечной сваркой приваривается крепежный элемент. К нему крепится шток обратного молотка, опирающегося на корпус за пределами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с обратной стороны металла, куда нет доступа, и вмятина выправляется.

Сделанный своими руками споттер должен иметь два основных режима работы:

  • кратковременный, служащий для прикрепления ремонтной шайбы к поврежденному участку;
  • постоянный — служащий для обычной точечной сварки угольным электродом.

Преимущества такого метода правки вмятин:

  • Минимальные сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в целом.
  • Быстрота исправления повреждений по сравнению с частичной разборкой автомобиля.

Чтобы в полной мере получить эффект от этих преимуществ, важно при исправлении повреждений своими руками точно соблюдать требования технологии.

Функциональность споттеров серийных моделей

Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:

  • сварку ремонтных шайб;
  • сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
  • нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
  • систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
  • переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки

Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.

Характеристики споттеров выпускаемых серийно

Основные характеристики следующие:

  • Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
  • Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
  • Пиковый ток сварки — 1300 А.
  • Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
  • Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
  • Переключение между режимами сварки и прогрева.
  • Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
  • То же для монтажной шайбы — более 100 кг.

Эти параметры могут служить ориентиром и для аппаратов, собранных своими руками.

Методы работы со споттером

Принцип действия устройства по выпрямлению вмятин в тех местах кузова, подобраться к которым с обратной стороны без серьезной разборки обивки или конструкций и узлов автомобиля невозможно, основан на вытягивании вмятой области поверхности за временно приваренный крепеж — монтажную шайбу или металлический стержень. Создаваемое обратным молотком усилие направлено изнутри корпуса к внешней стороне вмятой поверхности, имитируя удары киянкой из недоступного места.

Споттер, сделанный своими руками, в работе

Технологический процесс можно разбить на следующие операции:

  • Удалить с центра вмятого участка кузова краски, грунта и загрязнений — зачистить надо до голого металла.
  • Подключить массу споттера к кузову автомобиля. Аккумулятор автомобиля должен быть отключен, а зажигание выключено, во избежание повреждения электрооборудования импульсами сварочного тока.
  • Приварить точечной сваркой крепежные элементы к центру вмятины.
  • Выправить вмятину, вытягивая металл за крепежный элемент.
  • Скручивающим движением удалить крепеж с выравненной поверхности.
  • Зачистить место крепления шайбы или электрода и подготовить кузовной элемент к окрашиванию.

Для работы со споттером, магазинным или сделанным своими руками, мастеру будет достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ. Необходимо выполнять требования производственной безопасности во избежание причинения вреда жизни и здоровью людей и повреждения материальных ценностей.

Схема для сборки самодельного споттера

Чтобы своими руками собрать самодельный споттер, сопоставимый по функциональности и характеристикам в покупным, потребуются навыки в области электромонтажных и слесарных работ. Нужны будут также знания в области схемотехники, чтобы прочитать и реализовать электрическую схему споттера

Схема споттера не слишком сложная, из нее можно понять, что основным узлом аппарата будет мощный сварочный трансформатор, первичная обмотка которого запитана от сети через диодный мостик.

220 вольт понижаются на малом трансформаторе и подаются на второй диодный мостик, далее — через замкнутый контакт селектора, управляющего импульсом, на электролитический конденсатор большой емкости, начинающий зарядку. Пока еще закрытый тиристор не пропускает ток на рабочий трансформатор. При переключении селектора подачи напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на тиристор, открывая его. Время открытия определяется значением сопротивления резистора.

Тиристор подключает к сети главный трансформатор, вторичная обмотка которого выдает на электрод мощный импульс силой ток до 500 А и длительностью от 0,1 до 0,5 сек, которая регулируется резистором. После разряда конденсатора тиристор закрывается, и рабочая цепь разрывается. После возврата переключателя в начальное состояние аппарат готов к следующему рабочему циклу.

Самостоятельно собрать электронную часть инверторного споттера в домашних условиях не получится, однако есть возможность собрать споттер из инвертора, взяв исправный инверторный блок.

Корпус самодельного споттера и остальные комплектующие

Коли уж решено делать споттер своими руками, то стоит позаботиться о надежном и прочном корпусе. Для несущего днища лучше взять массивную панель из не электропроводного материала, такого, например, как гетинакс.

Размеры основы должны позволять разместить все основные узлы и детали, надежно их закрепить и в то же время оставить достаточно свободного места для охлаждения элементов.

Лучше сначала прикинуть расположение элементов конструкции на эскизе, чем потом по три раза заново сверлить отверстия и перекручивать болты.

Источник: http://crast.ru/instrumenty/spotter-svoimi-rukami-instrukcija-kak-sdelat

Споттер из сварочного аппарата, изготовленный своими руками: функции и характеристика, правила изготовления

как сделать споттер своими руками

В хозяйстве и строительстве часто используют аппарат для сварки. Любители автотранспорта считают незаменимой вещью споттер – сварочный аппарат точечной сварки, который используется для устранения кузовных дефектов и ремонта автотранспорта. Если не хватает средств на приобретение такого оборудования, можно попробовать изготовить споттер своими руками. Самостоятельно сделать этот инструмент – дело несложное, если есть руки, желание и небольшие знания электрики.

Применение споттера

Этот инструмент используется для кузовных сварочных работ, чтобы выправить поверхность кузова без разборки обшивки автомобиля. Споттер очень удобен в том случае, если требуется рихтовка деталей кузова, когда производители установили ограничение доступа из-за конструктивных особенностей.

Осуществляя кузовные работы, с помощью споттера осуществляют приваривание специального крепежного инструмента к деформированной детали автомобиля. Далее за этот крепежный инструмент вытягивают деформированный металл при помощи обратного молотка. Помимо этого, споттер способствует нагреву металла, способствуя таким образом быстрому возврату необходимой формы и жесткости.

Функции и свойства производственного споттера

Поставленный на производственный поток инструмент обладает множеством положительных функций:

  • присоединение ремонтных шайб сварочным аппаратом;
  • точечная сварка, осуществляемая посредством металлического электрода, необходимая для вытягивания металла панели;
  • осуществление прогрева углеродным электродом металлической детали с его дальнейшим охлаждением;
  • конструкция споттера делает его простым и очень удобным в эксплуатации;
  • этот инструмент имеет два режима сварки: режим постоянного включения, требующий применения углеродного электрода, и режим с кратковременным включением, регулируемый по времени, в процессе которого осуществляется приваривание шайб и металлического электрода;
  • имеется принудительная система охлаждения и термостат, который отключает сварочный аппарат в случае его перегрева, а также автоматически включает его, когда необходимая температура сварки достигнет нужного значения.

Это сварочное устройство имеет следующие характеристики:

  • для нормального функционирования необходимо напряжение в 220 В;
  • предельная мощность составляет 10 кВт;
  • напряжение вторичной обмотки аппарата для сварки – 7,8 – 9 В;
  • таймер;
  • тяговое усилие для иглы – больше 100 кг;
  • частота переменного тока – 50 – 60 Гц;
  • пределы установки времени – 0 – 1,2 секунды;
  • тяговое усилие для шайбы – больше 100 кг;
  • вес – 32 кг;
  • максимальный рабочий ток – 1300 А.

Изготовление споттера своими руками

Стоит такое устройство очень дорого, поэтому многие изготавливают споттер своими руками.

Требуемые материалы для этого:

  • сварочный трансформатор;
  • привод 12В;
  • диодный мост;
  • контактор 220 В;
  • тиристор на напряжение 200 В;
  • реле 30 А;
  • кнопка.

Перед тем как приступить к изготовлению споттера своими руками, следует обезопасить себя от случайного удара током, поэтому используют резиновый коврик и соблюдают правила техники безопасности.

Сварочный аппарат является идеальной основой для споттера своими руками. Важно изменить его таким образом, чтобы он на выходе подавал от 1500 А.

Собирают споттер следующим образом:

  • С аппарата снимают вторичный слой.
  • После этого необходимо выяснить, сколько витков может потребоваться на 1 В. Чтобы это выполнить, на первичную обмотку необходимо обвернуть медную изолированную проволоку, после чего измерить количество вольт. Полученная цифра делится на число витков проволоки. Итоговый результат определяет нужное количество витков.
  • Из снятого вторичного слоя изготавливают шину таким образом, чтобы сечение составляло 160 мм2, не меньше, а напряжение – 6 В.
  • Если сечение будет меньше этого значения, ее разделяют на несколько частей и скрепляют матерчатой изолентой. Количество частей зависит от первоначального показателя. Например, если сечение составляет 40 мм2, то шину следует разделить на 4 части.
  • Потребуется 2 шины с обмоткой из малярного скотча и изоленты. Изоляцию лучше всего проводить следующим образом: сначала будет слой изоленты, потом – скотча и затем снова изоленты. Открытые края необходимо заклепать.
  • Полученные шины наматывают на трансформатор. Это довольно сложно, поэтому потребуется помощник и молоток. Необязательно добиваться плотного сцепления трансформатора и первички. Главное, чтобы шина располагалась ровно и не имела никаких повреждений.

Если мощности хватает, то прибор своими руками почти готов. Осталось только изготовить пусковое устройство.

На рукоятке споттера имеется кнопка, через которую привод 12 В управляет реле. Это реле необходимо, чтобы перекрыть провод, имеющим напряжение в 220 В. Имея такое устройство, точечная сварка осуществляется легко и безопасно.

Сварочный пистолет изготавливается из полуавтомата, однако к нему следует изготовить небольшие дополнения, необходимые для крепления к прибору рихтовки. Внутри полуавтомата фиксируют ось из латуни.

Под клещи используют обычную трубу 20х20 мм. Силовой провод, соединяющий трансформатор и пистолет, должен иметь такое сечение, которое будет идентично или больше, чем сечение шины. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, изготавливается обычно из коммутирующего провода, имеющего термоизоляцию. Обязательно учитывают тот момент, что нагреваясь, этот слой начинает стягиваться.

Заключение

Изготовление споттера своими руками – дело несложное. Работа с ним требует навыков в сварочном деле. Кроме того, обязательно следует соблюдать правила эксплуатации прибора и правильно проводить сварку. Таким образом, осуществляется качественная работа по ремонту деформированных частей кузова.

Источник: https://stanok.guru/oborudovanie/svarochnyy-apparat/spotter-iz-svarochnogo-apparata-izgotovlennyy-svoimi-rukami.html

Как сделать споттер своими руками по чертежам

как сделать споттер своими руками

Споттер — это модификация сварочного аппарата, с помощью которого делается кузовной ремонт автомобилей. Такие работы, как правило, требуют наличия специальных знаний строения автомобиля. Определённые места в нём часто нельзя выровнять изнутри. В этом и помогает такой аппарат. Из-за высокой стоимости заводских моделей мастера часто интересуются, как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата.

Споттер, его применение и конструкция

Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.

В частности, он используется в таких целях:

  • рихтовка кузова;
  • выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.

Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля.

При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу.

Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.

Существует несколько схем, по которым можно собрать устройство. Для таких целей может использоваться не только сварочный аппарат, но и старый аккумулятор, микроволновка, инвертор или трансформатор. Сварочный аппарат из аккумулятора своими руками сделать несложно.

Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как усилить лонжероны на ниве

Выглядит это следующим образом:

  • обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
  • ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.

Самый простой споттер имеет 2 режима:

  • временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
  • сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.

Точечная сварка на основе инвертора

Контактная сварка из инвертора, изготовленная своими руками, является наиболее распространённым видом самодельного споттера для рихтовки. Существует множество способов сборки этого прибора.

Такой вид споттера очень похож на контактную сварку и является ее модификацией. Но его конструкция имеет отличительную черту — в ней отсутствуют клещи. Именно поэтому его можно считать аналогом электродуговой сварки, в которой ток проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт сварки присоединяется к поверхности, а вторым выступают насадка и шток.

Инверторное устройство

Основной деталью устройства является пистолет, который можно сделать из аналогичного приспособления для строительного клея или от полуавтоматической сварки. Многие интересуются, как собрать пуллер своими руками. Схема довольно простая.

Источник: https://pochini.guru/instrument/spotter-po-chertezham

Как сделать споттер своими руками

Споттер представляет собой устройство, вычисляемое к категории сварочных аппаратов. Предназначается для точечной сварки. Работает на основе сопротивления тока. Устройство функционирует за счет выделения некоторого количества энергии тепла в зоне соприкосновения со сварочным материалом при подаче электротока. Споттер из сварочного аппарата можно сделать своими руками. Классифицируют его на инверторную и трансформаторную модели.

Предназначение споттера и его особенности

Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.

Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины.

Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка. Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали.

Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.

Свойства конструкции агрегата

Приспособление состоит из таких компонентов, как коробка, пистолет, кабель, электрод.

Коробка содержит всю систему аппарата, которая необходима для сварки. Чтобы четко и быстро проводить кузовные работы, надо придерживаться порядка и технологии процесса.

Ели поверхность подверглась деформации, надо очистить ее от любого покрытия. Это может быть ржавчина, краска или лак. Данный этап очень важен, так как качество соединения металлов напрямую влияет на итог всего процесса. На поверхность, которая подверглась корректировке, присоединяют контакты. На очищенную зону повреждённой области приваривают крепёж, к которому и подсоединяется рассматриваемое устройство.

Вслед за этим захватывается устройство пистолетом, после чего вмятина вытягивается. Для выравнивания прибегают к использованию молотка, гидроцилиндров и других приспособлений. Обращают внимание на толщину металла.

Здесь следует понять, какое оборудование даст возможность производить рихтовку машины, чтобы не нанести ей вреда. Обратный молоток не используется в сочетании с алюминием. К тому же не каждый агрегат может справиться с оцинкованным кузовом.

Когда рихтовка кузова закончена, скручивают приваренную деталь. Место контакта зачищают шлифовальной машинкой.

Ключевая деталь споттера

Сварочный пистолет — это основная деталь устройства. Для непрерывной работы используют устройство фабричного изготовления. Можно сделать его на основе пистолета из строительного клея своими руками.

Альтернативным способом будет применение деталей из полуавтоматической сварки. Из текстолита вырезают одинаковые части с показателями длины от 12 до 14 мм. Их должно быть 2. В них устанавливают кронштейн, применяемый в качестве крепления электрода для сварки.

При желании можно смонтировать лампочку для подсветки, как и переключатель импульса.

Кронштейн можно сделать из меди. У него может быть сечение — прямоугольное или квадратное. В качестве электрода для сварки используют медный прут с толщиной от 8 до 10 мм. Пистолет должен иметь такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки. Чтобы подключить пистолет к устройству, используют комбинацию из сварочного кабеля с необходимым показателем сечения и 5-жильным контрольным кабелем. Подключение последнего осуществляется в соответствии со схемой.

На переключатель проводят три жилы. Ещё две перемещаются на подсвечивающую лампочку и двигатель. Сварочный кабель необходимо зачистить и припаять в специальное отверстие в кронштейне.

Алгоритм изготовления своими руками

Чтобы сделать агрегат самому, нужны некоторые навыки и понимание основ работы с такой техникой. Споттер из сварочного аппарата своими руками можно сделать в соответствии с чертежами. Для этого надо тщательно изучить конструкционные особенности аппарата. Можно использовать подручные детали.

Не всегда является целесообразным приобретение фабричного устройства. Качественный агрегат может обойтись в кругленькую сумму. Необходимо рассматривать конфигурацию приспособления и его чертежи.

Оборудование из инверторного аппарата

Чаще всего агрегат на основе инвертора изготавливается с применением самодельного материала. Основными составляющими устройства являются тиристорное реле и сварочный инвертор. Чтобы собрать приспособление, потребуются:

  • тиристор с показателем 200 Вольт;
  • трансформатор для понижения 122 вольт для управления реле посредством кнопки;
  • реле с мощностью в 30 ампер;
  • мост на диодах;
  • кнопка для управления и контроля;
  • контактная группа 220 вольт.

Трансформатор подключается с помощью диодного моста. К нему подсоединяется тиристор реле. Трансформатор питает управляющую ветку цепи. Перед изготовлением споттера своими руками надо обеспечить безопасные условия работы. С этой целью кладут под ноги резиновые коврики и придерживаются стандартных правил техники безопасности.

Основные этапы сборки

Чтобы сделать самодельный агрегат, идеально подходит сварочный аппарат Nordic. Необходимо уметь менять конфигурацию устройства так, чтобы споттер постоянного тока на выходе давал 1500 ампер, как минимум. Сборка осуществляется по следующим правилам:

  1. Снимают с аппарата вторичный слой. Иногда их бывает несколько.
  2. Перед установкой определяют количество витков на 1 Вольт. Первичная обмотка для этого оборачивается медной проволокой. Затем измеряют показатель Вольт.
  3. Полученный показатель делят на количество витков.

    Результат и будет указывать на число витков на Вольт.

  4. Из вторичного слоя, который был снят, производят шину. Желательно не допускать, чтобы этот параметр опускался ниже 160 квадратных мм.
  5. Напряжение должно равняться 6 вольт. Если сечение меньше, можно делить шину на несколько частей.

    Их скрепляют изоляционной лентой.

Количество фрагментов зависит от изначальных показателей. Допустим, если параметр равен 40 кв. мм., шина разрывается на 4 части. Необходимо взять две шины с обмоткой из изоленты или скотча для малярных работ. Изоляция должна быть последовательной. Сначала идет слой изоляционной ленты, затем — скотча, а сверху наматывается изолента. На открытые зоны можно установить клепки.

Полученные шины перемещаются на трансформатор. Этот процесс не является лёгким и требует определенных навыков. Необходимо наличие молотка и присутствие дополнительного помощника. Благодаря этому шина будет сидеть лучше и не получит каких-либо повреждений. Если показатель мощности нормальный, то приспособление можно считать готовым. Если же нет, придется проводить ряд экспериментов, подключая к первичной обмотке провода.

Этапы производства трансформатора

Сборка трансформатора является обязательным этапом изготовления споттера из сварочного аппарата. Такая работа является наиболее трудной. Обмотка требует большого количества времени, но этот этап не является обязательным.

Обмотка осуществляется на кольцевом железе. Провод для вторичной обмотки должен изготавливаться из алюминия или меди. Между мотками следует прокладывать качественную изоляцию. Для этого подходит трансформаторная бумага в несколько слоев.

Для максимальной надежности ее пропитывают парафином.

Пистолет делают из полуавтомата. К нему потребуются некоторые дополнения, чтобы закрепить инструмент на приборе для рисования. Чтобы сделать клещи, подойдёт простая труба 20 на 20 мм. Силовые провода, соединяющие трансформатор и пистолет, должны иметь идентичное сечение.

Как альтернатива, они должны превышать сечение шины. Не стоит использовать слишком большие по длине провода. Максимальный их размер должен быть равен 2,5 м. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, должен быть сделан на основе коммутирующего кабеля с термоизоляцией.

При каждом нагревании этот слой будет стягиваться.

Важные нюансы в конструкции

Наибольшие сложности в адаптации трансформатора заключаются в увеличении показателя выходной силы тока. Для этого экспериментируют с шиной, которая ставится вместо вторичной обмотки. Опыт дает понять, что показатель сечения должен быть не меньше 160 кв.

мм. Что касается напряжения в шине, то она не должна быть меньше 6 вольт. Важнейшим моментом при сборке трансформатора является соблюдение оптимальной изоляции сетевых обмоток. Если накладка была сделана неправильно, это приведет к нежелательным последствиям.

Источник: https://nadouchest.ru/kak-sdelat-spotter-svoimi-rukami/

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер — необходимая техника для человека, работа которого связана с ремонтом авто и, в частности, устранением с их поверхности вмятин. Дело в том, что именно такая техника помогает при кузовной рихтовке авто в местах, где затруднен доступ изнутри, позволяя выравнивать поверхность снаружи.

Визуально устройство представляет собой изделие, состоящее из коробки, пистолета или стаддера, проводов, а также электрода. Коробка содержит в себе всю систему аппарата сварки.

Принцип действия аппарата состоит в следующем: на деформированную поверхность авто приваривается крепеж, к которому, в свою очередь, прикрепляется споттер.

Деформация вытягивается, и поверхность приобретает первозданный вид при помощи работы дополнительного механизма или вручную. Как обычный, так и самодельный, споттер позволяет сэкономить ваше время, обеспечит легкую и безопасную работу, а также отсутствие рисков нанесения ущерба.

Весь процесс сварки продолжается не больше нескольких секунд, что позволяет сохранить целостность кузова.

Изготовление споттера из сварочного аппарата своими руками

Если вы обращали внимание на расценки споттеров в магазинах, то наверняка расстроились. За самую простую модель с минимумом функционала просят чуть ли не месячную зарплату.

Однако существует способ изготовить споттер своими руками. Для этого вам понадобятся комплектующие от старой бытовой техники и сравнительно недорогие детали, а также грамотная и простая схема.

Навыки работы с электроникой, вопреки распространенному мнению, необязательны.

Устройство споттера

Существует немало схем, на которых показано, как сделать споттер. Вот одна из них:

Схема самодельного споттера

Устройство самого простого споттера, составленного из сварочного прибора, таково:

  • трансформатор для сварки;
  • тиристор, предназначенный для работы с напряжением 200 В;
  • привод на 12 В. В качестве него можно использовать трансформатор от некоторых видов старой техники;
  • реле 30 А;
  • диодный мост;
  • кнопка (к ней особые требования не выдвигаются);
  • контактор на 220 В.

Прежде чем начать изготовление споттера, обезопасьте себя от вероятного удара током — положите под ноги коврик из резины, а также соблюдайте правила техники безопасности при работе с электроприборами.

Сварочный аппарат – отличная основа для самостоятельно сделанного рихтовочного приспособления.

Для вашего будущего устройства для точечной сварки важно, чтобы на выходе у техники была сила тока от 1500 А. Принцип работы по сборке следующий:

  • снимите с техники вторичный слой;
  • посчитайте, сколько требуется витков на 1 В. Для этого вам понадобится обвернуть проволоку из меди на первичную обмотку. После этого замерьте количество вольт, а полученные данные поделите на количество проволочных витков. Так вы получите количество необходимых витков на 1 В напряжения;
  • соорудите шину из вторичной обмотки техники. Сечение шины должно быть больше или равно 16 мм, а напряжение – 6 В. Если у вас получилось сечение с меньшим диаметром, поделите его на составные части, а затем скрепите при помощи скотча;
  • вам потребуется 2 шины, на которых будет находиться изоляционная обмотка. Проводите изоляцию последовательно: наносите слой изоленты, после — скотча, а потом — снова изоленты;

Обмотка вторички

  • шины, которые получились у вас в процессе работы, намотайте на трансформатор. Для этого вы можете воспользоваться дополнительным инструментарием или прибегнуть к посторонней помощи. Необязательно плотно скреплять первичную обмотку с трансформатором — достаточно ровной посадки шины;
  • измерьте мощность: если она соответствует нужным параметрам, вы уже почти закончили делать споттер своими руками. Если мощность не достигает нормы, измените подключение проводов к первичной обмотке.

Далее вам потребуется изготовить сварочный пистолет. Основой для него может стать сварочный полуавтомат, однако он требует изготовления для него дополнительных крепежей к рихтовочному прибору. Внутри сварочного полуавтомата фиксируется латунная ось (М10).

Сварочный пистолет

Для клещей сойдет обычная труба с размерами 20х20 мм. Проводник, при помощи которого соединяется пистолет с трансформатором, обязан быть снабженным сечением, равным или большим сечения шины. Чем короче и толще у вашего прибора будут провода, тем эффективнее он будет работать.

Из чего еще делаются споттеры

Помимо сварочного автомата для рихтования авто и полуавтомата, для понижения затрат на сборку изделия некоторые мастера пытаются сделать споттер своими руками из:

  • трансформатора, стоящего в микроволновой печи. Считается, что меньший размер сечения на приборе снижает количество рабочего тока, делая прибор не таким эффективным и быстрым;
  • инвертора;
  • аккумулятора от авто. Здесь главное — не забывать заряжать аккумулятор до и после использования.

Споттер из аккумулятора от авто

Особенности эксплуатации

Самодельная техника позволит вам качественно восстанавливать вмятины на авто в течение нескольких минут без необходимости перекрашивать кузов.

Эксплуатация самодельного споттера

Существует несколько особенностей эксплуатации сварочного прибора:

  • Все время контролируйте, какова работоспособность каждой составляющей прибора. К сожалению, во время эксплуатации нередко случается разрыв проводки, а также перегревание прибора.
  • Проводите самостоятельную диагностику либо обращайтесь к специалистам. Сегодня существует достаточно мастеров, ремонтирующих споттеры для авто любого типа, даже самодельные.
  • При сборке учитывайте, что размер сечения алюминиевых проводов должен составлять 2 мм2, а медных — в 2 раза меньше.
  • Изолируйте вторичную обмотку лаковой ткани или парафинированной бумагой.
  • Для удобства эксплуатации выведите все элементы управления на лицевую панель, а для управления сделайте корпус вашего прибора.
  • Предусмотрите, где будут располагаться точки для проводов работы и заземления. Не допускайте длины проводов 2,5 м и больше — это негативно скажется на функционировании прибора.

Источник: https://okuzove.ru/materialy-i-instrument/kak-sdelat-spotter-iz-svarochnogo-apparata.html

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками: алгоритм действий, назначение прибора

Споттер представляет собой устройство, вычисляемое к категории сварочных аппаратов. Предназначается для точечной сварки. Работает на основе сопротивления тока. Устройство функционирует за счет выделения некоторого количества энергии тепла в зоне соприкосновения со сварочным материалом при подаче электротока. Споттер из сварочного аппарата можно сделать своими руками. Классифицируют его на инверторную и трансформаторную модели.

Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.

Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины.

Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка. Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали.

Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.

Схема споттера и ее работа

Соорудить споттер своими руками из сварочного аппарата легче и быстрее, чем когда нет вообще никакой материальной основы. Но чтобы процесс создания получился успешным необходимо разобраться в принципе работы споттера. Для этого имеются соответствующие видео и разнообразные схемы в интернете. Они могут немного отличаться по составляющим, но большинство функционирует именно так:

  1. Напряжение поступает из бытовой сети на первый трансформатор (Т1). Пройдя его первичную и вторичную обмотку, оно понижается до безопасного значения, позволяющего заряжать основные элементы схемы.
  2. После Т1 ток поступает на диодный мост.
  3. Реле перенаправляет напряжение с диодов на конденсаторы, которые начинают заряжаться.
  4. При достижении необходимого уровня заряда, реле отключает конденсатор и пускает ток по второй линии, содержащей тиристор и еще один трансформатор (Т2). Обмотки этого трансформатора изменяют параметры тока, позволяя сварщику контактировать со свариваемым изделием. Одновременно повышается сила тока, способная точечно расплавлять металл в зоне нагрева.
  5. Для регулирования силы тока, между Т2 и изделием устанавливают сопротивление.
  6. Импульсный сварочный ток действует 0.1 — 0.4 секунды, что обусловливается параметрами конденсатора.
  7. Когда последний становится разряжен, тиристор закрывается, и запускается первая линия, работающая на зарядку. Так заканчивается полный цикл аппарата, и действие повторяется снова.

Что понадобится для сборки

Чтобы смастерить споттер своими руками требуется заготовить необходимые элементы схемы, и продумать из чего собрать аппаратную часть. Какое-то оборудование придется купить в магазине, а некоторые детали найдутся и в гараже.

Основное устройство — это трансформатор от сварочного аппарата, — уже имеется. Именно из него получиться извлекать сварочный ток. Другие элементы конструкции и их параметры такие:

  • Второй трансформатор для запитывания всех составляющих цепи.
  • Переменный резистор. Его минимальное значение должно начинаться от 100 Ом. Мощность рассеивания здесь в расчеты не принимается и подойдет любое значение.
  • Диодный мост около 8V, с полной комплектацией, поддерживающий работу цепи на 12 V. Вместо этого узла возможна установка симисторов.
  • Конденсатор, накапливающий ток для подачи импульса, должен иметь емкость 1000 мкФ. Это позволит высвободить достаточный ток для сварки. Максимальный показатель поддерживаемого напряжения конденсатора 25V.
  • Тиристор, перенаправляющий напряжение из первого потока во второй и наоборот. Можно купить модель ПТЛ-50 или аналогичную по параметрам. Главное требование, это способность функционировать при 220V, и создавать импульс с минимальной силой тока в 45 А. При меньших значениях сварка споттером будет слабой, и обратный молоток будет отрываться при ударе, вместо вытягивания поверхности изделия.

Трансформатор и его модификации

Понимая процесс, происходящий внутри оборудования, и посмотрев несколько видео по его работе, можно приступать к делу. Создание споттера из сварочного аппарата своими руками является более быстрым, поскольку подразумевает уже наличие сварочного трансформатора — одного из основных элементов устройства.

Преимущество заключается в том, что его выходное значение по силе тока уже соответствует требуемому для сварки. Для работы импульсной дугой требуется диапазон сварочного тока от 40 до 1000А. Много трансформаторов от сварочных устройств выдают именно такие параметры. Если же максимальная сила тока трансформатора меньше, то ее можно повысить изменив вторичную обмотку.

Для этого «родная» вторичная обмотка полностью удаляется (зубилом или стамеской). Это следует выполнять аккуратно, чтобы не повредить изоляцию первичной обмотки. После чего можно намотать кабель сечением 50 мм квадратных в количестве семи витков. Если в наличие провод с меньшим сечением (30 мм квадратных), то потребуется большее число витков на вторичной обмотке (около 10 витков).

По аналогичной схеме действуют и при сборке споттера из полуавтомата. Ключевым элементом является трансформатор, выдающий требуемые величины тока. Споттер из инвертора тоже возможен, и его напряжение будет еще более лучшим для импульсной сварки. Трансформаторный узел помещают в схему на место Т2, а остальные детали собирают в соответствии с параметрами цепи.

Изготовление рабочих частей

Рабочим элементом, которым выполняется большинство манипуляций при использовании споттера, является пистолет или его совмещенная версия с обратным молотком. Его можно купить сразу в магазине для сварки, а возможно изготовить и самостоятельно.

Свой самодельный пистолет можно сделать из неработающей дрели, удалив из нее внутреннюю часть. Как основа, подойдет и клеевой пистолет. Устройство необходимо снабдить штангой и надеваемым утяжелителем. Последний можно изготовить на токарном станке с внутренним отверстием, соответствующим диаметру штанги.

Конец штанги снабжается специальным зажимом для фиксации электрода или приварочных шайб. Кабель от аппарата к пистолету важно подобрать достаточно толстым. Хотя импульсная сварка кратковременна, и не сильно перегревает цепь, слишком тонкий кабель может оплавиться.

Корпус

Создание споттера из сварочного аппарата, полуавтомата или инвертора, удобно и наличием готового корпуса. В нем уже имеется диэлектрическое основание или крепежные шайбы под трансформатор, исключающие попадание тока на корпус. Удалив ненужные элементы, можно расположить основные составляющие цепи.

Наружная панель сварочного агрегата уже имеет достаточно отверстий для вывода основных кнопок и приборов. Для самодельного споттера потребуется вывести:

  • тумблер включения;
  • переключатель режимов (импульс или сварка угольным электродом);
  • значение А;
  • значение V;
  • индикатор сети;
  • разъемы под кабель пистолета и массы.

Возможности самодельного споттера

На что способен споттер из сварочного агрегата демонстрируется на видео. Им возможно выполнять сварку шайб, проволоки и других приспособления для выравнивания геометрии кузова. Из технических характеристик такие аппараты имеют:

  • питающее напряжение 220V;
  • частоту тока 50 Гц;
  • мощность 10 кВт;
  • рабочий ток от 40 до 1000А;
  • напряжение вторичной обмотки 8-12 V;
  • импульс 0.1-0.4 секунды;
  • тяговое усилие иглы около 100 кг.

Если в наличии имеется нерабочий сварочник, то это хорошая основа для создания самодельного споттера. Ключевой элемент — трансформатор, уже имеется, а готовый корпус ускорит процесс комплектации. Если параметры трансформатора не соответствуют требуемым, необходимо всего лишь изменить вторичную обмотку.

Источник: https://svarkalegko.com/oborudovanie/spotter-iz-svarochnogo-apparata.html

Схемы самодельных споттеров из аккумулятора, микроволновки и сварочного аппарата

Из-за уменьшения толщины металла процесс рихтовки кузовных элементов автомобиля стал более трудоемким. Недостаточно использование традиционных инструментов – молотка и подкладок. Для фиксации металла применяют споттер – разновидность сварочного оборудования. Дороговизна заводских моделей стала причиной появления самодельных аналогов.

Методика изготовления споттера из микроволновки

Главное отличие от сварочного автомата или полуавтомата – импульсный режим работы. Для этого понадобится конденсатор большой емкости с системой управления. Время импульса должно быть минимальным — до 0,5 сек. В противном случае вместо контактной сварки будет отверстие в металле.

Конструкция состоит из двух блоков – трансформаторов и управления. Для первого можно использовать сердечник без обмотки из микроволновки. Его сечение – от 400 мм². Дополнительно потребуются провода 2,5 и 50 мм².

Порядок изготовления:

  1. Удалить обмотку из сердечника.
  2. Сделать первичную обмотку из провода 2,5 мм² (200 витков) и вторичную 50 мм² (7 витков).
  3. В качестве изолятора можно использовать технический картон.
  4. Тип трансформатора для подачи питания не имеет значения, главное требование – напряжение на вторичном контуре обмотки 12 В.
  5. Сборка блока управления.
  6. Крепление контактов «плюс» и «минус». Дополнительно рекомендуется сделать удлинители.

Ниже можно ознакомиться принципиальной схемой споттера и блока управления.

Делаем из сварочного аппарата

Аналогичную конструкцию можно сделать из сварочного аппарата полуавтоматического типа. Важно — в дальнейшем использование устройства для других работ будет затруднительно. Проблема – ограниченное времени подачи импульсного тока, что приведет к некачественному точечному шву.

Так как трансформатор с требующимися характеристиками уже есть – нужно сделать новый блок управления. Возможные варианты:

  • реле, рассчитанное на нужное время срабатывания;
  • схема управления на тиристорах;
  • установка симисторов, обеспечивающих лучший контроль времени.

Схемы подбираются индивидуально, так как в отличие от споттера из комплектующих микроволновки, параметры трансформатора в сварочном аппарате изменить проблематично. После сборки нужно провести испытания, проверив длительность импульса и качество приваривания к металлической поверхности.

Споттер из аккумулятора

Для исправления незначительных повреждений кузова можно изготовить устройство на основе аккумулятора. Он будет выполнять функции блока питания, что позволит выполнять работы независимо от наличия электросети. Дополнительное качество – использование этой модели споттера как вспомогательного средства при работе основного.

Для изготовления потребуются следующие комплектующие:

  • стандартный аккумулятор на 12 В;
  • втягивающее реле, можно от стартера машины;
  • кнопка включения/отключения;
  • провода с клеммами, держатель электрода.

Рекомендуемое сечение кабеля – до 100 мм². Для минимизации потерь тока во время прохождения заряда длина провода должна быть минимальной — до 1,5 м.

Комплектующие для рихтовки

Помимо правильно изготовленного споттера нужно заранее подобрать расходные материалы для него и сделать оптимальную комплектацию точечного сварочного аппарата. Их самостоятельное производство не рекомендуется – плохое качество скажется на рихтовке и внешнем виде кузова.

Расходные материалы и комплектующие:

  • Обратный молот. Объединяет в себе функции держателя электрода и механического выравнивателя. Стоимость – от 5800 рублей.
  • Шайбы различной формы. Необходимы для фиксации инструмента для рихтовки.
  • Электроды. С их помощью происходит приваривание активной части обратного молота, шайб.

Последние две позиции можно приобрести в наборе, средняя цена – 4750 рублей. При выборе нужно обращать внимание на качество изготовления.

Предлагаем ознакомиться с подробной инструкцией по изготовлению точечного сварочного аппарата с помощью комплектующих от микроволновки:

Источник: https://ismith.ru/welding-equip/sxemy-samodelnyx-spotterov/

Сборка своими руками и применение споттера из сварочного аппарата: схемы работы самодельных споттеров

Споттер – это аппарат для точечной сварки, который широко используется для рихтовочных автомобильных работ. Очень часто такие работы требуют максимальной геометрической точности и знания всех кузовных панелей, размещенных на автомобиле. И редко когда качественную рихтовку можно выполнить без специальных устройств, в частности, споттера.

Сегодня мы расскажем о том, как собрать споттер своими руками и какова схема его работы. Так, самодельные споттеры позволят сэкономить немалые деньги, если вы их сделаете из сварочного аппарата.

Как работает споттер?

Есть несколько электрических схем споттера, который можно собрать не только из инвертора, но также из старого аккумулятора или трансформатора. Самодельный споттер действует по принципу молотка, работает точечным образом, но в обратную сторону. Это выглядит так:

  • обратный молоток направляющей зафиксирован к поврежденному участку на кузове;
  • по направляющей может двигаться только молоток в виде шайбы, которая прикладывает усилие к точке ее фиксации.

Обычный споттер имеет два режима работы;

  • кратковременный, когда направляющую нужно закрепить в нужной точке специальными кольцами;
  • сварочный – сварка осуществляется на минимальной мощности с применением угольного электрода.

Споттер своими руками на основе инверторов

Споттер из сварочного аппарата наиболее распространен среди самодельных приборов, несмотря на то, что есть и другие схемы их сборки. Так, споттеры своими руками можно собрать и не из сварочных аппаратов, но они будут менее мощными.

Споттер является ответвлением контактной сварки, однако, в отличие от нее, конструкция споттера исключает наличие клещей, именно поэтому этот аппарат можно считать аналогом электродугового сварочного аппарата, где напряжение пропускается через автомобильный корпус. Один контакт присоединен к кузову, а в качестве второго контакта выступает шток и насадка.

Ниже предлагаем вам ознакомиться с самой простой схемой споттера на основе сварочного аппарата, которую при желании вы можете и доработать.

Схема инверторного споттера

Споттер, собранный своими руками из сварочного аппарата, включает в себя два ключевых элемента:

  • сварочный инвертор;
  • тиристорное реле.

Для самостоятельно сборки данного аппарата вам будут нужны:

  • тиристор на 200 вольт;
  • трансформатор, понижающий на 12 вольт для кнопочного управления реле;
  • реле на 30 ампер;
  • мост диодный;
  • контактная группа (220 вольт);
  • кнопка управления.

Посредством диодного моста трансформатор подключают к сети, а к мосту, при этом должен быть подключен тиристор электронного реле. Трансформатор предназначен для запитки управляющей ветки тиристорной цепи.

Схема работы споттера выглядит следующим образом:

  • при нажатии кнопки S3 включается разрядка конденсатора С1, и на какое-то время включаются резистор R1 и тиристор V9;
  • далее подается переменное напряжение на первичную трансформаторную обмотку с помощью диодов Д232;
  • происходит процедура сваривания деталей и электрода;
  • при разрядке конденсатора С1 тиристор закрывается, а обмотка силового трансформатора обесточивается;
  • при таком положении дел сварочный процесс подходит к концу, а конденсатор С1 продолжает заряжаться от трансформатора Т1 для последующих работ.

Помните, что диодный мост и тиристор могут быть заменены симисторами. Самодельные споттеры должны быть тщательно продуманы с конструктивной точки зрения. Он должен корректно работать независимо от габаритов и вложенных средств.

Материалы

Железа для споттера нужно выделять в объеме от 35 до 40 квадратных сантиметров. На тиристоре перегревов не бывает, они бывают лишь на участках, которые расположены после кабеля. Также сильно греется шток из черного металла диаметром на 16 мм. Желательно, чтобы он был сделан из латуни.

Что касается кабеля для споттера, то нужно выбирать с площадью сечения порядка 70 квадратных миллиметров, а для массы и молотка будет достаточно его длины 1,7 и 2,1 м соответственно. Также потребуется предусмотреть импульсное управление на тиристоре ТЧ-40.

Сначала вторичная трансформаторная обмотка наматывается с применением медной шины размером 6,5 на 4 в третьей обмотке. Также ее можно заменить на алюминиевую. Потом на вторичную обмотку нужно добавить еще две. Окончательный вариант аппарата состоит их алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 квадратных миллиметров, что равно 5 обмоткам по шесть витков.

Уделяйте пристальное внимание внешнему виду обратного молотка, в роли которого выступает электрод. Чаще всего рукоять делают на основе клеевого пистолета, а рабочий кабель имеет термоизоляционный слой и коммутирующий провод. Также помните, что при нагреве слой термоизоляции начинает стягиваться.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Самодельный или заводской споттер, имеющий промышленное назначение, обладает рядом таких важных функций:

  • соединение деталей посредством сварки ремонтных шайб с использованием споттера;
  • сварка точечным методом с применением металлического электрода, которая вытягивает металл панели;
  • возможность прогревать металлические детали углеродным электродом и затем их охлаждать. Благодаря такой функции сварочного аппарата можно выполнять осадку металлов;
  • особенности конструкции споттера делают его очень простым и удобным в плане эксплуатации;
  • наличие двух сварочных режимов в споттере. Первый режим постоянного включения с применением углеродного электрода, а второй – с кратковременным включением, который регулируется по времени. Он используется с применением металлического электрода и часто используется для приварки шайб;
  • наличие в споттере принудительной системы охлаждения и термостата для отключения сварочного аппарата при перегреве и автоматического его включения при нужной температуре для сварки.

Основные технические характеристики устройства:

  • 220 вольт – требуемое напряжение питающей сети для нормальной работы споттера;
  • 56-60 Гц – требуемая частота сети переменного тока;
  • 10 кВт – максимально допустимая мощность;
  • 1300 А – максимально возможный рабочий ток;
  • около 8-9 В – напряжение для вторичной обмотки аппарата для сварки;
  • 0-1,2 секунд – предел установки времени;
  • два рабочих сварочных режима – таймер при точной сварке и непрерывный режим при обычной сварке и темперировании;
  • 15 процентов – производительность при точечной сварке деталей из металла с учетом максимальной выходной мощности;
  • 75 процентов – производительность при угольном варе с учетом максимальной выходной мощности;
  • от 100 кг и больше – тяговое условие для иглы;
  • 100 кг и выше – тяговое условие для шайбы;
  • 380 на 290 на 840 мм – длина, ширина и высота изделия;
  • 32 кг – вес конструкции.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Существует признанная технология работы с помощью споттера, которую определили мастера кузовных ремонтов. Она актуальна при ремонте труднодостижимых деформированных частей кузова на автомобиле. Часто такая схема работы применяется по отношению к деформированным дверям автомобиля, крыльям и другим частям транспорта. Она актуальна везде, где усилия направлены к внешней стороне рабочей поверхности и где расположен деформированный участок конструкции.

Точечную сварку выполняют с помощью поступающего тока, а затем локальная поверхность выравнивается упором или инерционным молотком. Благодаря таким манипуляциям достаточно быстро поврежденная часть автомобиля вытянется в исходное положение.

Потом деформированная и выровненная поверхность шлифуется. Это нужно делать так, чтобы точки были удалены от сварки и рабочая поверхность была гладкой. Не забывайте об обязательном заземлении для корпуса, также от аккумулятора должна быть отсоединена отрицательная клемма.

Технология сварки с помощью споттера выглядит следующим образом:

  • деформированный участок на автомобильной детали тщательно зачистите, пока не будет видна поверхность металла;
  • прикрепите к подготовленной поверхности заземлительный контакт;
  • приварите крепежные элементы;
  • захватите эти элементы с помощью специальных приспособлений и инструментов, которые будут нужны для плавки металлов;
  • вытягиваем деформированный участок поверхности металлической конструкции;
  • приваренный элемент можно с легкостью удалить своими руками с помощью вращательных движений;
  • очистите поверхность детали, которая ремонтировалась и приготовьте этот участок к шпатлевке.

Чтобы работать при помощи споттера, независимо от того, самодельный он или заводской, нужно иметь навыки сварочных работ. Также нужно соблюдать правила эксплуатации данного аппарата и выполнять правила проведения сварочных работ. Все это позволит отремонтировать деформированную часть автомобиля быстро и успешно.

Споттер станет незаменимым при выполнении всевозможных ремонтных работ на кузове автомобиля, требующих точечного сосредоточения. А как вы смогли убедиться, этот аппарат можно собрать и своими руками.

Источник: https://elektro.guru/elektrooborudovanie/svarochnye-apparaty/kak-svoimi-rukami-sobrat-spotter-iz-svarochnogo-apparata.html

Споттер своими руками

Понятие spotter, его русское название споттер, спотер, спот, с английского переводится как «указатель цели» или от основы слова – «точка». Это оборудование, которое относится к одному из видов сварочных аппаратов и по смыслу полностью отвечает своему наименованию.

Споттер – аппарат для односторонней точечной сварки, действующий по принципу токового сопротивления. Работа системы споттера заключается в выделении определенного количества тепловой энергии в зоне соприкосновения со свариваемым материалом во время прохождения тока.

Купить споттер

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Делятся споттеры на два вида: трансформаторы и инвертора. Трансформаторный споттер своими руками изготовить можно, а вот инверторный собирается только в промышленном производстве. Spotter используется для процесса кузовных работ авто, где действия полуавтомата или ручных инструментов не принесут желаемых результатов. Споттером удаляются вмятины, путем вытягивания.

Из чего состоит споттер и как им пользоваться

Споттеры визуально представляют собой аппарат, который состоит из коробки, кабеля, пистолета (стаддера) и острого прута (электрода). В коробке находится вся система сварочного аппарата, в том числе трансформаторы или инвертора.

Сам процесс точечной сварки для кузовных работ авто выглядит так: на месте поврежденного металла приваривается крепеж, к которому закрепляется споттер и с помощью дополнительных механизмов или вручную вытягивается вмятина. Этот способ удобен тогда, когда выровнять поверхность кузова изнутри неудобно или невозможно.

При этом существует много преимуществ работы с таким специализированным оборудованием – минимум сил, быстро и без рисков нанести больший ущерб.

Для того чтобы максимально быстро и четко произвести кузовные работы авто нужно соблюдать определенный порядок и технологию процесса, а также учесть небольшие нюансы:

  • Поверхность, которая была деформирована, сначала нужно зачистить от любого вида покрытий (лака, краски, ржавчина). Этот этап работы очень важен, потому что от качества соединения двух металлов будет зависеть и результат всего процесса.
  • К поверхности, которая будет корректироваться, нужно присоединить контакт заземления.
  • На уже очищенную поверхность поврежденного места металла следует приварить крепеж, через который будет присоединен споттер.
  • К приваренному крепежу производится захват пистолетом споттера, после чего вмятину вытягивают. Для коррекции поверхности используется обратный молоток, гидроцилиндры, стапели и так далее. Учитывая толщину металла, нужно определить каким именно приспособлением лучше рихтовать вмятину, чтобы не навредить кузову. Допустим, обратный молоток нельзя использовать для алюминия, и оцинкованный кузов возьмет не каждый споттер.
  • После завершения рихтовки кузова приваренная деталь скручивается, а контактное место зачищается шлифовальной машинкой.

Как сделать споттер своими руками

Зная устройство сварочного аппарата, можно смело решиться сделать споттер своими руками. Самодельный Spoter будет состоять из подручных деталей, купить нужно только то, чего дома, обычно, не бывает (если желающий собрать споттер не мастер-ремонтник).

Суть устройства такова: блок управления передает на стаддер ток, который доходит до электрода, на котором перемещается обратный молоток (металлическая болванка).

С помощью обратного молотка корректируется деформированный участок поверхности кузова авто.

Купить сварочный аппарат такого типа не всегда может быть целесообразно, тем более что стоимость качественного оборудования не так уже и мала. Потому рассмотрим устройство аппарата, чертежи и разберемся как быстро и из чего сделать самодельный споттер. Разберем по схеме блок управления, трансформатор и пистолет.

Блок питания своими руками

Блок питания состоит из трансформатора и диодного моста, который собирается на диодах Д226Б. Они необходимы для зарядки емкости С1. В свою очередь конденсатор открывает тиристор V9, после нажатия кнопки S3. Тиристор помещается в диагональ моста, от которого питается обмотка (первичная) трансформатора Т2.

Когда тиристор открыт – происходит процесс сварки, а после того, как емкость исчерпает свой заряд, происходит закрытие тиристора, и, соответственно, работа устройства прекращается. После отпуска кнопки S3 конденсатор C1 снова начинает заряжаться. Длительность импульса регулируется резистором переменным R1.

Трансформатор обязательно должен быть мощным.

Тиристор ПТЛ 50 можно поменять на ТЧ 40, а также на ТЧ 80. Можно составить другую схему, в которой вместо ПТЛ 50, питающего обмотку трансформатора, использовать симистор. Управляется симистор оптопарой, а диодный мост заменить на стабилизатор по микросхеме LM317.

Как стабилизатор, можно использовать любой блок питания, который даст хотя бы 10 Вольт. Переменный резистор RP1 устанавливается в цепи провода микросхемы и им можно корректировать напряжение для зарядки конденсатора. Этой манипуляцией регулируется продолжительность импульса для сварки.

В случае короткой длительности сварки, следует увеличить емкость С4.

Споттер своими руками: мотаем трансформатор

В процессе создания споттера своими руками, самой трудоемкой работой считается изготовление трансформатора. Обмотка занимает длительное время, но без этого этапа результата не будет (разве что в наличие есть лишний трансформатор).

Мотать можно на Ш-образном и кольцевом железе. Провод для второй обмотки можно брать медный или алюминиевый. Изоляцию между мотками нужно делать хорошую из лакоткани или бумаги трансформаторной в несколько слоев (5-6).

Бумагу можно, для надежности, пропитать парафином.

Самодельный обратный молоток

Обратный молоток нужен для рихтовки кузовной поверхности. Сначала нужно собрать пистолет и присоединить его к блоку управления. Для этого берется толстый кабель, который присоединяется к электроду, а на кнопку нужно вывести три провода.

Длина электрода должна быть в пределах 40-45 см, а в диаметре 12-16 мм. На электрод одевается тяжелая болванка. Она и будет обратным молотком, перемещаться должна свободно.

На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.

Силовой соединяющий кабель должен иметь сечение равное или большее, чем шина вторичной обмотки трансформатора. Рекомендуемая длина проводов не должна превышать 2,5 м. На этом, подведем итоги: изготовить споттер своими руками реально.

Купить споттер

Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2);
  • Скрывает от фото-видеофиксации;
  • Подходит для всех автомобилей;
  • Работает через разъем прикуривателя;
  • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

Источник: https://kuzovspec.ru/oborudovanie/spotter-svoimi-rukami/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по автомобилям